Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Длинная дорога в церковных дюнах

5 августа, 2008 - 18:31

Празднование 1020-й годовщины крещения Руси-Украины обозначилось двумя наводнениями: одним физическим на Прикарпатье и Буковине, вторым — эмоциональным в сердцах христиан киевской традиции. Кажется, эти три дня что-то перевернули в наших душах, и теперь наступила пора уяснить, что именно.

Прав Константинопольский патриарх, когда отмечает, что он не является Папой Востока, но его визит в Украину по значению можно легко приравнять к визиту Папы Ивана Павла II.

В обоих случаях первоиерархи преодолевали неистовое сопротивление патриарха Московского и, в то же время, шли навстречу наиболее смелым мечтам части украинских христиан. Тот факт, что патриарх Царьграда, в отличие от Папы, таки получил формальное приглашение со стороны патриаршей Москвы, ничего по существу не меняет.

Ведь Москва его приглашала не на это празднование.

Благодаря Президенту Ющенко, празднование юбилея, во всяком случае на протяжении двух дней, происходило не по московскому сценарию, а потому и стало праздником обретения независимости украинским православным духом. И это — самый главный результат этих юбилейных дней.

Конечно, немало православных почувствовало разочарование, что, пребывая в Киеве, патриарх Константинополя не решил проблему каноничности независимых украинских церквей. Это чувство почти идентичное разочарованию греко-католиков, что, приехав в Украину, Иван Павел II не признал патриархата УГКЦ.

Оба разочарования легко понять, но тяжело оправдать, потому что церковные процессы являются чрезвычайно инерционными. Институт, который превыше всего земного ценит традицию, не может (и не должен) легко приспосабливаться к быстротечным политическим конфигурациям.

Поэтому, давайте не спешить укорять Ющенко или иерархов украинского православия, ставшего самостоятельным, за какие-то недоработки. Конечно же, они были. Конечно же, изменение отношения Царьграда имело какие-то конкретные причины. Но все это не более чем информационный шум, о котором уже через год будут помнить только специалисты.

Давайте доверимся Господнему Провидению: даже за эти 17 лет государственной независимости христианство в Украине претерпело такие глубинные трансформации, что наша нетерпеливость может воистину разгневать Бога. Поместная Киевская церковь должна вызреть — только при этом условии она будет иметь надежное будущее.

Поэтому, на самом деле, празднованием 1020-го юбилея христианства в Украине сделан дежурный и чрезвычайно важный шаг именно там, где эта помесность и должна вызреть, то есть в душах и мозгах украинцев.

Два первых дня лицо патриарха Варфоломея I аж светилось от внутреннего озарения. А когда над Киевом засияла радуга, то стало понятно, что на этом событии воистину почивает благословение Господа. Казалось, упала какая-то темная завеса, отделявшая Софию Киевскую и всю Украину от ее славной истории.

Вместо этого, третий день поразил мрачностью лиц. Как убедились телезрители, общая литургия около памятника Владимиру была не литургией любви, а демонстрацией силы. Здесь в свои права вступил дух ревности, стремящийся любой ценой закрепить за собой спорную территорию.

Соперничество между патриархами Москвы и Константинополя стало темой №1 на повестке дня мирового христианства и после торжеств в Киеве не прекратится. Изменение геополитического статус-кво со всей неизбежностью предусматривает изменение геохристианского статус- кво. И Украина является решающим фактором для обоих.

Визит в Киев был чрезвычайно важным для большинства иерархов мирового православия. Одно дело — узнавать об Украине из злобных сообщений Московского патриархата, совсем другое — увидеть все собственными глазами. Размеры государства, величие Киева и его церковной истории, решительность Президента — все это закреплялось в памяти через механизм импринтинга и еще отзовется в надлежащее время.

Не хватало лишь одного — того, что семь лет назад поразило ватиканскую свиту Ивана Павла II, — полторамиллионной литургии под открытым небом, на которую добровольно сошлись бы украинские верующие. Говорят, что именно это в глазах ватиканского руководства преобразовало УГКЦ из хлопотливой диаспорной проблемы в мощную духовную силу, с которой надо считаться.

Жаль, что на этот раз этот шанс был упущен, и упустила его, кстати, именно та сила, которая и завоевывала сердца мира через феерию многолюдного Майдана!

Можно не сомневаться в том, что контраверсии киевских торжеств вызвали большую сумятицу в сердцах украинских православных, пребывающих в единстве с Московским патриархатом. Большинство из них по-своему любит Украину, а потому определяющий вес для них имеет каноничность церкви, а не ее верность русским государственническим интересам.

Однако во время нынешних празднований в позиции патриарха Алексия II русские интересы аж выпирали — не зря мир облетела крылатая фраза анонимного православного богослова из сообщений Asia News, который утверждал, что «к сожалению, в православии существуют центры, в которых над универсальным духом Христа доминирует дух газопроводов».

Около памятника Владимиру перед украинскими православными стал выразительным выбор не между православием и католицизмом, как это было во время визита Ивана Павла II, и не между каноническим и «раскольническим» православием, а между двумя каноническими ветвями православия.

Причем и ветвь, оппонирующая Москве, является церковью Царьграда, Церковью-матерью для христианского Киева! До какого же исторического момента совесть этих украинских православных будет оставаться нечувствительной к выразительно пророссийским мотивациям в позиции патриаршей Москвы?

Торжества завершились, однако интрига относительно будущих шагов Царьградского патриарха сохраняется. Понятно, что постоянно слыша из уст Москвы презрительные комментарии относительно количества подчиненных Варфоломею I приходов, патриарх не упустит случая укрепить свои позиции за счет Украины.

Однако, где граница допустимого риска, что его может благосклонно воспринять мировое православие? Недавняя экуменическая встреча в Равенне засвидетельствовала, что позиции Московского патриархата в православии изменились: чуть ли не впервые случилось так, что все православные делегации проголосовали против того предложения, которое выдвинули русские посланцы.

В этой ситуации ни Константинополю, ни Москве не выгодно прибегать к резким демаршам: первому — чтобы не нарушить положительные для него тенденции, второй — чтобы еще больше не ослабить свои позиции.

Следовательно, позиционная борьба за влияние и дальше будет продолжаться. Как утверждают обозреватели, многое покажет осенняя всеправославная встреча в Стамбуле. Интересно, что, стремясь укрепить свои позиции, Москва начала добиваться присутствия на таких встречах ее формально самоуправляющихся церквей- союзниц, автономность которых фактически не признана миром.

Речь идет, в частности, о присутствии делегации Украинской православной церкви, которая в единстве с Московским патриархатом. Если это действительно произойдет, то это будет очередной шаг к выходу церковного Киева из тени — несмотря на то, что какое-то время он будет голосовать, конечно же, по подсказке Москвы.

А что с признанием немосковского украинского православия?

Сегодня уже понятно: еще нужно будет подождать. Однако важно не тратить попусту время на бесплодные жалобы, а воспринять этот факт как приверженность судьбы, которая этим подталкивает всех к важным и даже неотложным шагам.

Во-первых, следует внутренне консолидировать эту ветвь украинского православия, ограничивая нездоровые амбиции отдельных лидеров и самодисциплинируясь на всех уровнях церковной иерархии. Сдержанность и даже смирение, которые проявили иерархи независимого украинского православия во время юбилейных торжеств, свидетельствуют, что эта задача не является непосильной.

Главное — понять, что для успешного прорыва как на политическом пути в Европу, так и на церковном пути к поместности, нужно покончить с атаманщиной и той упрямой хохляцкой верой в то, что нам удастся обмануть весь мир. Перед православным миром должна предстать крепкая консолидированная и объединенная церковь, которую он не сможет не признать.

Во-вторых, следует искать наиболее разнообразные поводы, чтобы активно работать с православными церквями мира, донося до них свои аргументы и становясь им более понятными.

Ту активность Украины в межцерковной сфере, которая предшествовала празднованию юбилея, хорошо было бы продолжать. Речь идет не о том, чтобы поставить признание главной целью украинской церкви — это очевидно было бы ошибкой. Речь идет о принципе «под лежащий камень вода не течет», который нужно трактовать серьезно.

Мирослав МАРИНОВИЧ
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ