Теперь, когда мы научились летать по воздуху, как птицы, плавать под водой, как рыбы, нам не хватает только одного: научиться жить на земле, как люди.
Бернард Шоу, английский драматург

Дилетантизм остается ведущей тенденцией в Крыму…

Это ведет к нарушению законности, формированию «черного» рынка земли, развитию организованной преступности…
25 сентября, 2001 - 00:00


Закончились летние каникулы и у депутатов Крымской Верховной Рады. В среду на этой неделе в Симферополе состоялась очередная сессия, которая предприняла попытку сформировать новый состав правительства, о чем «День» информировал читателей в прошлом номере. В итоге сессии, однако, у избирателей крымских депутатов может возникнуть множество недоуменных вопросов, вызванных принятыми решениями. Поэтому итоги сессии мы попросили прокомментировать президента Фонда регионального развития, экс-заместителя Председателя Совета министров Крыма Андрея СЕНЧЕНКО.

— Андрей Виленович, в процессе формирования нового состава крымского правительства прослеживается устойчивая тенденция снижения профессионального уровня назначенцев. Это видно и по новому составу Минфина, который, как уже общепризнанно, профессионально значительно слабее предыдущего, нескольких комитетов; новые люди в правительстве уже вызвали несколько громких публичных скандалов. Вместе с тем, депутаты на сессии не утвердили в своих должностях именно тех крепких профессионалов, которые, как и глава бывшего правительства Сергей Куницын, работают явно успешно, добились перестройки своих отраслей, роста производства, как, например, министр курортов и туризма Александр Таряник, председатель Рескомэкоприроды Леонид Казак, комитета по ЖКХ Евгений Намяк. Почему такая странная «игра на понижение» уровня работы?

— Понятно, что Леониду Грачу в Крыму нужна абсолютная власть. Поэтому до выборов он все силы посвятит получению этой абсолютной власти, пока тактическими методами. В связи с этим ему заранее неприемлем любой премьер, который бы не являлся его сторонником, зависимым от него и на все сто процентов ручным человеком, связанным то ли партийным билетом, партийной дисциплиной (в его понимании, естественно), то ли другими ограничениями.

Не оценивая плюсы и минусы нынешнего правительства, можно сказать, что в этом процессе содержатся большие противоречия, которые надо учитывать, но Леонид Грач по своей психологии именно та сторона, которая с противоречиями не умеет работать, и он их не учитывал и не будет учитывать. Сегодня на сессии ему абсолютно было все равно, как отреагируют депутаты на его стиль ведения сессии, на нарушения регламента; ему безразлично то, что эти кандидатуры согласованы с Президентом. Что — Грач игнорирует решения Президента?

Очевидно, что новое правительство до боли напоминает мешковское, потому что это набор случайных людей, которые оказались в этот момент под рукой. При этом, как всегда, делаются голословные декларации о том, что руководящим принципом при этом является профессионализм, но на поверку видно, что единственным признаком отбора этих людей есть личная преданность...

— Как вы прокомментируете стиль ведения сессии, который, в принципе, ставит под вопрос законность принятых решений? Например, есть правила персонального голосования, нельзя одним голосованием снять с должности одного человека и назначить другого. Это разные люди, и по ним должны быть отдельные решения, в противном случае они оба незаконны…

— Конечно. Это давний стиль Леонида Грача, который проявляется в игнорировании любых норм, если они хоть чуть-чуть противоречат его намерениям или интересам. К сожалению, у нас законы работают только тогда, когда есть звонок и команда, чтобы закон сработал. Тогда только его соблюдают должностные лица. Это все очень уязвимо в юридическом смысле, и жаль просто, что никому не охота судиться с Леонидом Грачом и тратить на это время…

И с другой стороны: Леонид Грач раньше, помню, утверждал, что по регламенту слушается не отчет председателя, а только отчет президиума, но вот сейчас он почувствовал, что приобрел полный контроль над парламентом, а потому срочно вынес на сессию свой отчет. Но как он его провел? С докладом даже не выступил, решение предложил принять без обсуждения. Когда отдельные депутаты пытались протестовать, он ускорил голосование, чтобы скорее покончить с этим. На весь вопрос было потрачено не больше одной минуты. И это отчет председателя парламента в такой сложной обстановке?! Более того, все 25 вопросов (!) повестки дня, включая формирование правительства, были рассмотрены чуть больше, чем за полтора часа! Практически все решения приняты без обсуждения. Это же не работа парламента, это профанация нормотворческого процесса, это карикатура на парламент…

— Очевидно, что новый глава правительства — Валерий Горбатов — стремится сформировать команду получше, поэтому на важные должности представил опытных людей, доказавших свой профессионализм на деле. Но депутаты их не утвердили, то есть откровенно «освободили место» для своих кадров, а это значит, что с мнением главы правительства никто и не намерен считаться. Действуют ли здесь и другие механизмы, кроме интересов Грача?

— В конечном итоге, политика — это борьба за власть. И она реализуется путем расставления разными политическими структурами своих кандидатур в разных органах власти. Весь вопрос в том, существует ли у этих структур, участников процесса дележа власти, какой-то баланс интересов общества, его благополучия, перспективы, интересов государства в целом и собственных политических, то есть клановых интересов? Так вот, сегодня на сессии интересов государственных никто не учитывал. Расставлялись люди, которые сумеют отработать «на хозяина», но вообще не представляют специфики этой работы и не собираются работать для общества и государства. И я понимаю сегодня чувства главы правительства — об него откровенно вытерли ноги, ему дали понять, что профессиональная его работа никого не интересует… — Можно понять и чувства профессионалов, которые оказались просто невостребованными такой властью…

— Я думаю, что трагедии для профессионалов нет, потому что они всегда найдут себе работу. Профессионал, если он действительно профессионал, всегда имеет перспективу. И это правительство не на все времена, и вне его профессионалу можно реализовать свой потенциал. Другое дело, что от невостребованности профессионалов теряет общество, государство. Наша страна так много потеряла от дилетантизма в управлении, от дилетантизма в специальных вопросах, что пора бы это учитывать. Дилетантизм наших бывших управленцев виной тому, что мы отстали на десятилетия в развитии. Казалось бы, этого больше не должно быть, но, к сожалению, дилетантизм все еще остается доминирующей тенденцией, по крайней мере, в Крыму…

Но я понимаю также чувства Василия Киселева и Геннадия Говорущенко, которые сняли свои кандидатуры на довольно высокие должности, — они правильно поняли, что трудиться в такой обстановке все равно не дадут, но ответственность за чужие дела нужно будет потом разделить поровну с действительными виновниками…

— На этой сессии Леонид Грач нанес еще один, как он считает, последний удар по ненавистному для него объекту — дирекции Единого республиканского цифрового территориального кадастра. Депутаты его просто ликвидировали. Причем Леонид Грач после сессии оставил в зале силовиков и проинструктировал их, дал задание немедленно отобрать здание. Это было ваше детище. Что вы об этом скажете?

— Леонид Грач уже три года пытается ликвидировать государственный, подчеркиваю, — на все сто процентов государственный, механизм по использованию земельных ресурсов. У нас ведь мало кто вникает в детали, поэтому слышат, что есть вроде какой-то скандал, а значит, считают, что не надо вмешиваться. А дилетантам только этого и надо.

Земельный кадастр ведь — дело не новое, полезность и необходимость его, по большому счету, умным людям и доказывать не надо. В Европе первый земельный кадастр введен еще во Франции Бонапартом Наполеоном. Кадастры существуют во всех странах, причем, чем страна более высоко организована — тем точнее и полнее ее земельный кадастр. В Крыму было несколько попыток создания кадастра. Но все они не увенчались успехом, до тех пор, пока не была создана единая информационная программа, сломавшая ведомственные барьеры. Действительно, этот инструмент был создан по самым передовым технологиям. В свое время нам удалось сконцентрировать нужные ресурсы и проделать эту работу. И Крым пять лет назад создал этот механизм и до сих пор не потерял в нем приоритета! Это означает, кроме того, что наше государство очень медленно движется к цивилизованным формам использования земли. Более того, эта система оказалась очень устойчивой — Леонид Грач провел через парламент три или четыре постановления о ликвидации кадастра, но так его и не ликвидировал, потому что абсурдность ликвидации столь полезного дела очевидна невооруженным глазом. И тогда он решил нанести еще один удар — отдал само помещение дирекции кадастра милиции, а та решила во что бы то ни стало вырвать здание себе. Причем, надо понимать, что если эта дирекция будет уничтожена, то второй раз Крым создать нечто подобное уже не сможет.

— Возникает вопрос: а почему Леонид Грач столь последовательно пытается любой ценой, любым доступным способом уничтожить государственный механизм контроля за использованием земли?

— А дело в том, что именно сейчас формируется черный рынок земли. При этом, если сравнивать рыночную стоимость, например, всех объектов курортного комплекса как объектов недвижимости, то эта суммарная стоимость на порядок ниже, чем стоимость земельных участков на Южном берегу Крыма, привлекательных в инвестиционном смысле. И сейчас в Крыму идет борьба именно за право теневого участия в «прихватизации» уже самой земли. И если не будет кадастра — не будет контроля, не будет инвентаризации земли, не будет цивилизованного рынка ее, позволяющего всем «играть по правилам», то есть по законам, а государству брать с земельных сделок налоги. Примеров — масса.

Причем, решение о ликвидации дирекции кадастра незаконно во многих смыслах. Во-первых, не Верховная Рада, а правительство создавало эту структуру. Соответственно, Верховная Рада не может ее ликвидировать. Он же своим решением не может изменить статус этого имущества. Но он уповает на то, что у нас есть традиция у силовых структур: как бы защищая закон, не особо к этому закону прислушиваться…

Давайте прикинем экономическую сторону вопроса. Климатическая зона, аналогичная Крыму, — это побережье Франции, даже в Испании хуже земля, чем здесь. Средняя стоимость квадратного метра земли на побережье Франции составляет 250 долларов. У нас сегодня цена квадратного метра земли на черном рынке Ялты достигла 30 долларов, и она имеет тенденцию к ускоренному повышения по мере того, сколь большие «денежные мешки» появляются на этом рынке. Сегодня участниками этого черного рынка освоены стандартные приемы приватизации земли в обход действующих законов. Как это происходит?

По нынешнему законодательству поселковые советы уполномочены на 99 процентов принимать решения об отводе земли. Тот же ялтинский исполком идет в фарватере, видит ситуацию постфактум. Происходит следующее. После соответствующих звонков некое предприятие обращается в поселковый совет, приносит эскизный проект какого-нибудь пансионата и просит под него отвести 5 — 10, а может, и 20 гектаров земли. При этом, не фигурируя в официальных документах, между участниками «дела», в «тени», происходят конкретные расчеты именно в тех пределах, которые я назвал, то есть 2,5 — 3 тысячи долларов за каждую сотку земли. В целом получается гигантская сумма. Что дальше? Эта организация получает отвод земли под строительство некоего пансионата, который на поверку оказывается «здравницей коттеджного типа». На земле строятся несколько коттеджей, которые позже продаются в розницу уже по довольно высокой цене. Естественно, вместе с землей.

Другой механизм. И это специфика от Советского Союза. Нигде в Европе нет здравниц на 100 — 200 мест, расположенных на 40 — 50 гектарах земли. Просто земля везде очень дорого стоит, существуют реальные рыночные механизмы ее реализации. Но что происходит у нас? Существует некая здравница, которая имеет большой участок земли. Приходит к руководителю некая структура, опять же не с улицы, а после предварительных звонков, торга, согласований, определенной борьбы, и обращается к нему с письмом-просьбой в порядке совместной деятельности построить несколько объектов, скажем, тех же коттеджей. Строят. А потом они совместно обращаются в мэрию, говорят, что для одного санатория много земли, тяжело платить, и просят разделить землеотвод на два участка. И таким образом — бесплатно для государства, но не для участников сделки! — осуществляется приватизация земли.

Теперь более чем ясно, почему Леонид Грач так упорно борется с государственным механизмом контроля за распределением земли. Но еще и потому, что этот механизм находится не в его руках, а в руках правительства. Но само существование кадастра вынуждало бы наводить порядок в земельных отношениях Крыма, причем не только в городах и на побережье, но и в селах, где сейчас такая неразбериха с паеванием, где обделены не только крымские татары, но и многие бывшие члены КСП, где так много злоупотреблений.

Вместо этого современного механизма мирового уровня Леонид Грач создал свой аппарат полупартийного контроля, полностью подчиненный его воле. Речь идет о том, что он создал ассоциацию местного самоуправления, в которую зачислил все поселковые и сельские советы; создал некую вертикаль, подчиненную ему по всем вопросам, но позволяющую собирать эту дань с черного рынка и делиться наверху. Там действие происходит просто: нажимается кнопка, снимается трубка телефона, дается команда. И даже Министерство экономики, Министерство финансов, Рескомзем без кадастра не имеют данных для работы с землей, для анализа, для планирования бюджета, перспектив развития территории и так далее. Я уверен, что с советских времен нам досталась очень примитивное земельное хозяйство, которое для повышения урожайности было построено на сокрытии земли. Поэтому у нас лишней и неучтенной земли очень много. Все это сейчас отдано на откуп сельским головам и главам районных администраций, которые злоупотребляют этим как хотят. Но кадастр им мешает, поэтому он планомерно уничтожается…

И что же в итоге получается? Таким образом формируется материальная основа коррупции и организованной преступности, создается экономическая база для будущих неоднократных криминальных переделов собственности, а значит — для новой стрельбы, убийств, взрывов. Правоохранительные органы, которые вроде бы борются с этими явлениями, на самом деле сейчас, проходя мимо черного рынка земли, выращивают питательную почву для будущего криминального взрыва. Не замечать это нельзя. Как нельзя и не понимать, что в руководстве этого процесса стоит не кто иной, как глава парламента Леонид Грач. Такова жесткая логика.

Никита КАСЬЯНЕНКО, Симферополь
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ