Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Дистанционное правосудие

Адвокаты Януковича не столько защищают его позицию, сколько пытаются через трибуну суда и ажиотаж СМИ продвинуть старые веяния российской пропаганды
21 февраля, 2018 - 18:48

«Впервые в украинской истории я принял решение принять участие в судебном процессе. Беспрецедентно, когда президент лично это делает», — так недавно Президент Украины Петр Порошенко заявил о своей готовности свидетельствовать по делу Януковича. И, стоит сказать, что вызвал таким заявлением во многих удивление, ведь факт своих свидетельств Петр Алексеевич преподнес как собственную инициативу. Напомним, речь идет не просто о госизмене Виктора Януковича, а о трагедии — убийстве людей на Майдане, а затем интервенции РФ в Украину, оккупации территории и в конечном итоге тысячи смертей.

Президент также выразил недовольство относительно медленных темпов расследования. По мнению Порошенко, за четыре года можно было достичь больших результатов. Но не Порошенко ли сделал все, чтобы Генпрокуратуру возглавил именно его человек — Юрий Луценко, под которого даже было переписано законодательство? Здесь действительно имеет место беспрецедентность, ведь в стране на неполитическую должность Генпрокурора был назначен человек без юридического образования.

Окончательно всех удивил Петр Порошенко, когда утром в среду (в день, когда должен был свидетельствовать) прокурор Руслан Кравченко сообщил, что Президент не может приехать в Оболонский районный суд города Киева и будет свидетельствовать в режиме видеоконференции. Кравченко в частности заявил, что с Банковой в прокуратуру поступило письмо, в котором идет речь о том, что личное присутствие Порошенко в суде будет требовать дополнительных мер безопасности, а именно «поддержки соответствующего порядка граждан, проноса и провоза вещей, обеспечения профилактических мероприятий для противодействия противоправных посягательств». Кравченко также объяснил, что Порошенко физически не сможет быть в суде еще в связи с «исполнением обязанностей Президента», а затем прибавил, что в течение допроса Глава государства может отвлекаться на срочные телефонные разговоры. В действительности такие объяснения  выглядят больше оправданием, чем адекватным обоснованием отсутствия Президента в суде. Это дало повод сравнить формат свидетельств Порошенко с участием в этом процессе Януковича, который так же (хотя и из других мотивов) свидетельствовал дистанционно. Адвокат Януковича Виталий Сердюк сразу воспользовался ситуацией и заявил, что это «позор для Президента — не появиться и не дать свидетельства лично». Действительно, Администрация Президента, перед тем пафосно разрекламировав допрос Порошенко в суде, поступила нерационально и непоследовательно. Склонность к пиару подвела Президента, а журналисты, которые подхватили иронию относительно усиленных средств безопасности в суде (что является абсолютно оправданной процедурой), явно подыграли адвокатам экс-президента.

Перед допросом Президента сторона обвинения продемонстрировала на суде видеозапись о приезде Петра Порошенко в Крым 28 февраля 2014 года. Прокурор объяснил, что на записи видно, что 28 февраля 2014 года Порошенко лично прибыл в Крым без охраны и пытался разрешить конфликт, который провоцировала Россия. По словам Порошенко, сделал он это по просьбе Александра Турчинова. Однако следует отметить, что и Порошенко, и другие политики тогда ездили как в Крым, так и на восток Украины, где так же обострялась ситуация. Тогда еще кандидат в Президенты Порошенко сам заявлял о том, что «террористы понимают только язык силы», чем прибавил себе предвыборные баллы, как потенциальный будущий Главнокомандующий. Однако сразу после того, как он занял этот высокий пост, Порошенко объявил 10-дневное перемирие, административные здания не были освобождены, а военное положение он так и не ввел по этот день.

Адвокаты Януковича с самого начала допроса со своей стороны решили вывести Петра Порошенко на тему того, как он понимает момент самоустранения Януковича. Как можно трактовать настоящий акт? Порошенко уклонился от толкований этого термина. Таким образом, сторона защиты обвиняемого пыталась подвести допрос к диспуту относительно легитимности нынешней власти. Порошенко объяснил, что соответствующее постановление Верховной Рады не лишало Януковича должности Президента. Суд прекратил допрос Президента Петра Порошенко досрочно, мотивируя это тем, что вопрос защиты Януковича не касался дела.

«То, что произошло в Оболонском районном суде в среду, для меня ярко подчеркнуло следующее, — разговоры о судебной реформе не совсем обоснованы, — комментирует «Дню» кандидат юридических наук, старший научный сотрудник Института государства и права им. В.Корецкого НАН Украины Николай СИРЫЙ. — Прошло четыре года, а на государственном уровне не сформировалось понимание, что судебное разбирательство подобного характера дел и предмета возможно, но не на уровне районного суда. Такие дела должны рассматриваться на много высшем уровне. Если мы посмотрим на опыт других стран мира, то в таких случаях вводятся специальные процедуры, на которых рассматриваются вопросы, что граничат между правом и политикой. Соответственно, у нас сейчас ситуация, что прошло четыре года так называемой судебной реформы, а у нас не только нет упомянутых инструментов в стране, но и нет понимания, что эти инструменты крайне важны и нужны. Именно поэтому у нас искривленный судебный процесс, в котором сторона обвинения приглашает свидетелей, которые приходили на судебное заседание и провозглашали большое количество политических месседжей и позиций. В ГПУ нет понимания того, что такое обычный судебный процесс и что такое судебный процесс, который касается межгосударственных конфликтов, государственной безопасности и создания государства в целом. Поэтому в среду мы наблюдали постоянную конфликтность между политическими и правовыми аспектами. Отдельно хочу сделать акцент относительно допроса постпреда в ООН Владимира Ельченко, который до того был послом Украины в РФ. Согласно мировой практике допрос послов такого высокого уровня в обычных районных судах и с неопределенным предметом допроса не считается хорошим тоном и хорошей практикой. Также по моим наблюдениям обвинения Януковича в государственной измене было сфокусировано на подписании им письма к президенту РФ Владимиру Путину, но вне поля зрения было оставлено значительное количество действий и бездеятельности экс-президента Украины. Как раз эти факторы в полной мере доказывают то, что Янукович действовал в интересах РФ и предавал интересы Украины, ослабляя безопасность нашего государства и разрушая ее безопасностную составляющую».

Президент Петр Порошенко и постоянный представитель Украины в ООН Владимир Ельченко были последними свидетелями стороны обвинения, которых допросили 21 февраля. В течение последних месяцев были допрошены экс-премьер Арсений Яценюк, министр внутренних дел Арсен Аваков, глава Верховной Рады Андрей Парубий, секретарь СНБО Александр Турчинов и другие лица. В частности тогдашний глава СБУ Валентин Наливайченко рассказал на суде, что во времена Майдана в Киев трижды приезжали сотрудники ФСБ России и имели доступ к секретным документам. Позицию Наливайченко поддержал Игорь Тенюх, который в то время занимал должность и.о. министра обороны и заявил, что после прихода Януковича армию сознательно уничтожали.

Приметным является то, что адвокаты Януковича не столько защищают его позицию, сколько пытаются через трибуну суда и ажиотаж СМИ продвинуть старые внушения российской пропаганды. Иногда они даже вроде бы занимают государственническую позицию и обвиняют нынешнюю власть в том, что это она не удержала Крым и не смогла защитить Украину. При этом эти же адвокаты забывают вспомнить печально известные Харьковские соглашения и наличие во времена президентства Януковича в высших эшелонах власти (в том числе в секторе обороны и безопасности) российских граждан с российскими отличиями. Именно так постепенно создавался плацдарм для российского вторжения. Безусловно, нельзя при этом не считаться с тем, что новая власть после Майдана не всегда проявляла решительность и последовательность в отстаивании национальных интересов.

Напомним, что 29 июня Оболонский районный суд вынес решение о начале специального судебного производства относительно Януковича. Генеральная прокуратура Украины подозревает экс-президента Виктора Януковича в совершении преступлений, предусмотренных ч. 1 ст. 111 («Государственная измена»), ч. 5 в. 27, ч. 3 в. 110 («Пособничество в преднамеренных действиях, совершенных с целью изменения границ территории и Государственной границы Украины»), ч. 5 в. 27, ч. 3 в. 437 («Пособничество в ведении агрессивной войны») Уголовного кодекса Украины. Януковичу в частности инкриминируют совершение государственной измены 1 марта 2014 года, когда он обратился с письменным заявлением к президенту России Владимиру Путину с просьбой применить российские войска на территории Украины. Этот документ в свое время продемонстрировал тогдашний постпред РФ в ООН Виталий Чуркин. Сам Янукович еще летом заявил, что более не намеревается принимать участие в судебном процессе.

Валентин ТОРБА, «День», фото Руслана КАНЮКИ, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ