Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Девальвация патриотизма

На примере каких защитников и какой Отчизны должны воспитываться воины украинской армии
4 марта, 1996 - 19:41
«ЕСЛИ БЫ ТЫ БЫЛ ДОМА» / ФОТО НИКОЛАЯ ЛАЗАРЕНКО

И действительно, все перепуталось в этом мире: «героизм», «измена», «отвага», «мужество», «ордена», «медали»... за что, кому? «За верное служение Родине...» Какой Родине и кому именно служили? Можно задавать десятки подобных вопросов и на каждый будет различный ответ.

КАК БЕЛЫЕ ОФИЦЕРЫ СОЗДАЛИ КРАСНУЮ АРМИЮ

Для одних 23 февраля на всю жизнь — не просто красный день календаря, не только дата, а именно — праздник. Без всякого сомнения, возражений и объяснений. Все доводы очевидцев, исторические факты о том, что это была выдумка, фальсификация большевистских пропагандистов, что ни под Нарвой и ни под Псковом никакая «непобедимая» и «легендарная» Красная (Советская) армия не родилась, что, наоборот, именно в этот день эти города без какого-либо сопротивления со стороны несуществующей Красной армии, были заняты кайзеровскими (немецкими) войсками, отскакивают как горох об стену.

Причем, еще в период горбачевской перестройки эта информация тиражировалась в прессе. Т.е. за два десятка лет можно было бы осознать, что для «праздника» не годится этот день, что для этого нет никакого повода, даже памятного знака на месте события, как главного большевистского аргумента. А тем более для «празднования» в Украине, где в то время была совсем другая политическая, историческая и военная ситуация, чем в России. Неужели и до сих пор вкус и запах кольца докторской колбасы и двух ложек лапши, которыми в честь «праздника» угощали в этот день советских солдат (автор по себе это знает) настолько приятен и долговременен, что ни младшие, ни старшие чины бывшей Советской армии не могут понять абсурдность и унизительность ситуации, в которой они находятся много лет, отмечая этот мифический день. Комичнее всего, что это компартийно-советское зомбирование подействовало не только на тех, кто никогда не служил в той армии, но и даже на наших прекрасных женщин. Более того, продолжается заражение этой ложью и нынешнего поколения. И некоторые уважаемые мной политики этому помогают. Странно.

А если кое-кто по инерции продолжает отмечать его просто как «мужской день», то опять же — никакие героические, тем более мужские поступки, которые могут быть примером и гордостью для будущих поколений и тем более всенародно праздноваться, также не были проявлены. Разве что «господа офицеры» белой армии генерала Корнилова, рыцарская доблесть которых до сих пор воспевается на российской и украинской эстраде, именно в этот день пытались оказывать хоть какое-то сопротивление немецким войскам. Но как это относится к Красной армии? Словом, желаемое выдали за действительное.

АРМИЮ СОЗДАЮТ НЕ ВОЖДИ, А НАРОД

Тем более, что в истории нашей Отчизны были реальные факты и реальные герои-защитники своей земли, которые немногим менее месяца перед тем 29 января 1918 года вступили в неравный бой под Крутами. Это действительно был настоящий подвиг нескольких тысяч воинов, среди которых три сотни молодых необстрелянных в боях курсантов и студентов, которые наперекор воле и нерешительности тогдашнего украинского правительства, которое до последнего верило «байкам» большевиков, отчаянно стали на защиту Украины.

Когда открылись архивы в 90-х годах, для одних это оказалось громом среди ясного неба, для других — незаживающей раной, для третьих — фактом переосмысления и самоочищения от «советской» грязи и фальши. Потому что это действительно был не придуманный наверху вождями, а рожденный внизу, объединенный единым порывом, освященный единым боевым духом, прообраз национальной Армии, под знамена которой стали все слои населения. И не вина тех воинов, что этим не могла воспользоваться тогдашняя верхушка украинской власти, которая погрязла в политических распрях. Но это отнюдь не унижает Героев Крут. А следовательно, может быть одним из официальных оснований для признания этого дня Национальным Днем Защитника Отчизны.

На фоне тех кровавых событий под Крутами, известной инициативы Президента Украины, слова лидера Партии регионов В. Януковича иначе как циничными и богохульными назвать нельзя: «Ющенко хочет перенести День Защитника Отчизны с 23 февраля на 29 января (дата чествования Героев Крут). Я говорю об этом с огромным возмущением. Это коснется не только героев-афганцев, но и Героев Великой Отечественной войны, офицеров и действующей армии, и офицеров в отставке, многих настоящих мужчин. Менять эту дату ни в коем случае нельзя».

А я, кстати, как офицер Советской армии в отставке — против. И таких как я — немало. Так что от имени всех не стоит говорить. Это голосовать в парламенте от имени всей фракции можно, а здесь — у каждого свое мнение и позиция.

О СОВЕСТИ, МОРАЛИ И ОТВЕТСТВЕННОСТИ

Не меньше поразила меня риторика лидера другой партии — Народной, — В. Литвина. Правда по другому поводу, но в адрес воинов той же доблестной советской армии. На этот раз этой высокой оценки удостоились герои «афганцы», которые помпезно праздновали 20-летие вывода советских войск из Афганистана. Так вот, их «подвиг» спикер парламента, который в те дни был особенно щедрым на комплименты «воинам-интернационалистам», назвал не иначе как «высоким памятником патриотизма, ответственности, совести и морали». Не знаю как понимать слова «патриотизм», «ответственность», «совесть», «мораль» в контексте той бессмысленной войны, которую даже одиозный и наиболее заангажированный в этой теме Сергей Червонопиский, глава Украинского союза ветеранов Афганистана (воинов-интернационалистов) назвал «ошибкой политиков». Хотя, на самом деле, это было преступление против афганского и собственного народа. Это была, по существу, первая в истории России и Советского Союза «засекреченная» для народа война, сыны которого погибали неизвестно где и за что. Все десять лет власть скрывала, выдумывала, обманывала собственный народ, выдавая свои кровавые действия на афганской земле, то за «построение социализма», то за «интернациональную помощь братскому народу» и даже как «гуманитарную помощь».

И, на первых порах, народ поверил этим лживым басням, в том числе и военные. Тысячи офицеров и солдат добровольно писали рапорты (некоторые по несколько раз), особенно те, кто служил на Севере, на Дальнем Востоке. Выбраться оттуда мечтал каждый из них. А тем более служить за границей. Потому что, там служба считалась и престижной, и материально выгодной. Это уже на Афганской земле, попав в ад, они поняли в какую ловушку их заманили. Оставалось одно — бороться за выживание, защищать себя, друзей, просто честно выполнять военную присягу. Не задумываясь о последствиях. А другого выбора у них и не было. Иначе... или чужие, или свои... И таких случаев было немало. Но их почему-то замалчивают.

Конечно, и среди офицеров, и среди солдат были такие, которые бросались в бой со словами «За Советскую Родину». Опять же, на первых порах. И то, по большей части, в состоянии психического возбуждения, чем большого патриотического порыва. Для него практически у всех не было никакой моральной мотивации. Потому что «Родина» их по существу предала. Особенно сельских юношей из Волынской, Донецкой, Полтавской или другой украинской глубинки, которых среди тех почти 200 тысяч, воевавших в Афганистане, было не меньше половины. Поэтому закономерно, что в последние семь-пять лет этот «патриотизм» угасал и «ограниченный контингент Советских войск в Афганистане», так официально назывался в прессе этот «невидимый» советский фронт, формировался только в принудительном порядке. Добровольцами были единицы. Потому что не один офицер и солдат задавали себе вопросы: «Для чего я здесь воюю?» И так до февраля 1989 года.

То о каком «патриотизме» и в честь чего можно говорить? А тем более о «совести» и «морали», особенно тех штабных офицеров, которые в «гробах» и «грузах 200» («черных тюльпанах») вместе с телами погибших переправляли в Советский Союз наркотики, разные дефицитные вещи. А относительно «ответственности», то это слово вообще здесь не уместно. Потому что, кто и какую «ответственность» понес или несет за то, что оставила советская армия на афганской земле, за то, сколько горя и слез посеяла на собственной, в данном случае — украинской земле. Если бы и действительно была эта «ответственность», то еще тогда, в феврале 1989 года, хотя бы выплатили каждой семье погибшего воина материальную компенсацию не менее 100 тысяч тогдашних рублей, а каждому солдату, который участвовал в этой войне и возвращался домой далеко не здоровым, при демобилизации вручали бы не грамоту, не орден и медаль, а не менее 50 тысяч рублей, чтобы они безбедно устроили свою жизнь. Так, кстати, сделали США после войны во Вьетнаме. А Советский Союз десятки тысяч морально, психически и физически искалеченных солдат и офицеров бросил на произвол судьбы, на руки родителей и жен. Многие из них и до сих пор «ищут» себя в этой жизни. Но это тема другого разговора.

Вот и вся «ответственность» и уровень милосердия тогдашней власти, приказ которой выполняли «юноши... проявляя мужество и героизм», как постоянно утверждает тот же С. Червонопиский. Более того, по его словам, оценка афганской войны «должна вызывать только чувство гордости в украинском обществе». А на примерах мужества и героизма, которые проявляли «воины-афганцы», «должно воспитываться нынешнее поколение молодых людей, среди которых необходимо культивировать чувство патриотизма к своей Родине» («День» 18 февраля 2009 г.).

Такое впечатление, что речь идет о победе в войне по уровню не ниже Великой Отечественной. Это, во-первых, а во-вторых, именно словосочетание «вывод войск» несколько странное. Я бы сказал политически завуалированное. Не знаю, на кого было рассчитано это словоблудие. Потому что вместо того, чтобы признать военную и политическую капитуляцию, бессилие, бесперспективность и абсурдность дальнейшего ведения войны, которая только ускоряла развал СССР, выдумали нейтральное слово «вывод», — ни победа, ни поражение, кому что нравится. Но в военных действиях такого не бывает. Или одно, или второе. А если уже просто выводятся войска, то на какой-то определенный срок, для передислокации, а страна остается в состоянии войны. Но, правда, никто никому войны не объявлял. Это просто была «братская помощь» и с ведением боевых действий.

КТО ПОПРОСИТ ПРОЩЕНИЯ У АФГАНСКОГО НАРОДА?

Я понимаю, что чужой беды не бывает, особенно, когда это касается наших людей. Поэтому полностью соглашаюсь, что 142 гривни, которые сегодня получают матери за своих погибших сыновей, это не просто мало, а оскорбительно. Раньше вообще была смешная сумма — 39 гривен. Но и у других эти, так называемые льготы, если их можно так назвать, также не намного выше. Поэтому, как говорится, нужно иметь терпение. Не от нас с вами это зависит. А относительно «героизации» своих подвигов на чужой земле и относительно своих прав и обязанностей государства, хочу одно сказать воинам-афганцам: нужно знать меру.

Кстати, никак не могу понять, почему большинство из них с такой гордостью называют себя «афганцами». Что, у них национальность такая, или за особые заслуги Афганистан присвоил им это почетное звание — «воин-афганец»? А как же тогда называть настоящих воинов Афганистана — «душманами», «духами», «моджахедами», «талибами»? Не думаю, что нужно вести себя так, как будто «афганцы» — особая каста в нашем обществе. Тем более, что многие из них не бравируют своим «афганским» прошлым, а наоборот — пытаются меньше вспоминать о нем и быть более скромными как в оценке собственных подвигов, так и в претензиях к власти. Не от одного приходилось слышать, что они являются жертвами той войны, а не героями. Что были «игрушками» в руках тогдашней коммунистической власти. Как правильно заметил Вячеслав Билоус, председатель союза офицеров: «Нужно было топать ногами и свистеть тогда, когда вводили (войска. — Авт.) в Афганистан, но ведь боялись, потому что наказание было очень страшным» («День» 18 февраля 2009 г.). Зато теперь некоторые «распоясались» до такой степени, что во Дворце «Украина» устроили против власти настоящий демарш.

Это с одной стороны. А с другой, я не думаю, что «советские воины-интернационалисты» оставили среди афганского народа добрую и светлую память о себе. Разве нас не должно интересовать мнение афганцев по этому поводу? Так может стоит хотя бы через 20 лет, если не сделали этого раньше, не устраивать артиллерийских салютов, не кичиться лишний раз подвигами и не хвастаться боевыми наградами, на которых не только украинская кровь, но и кровь того невиновного народа (не помню случая, чтобы кто-то от наград отказался), а покаяться за грехи и главное, попросить прощения на официальном уровне от имени тех, кто там воевал. До сих пор этого не сделал никто, никто из президентов, никто из политиков. И тем более, ни один союз «афганцев» не осмелился пойти на такой человечный и благородный поступок. Разве не за что? Смотрим опять в сторону России? А она этого и не сделает. Потому что на героизме «афганской», «чеченской», «грузинской» войны держится дух ее нынешней армии.

На мой взгляд, было бы более человечно, если бы 18 февраля объявили Днем памяти тех, кто погиб в Афганистане, а возле памятника в Киеве зажигали, хотя бы в этот день, больше трех тысяч свечей (столько украинских жизней забрала та непровозглашенная война).

«ЖАЛЕЮ, ЧТО НЕ МОГУ ДВАЖДЫ УМЕРЕТЬ ЗА УКРАИНУ»

И последнее, о чем стоит сказать, когда речь заходит о героизме и подвигах во имя защиты и освобождения Украины. Это об Украинской повстанческой армии. Возможно, кому-то аббревиатура «УПА» уже набила оскомину, и от упоминания о ней у многих перекашивается лицо, но пока мы по-человечески не решим этот вопрос, не признаем, что действительно народным героем можно стать только обороняя свою землю, а не захватывая чужую, защищая свою семью, а не убивая чужую, мы не очистим ни «совесть», ни «мораль». И «ответственность» свою не обогатим новыми критериями.

Я не буду рассказывать о «боевых подвигах» воинов УПА. Об этом также много сказано и написано. Приведу только один факт из докладной следователя НКВД. Когда одному из воинов УПА перед казнью дали последнее слово, не задумываясь он сказал: «Жалею только об одном, что не могу дважды умереть за Украину». Эти слова без сомнения мог бы повторить каждый доблестный воин. Потому что это, без преувеличения и какого либо сомнения, действительно, была народная, национальна по духу и легендарная по боевым поступкам армия. Это о ней говорил французский генерал, а впоследствии президент де Голль: «Если бы я имел такую армию как УПА, фашистский сапог и месяца не топтал бы французской земли». На протяжении прошлого века это было второе после Крут, массовое рвение украинского народа к свободе и независимости, к освобождению родной земли.

А теперь относительно почитания настоящих защитников своей земли, воинов УПА, в обществе. Также ничего нового не могу добавить к тому, что имеем на это время: полная поддержка одной части общества и политикума, и неприятие второй части. Причем не принимаются на веру ни исследования историков, ни архивы из кагебистских хранилищ, ни кинокадры хроники, ни даже различные парламентские слушания. Это особый феномен упрямства — совковый, а он, как и «красно-советская армия» — не победим.

В связи с этим хочу снова обратиться к словам Владимира Литвина, который ни одним словом никогда не обмолвился о льготах для воинов УПА, об их признании, зато уверен, что «участники боевых действий в Афганистане должны быть по статусу приравнены к ветеранам Великой Отечественной войны».

На месте ветеранов ВВВ, я бы не меньше возмутился, чем когда кто-то предлагал воинов УПА приравнять к ветеранам Великой Отечественной. Хотя, на самом деле, воины УПА никогда и не просили, чтобы их к кому-то приравнивали. Единственное, чего добиваются и то не столько воины УПА (они и без официальных документов знают за что и против кого воевали), сколько политики. Напомню, речь идет о принятии закона относительно признания их борцами за независимость Украины и предоставление статуса участников войны. То есть поступить так, как это сделали в Испании, Италии, Германии, Польше, странах бывшей Югославии, Прибалтики, где в период Второй мировой войны действовали подобные повстанческие отряды, которые разъединили нацию на своих и чужих. Но там уже давно друг друга простили во имя крепкой и единой нации. А нам, оказывается, не хватает собственного ума и собственной позиции, требуется добро «старшего» брата и заключения советско-российских экспертов.

А что касается героизма воинов УПА, то он не нуждается ни в сравнении, ни приравнивании, ни в пропагандистском мифотворчестве, ни, тем более в защите. А если говорить о воспитании и культивировании чувства патриотизма к своей Родине, то в нашей отечественной истории хватает достойных примеров. Поэтому, как бы ни пытались подвергнуть девальвации все, что связано с патриотизмом и героизмом нашего народа во всех национально-освободительных войнах, сделать этого не удастся ни «своим», ни «чужим». Потому что дух наш, как и воля — непобедимы!

Аркадий МУЗЫЧУК, журналист, участник войны
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ