«Сюрпризы» начались. В начале этого года их прогнозировал народный депутат двух созывов Александр Ельяшкевич. Главным образом это касалось семьи Кучмы и дела Гонгадзе. В январе — это осуждение главного исполнителя убийства Гонгадзе и избиения Подольского Алексея Пукача к пожизненному заключению. В феврале — это изложенные ниже новости.
Вчера заместитель генерального прокурора Ренат Кузьмин заявил, что проводится новое расследование относительно заказчиков убийства Георгия Гонгадзе. Об этом он сказал в эфире «Эхо Москвы». «Старое постановление по Кучме подписывал лично я. Но нормы старого законодательства позволяли подозреваемому через суд обжаловать постановление», — напомнил Кузьмин. Заместитель генпрокурора отметил, что судья закрыл дело, потому что Кузьмин ссылался на пленки Мельниченко (доказательство), которые «имели сомнительную историю происхождения». «По новой процедуре мы зарегистрировали постановление и начали расследование относительно установления заказчиков убийства», — заявил Кузьмин. На вопрос, удастся ли доказать, что Кучма является заказчиком убийства, Кузьмин ответил: «У нас есть достаточно доказательств, которые подтверждают причастность Кучмы к этому преступлению, и мы в настоящий момент занимаемся расследованием и сбором всех возможных доказательств».
Параллельно, как известно, на днях в Апелляционном суде Киева проходил допрос свидетелей по «делу Щербаня», где Тимошенко проходит в качестве подозреваемой в организации убийства народного депутата. Казалось бы, общество много знает о тех временах, но после заявлений свидетелей, открываются новые подробности 90-х. Становится очевидным, когда именно зародились сегодняшние проблемы. Один из эпизодов показаний на то время губернатора Донецкой области Владимира Щербаня (pravda.com.ua).
«Последний серьезный разговор о ЕЭСУ между Владимиром Щербанем и Павлом Лазаренко состоялся летом 1996 года, когда Лазаренко был уже премьер-министром. Щербань рассказывает, что беседа длилась с 23:30 и «практически до рассвета» возле клумбы во внутреннем дворе Кабинета министров. «Главной темой разговора было то, почему я не соглашаюсь на то, чтобы корпорация «ЕЭСУ» поставляла газ в Донецкий регион. Я отвечал неизменным категорическим отказом. Разговор происходил на повышенных тонах и тогда Лазаренко П.И. мне сказал, что до конца осени он меня уберет с должности и «похоронит». При этом сказал, что я вообще пожалею, что я родился на свет. Я эту угрозу воспринимал как угрозу убийством, так как очень недавно было совершено убийство Александра Момота, и я был четко уверен, что оно было организовано Лазаренко П.И и Тимошенко Ю.В. в интересах бизнеса последней, связанного с поставками природного газа в Донецкий регион».
«Владимир Щербань утверждает, что уже в первый месяц работы в Кабмине Лазаренко неоднократно уговаривал его допустить в Донецкую область ЕЭСУ. «Периодически при встречах он донимал меня в сущности одним вопросом: будем ли мы брать газ в ЕЭСУ, на что я ему неизменно отвечал отказом». По словам экс-губернатора, в область регулярно приезжали проверки из Генпрокуратуры, СБУ и УВД области. И он связывал все эти действия с Павлом Лазаренко и его желанием дискредитировать его и оказывать давление по делу ЕЭСУ. Владимир Щербань рассказывает, что в 1996 году Леонид Кучма лично по телефону просил его поддержать кандидатуру Павла Лазаренко на должность премьер-министра. «Я в 1996 году руководил большой фракцией в парламенте «Социально-рыночный выбор», и от результатов моей фракции могла зависеть судьба назначения Лазаренко».
Еще одна важная новость вчерашнего дня. Известного по процессу над Пукачем судью Мельника понизили в должности. Он больше не исполняет обязанности заместителя председателя Печерского районного суда». Об этом также пишет упомянутое интернет-издание. Его обязанности отныне будет исполнять не менее известный, но уже по процессу над Тимошенко, судья Киреев, который приговорил экс-премьер-министра к семи годам заключения по «газовому делу». Известно также, что Мельник теперь находится в отпуске.
О судье Андрее Мельнике мы неоднократно писали, главным образом благодаря его «достижению» в решение проблем времен Кучмы. Как известно, кроме суда над Пукачем, Мельник еще в 2002 году «поставил точку» по другому резонансному делу о нападении на Александра Ельяшкевича. Назвать это судом, конечно, сложно, потому что на процессе не было ни пострадавшего, ни подозреваемого: просто вынесли решение по фиктивному преступнику и все. Многочисленные рекомендации ПАСЕ о необходимости объективного расследования данного дела и до сих пор остаются невыполненными.
Немногие из журналистов обращали внимание, но основу относительно сегодняшнего решения по Мельнику заложил пострадавший по делу Пукача Алексей Подольский. Он постоянно отмечал и отмечает сегодня, что судья Мельник не имел права вести судебный процесс над Пукачем. В первую очередь, из-за известной фальсификации «дела Ельяшкевича». Это подтвердилось и во время суда над Пукачем. Он был закрытым, не были исследованы мотивы преступления Пукача, не исследовалось «дело Кравченко» и т. п. Все ходатайства Подольского об отводе судьи Мельника отклонялись. В результате, пострадавший был вынужден бойкотировать процесс. Также по поводу нарушений Мельника, Подольский написал заявление в Генпрокуратуру, указал на эти нарушения в апелляционном заявлении касательно приговора Пукачу.
Неужели Подольского услышали? В беседе с нами, новость о судье Мельнике он назвал серьезным ударом по семье Кучмы. Кстати, недавно появилась информация о филантропических планах Виктора Пинчука. Один из самых богатых людей Украины обязался инвестировать половину или больше своего состояния при жизни и после нее в благотворительные проекты. Пинчук присоединился к Giving Pledge (Клятва дарения) — филантропической инициативе, основанной Биллом Гейтсом и Уорреном Баффетом в 2010 году.
Алексей ПОДОЛЬСКИЙ:
— Алексей, вы добивались наказания судьи Мельника. Выходит, частично это произошло. Что думаете по поводу понижения в должности Мельника?
— Понижение Мельника свидетельствует о том, что его позиция не совсем совпала с политической линией нынешнего руководства. Например, то, что Кучму не вызывали в суд, по крайней мере как свидетеля, противоречит современной линии руководителей государства. Из этого и других нюансов нынешнего политического момента понятно, что есть попытка «разобраться» с Кучмой, его семьей со стороны политической власти. Мельник, в свою очередь, не только не руководствовался указаниями власти, но и действовал в соответствии со своими старыми связями с семьей Кучмы и Пинчука. Не знаю, на чем держатся эти отношения, но судья сознательно делал все в интересах того, кого считают заказчиком. Очевидно, он согласовывал свои действия в контексте этого процесса, который имеет политическую составляющую, именно с ними, а не с действующей властью. Поэтому его и сняли. Мельник работал не как судья, а как заинтересованное лицо, отстаивая интересы Кучмы, а не власти. Теперь в прокуратуре есть мое заявление о преступлениях этого судьи, существуют и прямые доказательства подделки им дел, поэтому если возникнет желание — против него может начаться следствие. Все зависит от того, каким будет политическое решение по этому делу.
— Комментируя увольнение Мельника, адвокат Мирославы Гонгадзе Валентина Теличенко отметила, что, несмотря на свою критику приговора и закрытости процесса, она не имеет профессиональных претензий к Андрею Мельнику: «Недостатки процесса были связаны не столько с работой суда, сколько с работой ГПУ при предъявлении обвинения». Как прокомментируете?
— Меня удивляет позиция Валентины Теличенко. Она не очень последовательна. Когда я подавал ходатайство о заангажированности судьи Мельника, и Теличенко, и представитель Леси Гонгадзе в суде Федур меня поддержали. Кроме того, после приговора Пукачу Теличенко подала апелляцию касательно того, что не было проведено следствие по заказчикам и не были вызваны в суд свидетели Кучма и Литвин. Также мы вели продолжительную борьбу за открытость процесса. Подавали десятками ходатайства о дополнительном расследовании причин смерти Кравченко. Мотивы действий Пукача остались нераскрытыми. Все вопросы, касающиеся заказчиков, Мельник отвергал. И после всего Теличенко говорит, что не имеет к судье претензий.
— На днях также была новость, что Виктор Пинчук направит как минимум 50% своего состояния на филантропические проекты в рамках инициативы Giving Pledge. По вашему мнению, о чем это свидетельствует?
— Пинчук пытается заручиться поддержкой Запада. Он хочет быть полезным для украинской власти любого калибра и цвета именно тем, что он может позиционировать интересы своей страны на Западе. Однако любая нравственность: протестантская, католическая, православная — не признает крови. Если репутация человека запятнана, его возможности лоббирования на международной арене и прочность контактов на Западе связаны с тем, как будет развиваться это дело. Даже те, кто хочет иметь с ним дело, откажутся от этого, ведь их не поймут на Родине. Семья Кучмы красиво подмазывает дегтем колеса телеги, которая скрипит. Но всегда ли деготь решает все? Если ломается ось — ничего не поможет.