7—8 октября в Одессе состоялись Дни Львова, которые 29 сентября этого года инициировал своим приказом городской голова Одессы А. Костусев «с целью углубления и расширения сотрудничества с дружественным городом Львовом». В рамках программы Одессу посетил городской голова столицы Галичины А. Садовый, который выступил с лекцией перед студентами Одесского национального политехнического университета. Заместитель главы по гуманитарным вопросам В. Косив прочитал лекцию о туристическом потенциале Львова в Одесском национальном университете им. И. И. Мечникова. В центре Одессы зрители увидели спектакли львовских театральных коллективов, имели возможность продегустировать и приобрести шоколад компании «Світоч», получить открытки «Запрошуємо до м. Львова». Помимо этого, состоялись презентация книг о Львове и встрече с львововедом Ильком Лемко в библиотеке им. И.Я. Франко, дарение книг о Львове ученикам гимназии № 2. Акцию открыли речами городские головы Одессы и Львова А. Костусев и А. Садовый, в которых призывали к дружбе, миру и согласию, отмечали необходимость сотрудничества между одесситами и львовянами. Одесский голова назвал Львов визитной карточкой Украины. Во время проведения акции было даже перекрыто движение транспорта на нескольких центральных улицах. Единственная украиноязычная газета Одессы и Одещины «Чорноморські новини» посвятила событию специальный номер.
Акция прошла без эксцессов (кроме ряда грязных комментариев посетителей сайтов и ожидаемое причитание о «львовских фашистах» на канале АТВ), в присутствии дружественной и заинтересованной публики, по большей части среди случайных прохожих. Одесских украинцев не могло не порадовать то, что А. Садовый, по крайней мере, на официальном уровне не изменил украинскому языку, как 99 % приезжих из остальной Украины «политических туристов». Зато одесситам так и не удалось услышать ни одного украинского слова от А. Костусева, несмотря на его неоднократные уверения в том, что он владеет украинским языком и об уважении к нашему языку. К негативным впечатлениям от акции следует отнести нехватку предварительной рекламы, проявления официоза, исключительно туристический месидж, не предусматривающий интеллектуальные дискуссии, обсуждение актуальных проблем жизни жителей Львова и Одессы, общих страниц истории. На всё это, а также на инвазию экстремистов «Родины» 9 мая во Львов, власть наложила информационное табу. Было просто приказано «петь и радоваться», несмотря на то, что на протяжении многих лет одесские СМИ и большинство партий систематически раскалывали Украину, поливали грязью всё украинское. И в этот раз «Родина» пропустила случая подогреть своих избирателей ссылками на беспринципность городского головы, непоследовательность в отстаивании идеи «русского мира».
Для адекватного восприятия этого события, прежде всего, следует напомнить его предпосылки и контекст. Последний год одесская власть демонстрирует откровенную украинофобскую позицию, стремление стереть всё украинское в топонимике украинского города и в сознании одесситов. Этому способствовал недавний съезд русскоязычной прессы в Одессе, во время которого городской голова и большинство депутатов всячески подчёркивали русскость Одессы. Подобными чертами отличался и предыдущий гурвицевский «екатериноманский» режим, хотя и в значительно более скрытых и мягких формах. Особенно отметим то, что городской совет отклонил просьбу греко-католиков о построении собственного храма. Неоднократные выступления против С. Бандери и Р. Шухевича (в действительности легендарный командир героической УПА должен был бы создать один из мостиков единения Одессы и Львова, ведь он дважды посещал Одессу сногсшибательным и детективным способом) сопровождались травлей галичан как «галицаев». Украинофобская и галичанофобская истерия особенно больно ударила по западноукраинской диаспоре Одессы: часто людей не хотели брать в квартиранты, нанимать на работу учитывая их место прописки, призывали одесситов не покупать продукцию галицких предприятий. Да и всех украиноязычных в Одессе стали записывать в галицкую диаспору. Как реакция, на книжной выставке-продаже в Одесской национальной библиотеке в мае этого года не было традиционных участников — книгоиздательств из Галичины.
Такая ситуация вызвала значительные протесты среди одесситов, апогеем которых стал Всемирный форум украинцев в Киеве в августе этого года. Всемирная Рада украинцев решительно осудила действия городской власти Одессы. Поэтому А. Костусев решил поколебать аргументы своих ожесточённых критиков, очевидно, в расчёте на короткую память и слишком большую толерантность украинцев.
Часть украинской интеллигенции до сих пор лелеет надежду на возможность конструктивного диалога с властью, неполитический путь украинского национального движения в городе, эдакое консервирование одесской лояльной украинской диаспоры, мол, «мы вам — власть, вы нам — покой». Не покидает их и надежда на то, что украинофобские действия станут мягче, власть без фронтального и перманентного давления самих украинцев эволюционирует в бок хотя бы определенной толерантности ко всему украинскому.
Уместно спросить: не доказал ли реверанс А. Костусева целесообразность борьбы украинцев Востока и Юга за свои права политическими методами? С другой стороны, разве не свидетельствует отсутствие стихийных массовых протестов против приезда львовян, звучания в центре города украинской речи (а она всё чаще раздаётся и из уст одесситов) об искусственности украинофобских акций, их несвязанность с реальными социокультурными ориентациями жителей Востока и Юга, большинство из которых в принципе готовы воспринять украинскую культуру, а в случае многочисленных местных украинцев — полностью вернуться к ней? Повторяю опять и опять: нужен лишь органический труд, постоянное давление, ежедневная борьба за собственное Я, единение украинцев разных областей, создание информационных сетей, информационная революция, к которой призывал легендарный Ю. Ильенко.
Означает ли провозглашение дружбы между Одессой и Львовом, в сознании многих — главного украинского города, признание одесской властью принадлежности Одессы к украинской цивилизации? Никоим образом. Напомним о недавнем случае с В. Сибирь, снятие имён одесско-галицких деятелей И. и Ю. Лип в названии детской районной библиотеки приказом прокурора (!) по представлению городского совета. В канун шоу единения одному из ветеранов исторического факультета ОНУ им. И. И. Мечникова чиновники городского совета отказали в финансировании его книг об истории Одессы в связи с их украиноязычностью. В эти же дни усилились слухи о планах Одесского городского совета переименовать Центральный парк культуры и отдыха имени Т.Г. Шевченко в Александровский. Да, да, именно в честь Александра ІІ, известного своими одобрительными подписями под геноцидными относительно украинцев Валуевским циркуляром и Эмским указом, за которые ещё долго краснело даже большинство русской интеллигенции (как здесь не провести параллель между подписями Александра ІІ и ликвидацией А. Костусевым одним взмахом пера всех украиноязычных учебных заведений Одессы).
Основные мероприятия дней Львова прошли неподалёку от балкона В. Сибирь; в до недавнего времени украиноязычной, а теперь будто бы двуязычной 2-й гимназии; в библиотеке им. И.Я. Франко, которая, вполне вероятно, вскоре будет переименована на Г. Маразли. Львовскую делегацию «приветствовали» размещенные по всей Одессе около года назад баннеры (вечером их даже подсвечивают) с цитатами выдающихся русских писателей и поэтов о русском языке как самом-самом лучшем среди других. Всё это создавало атмосферу лицемерия, показухи. С какими ещё украинофобскими достижениями приедут как волки в овечьей шкуре одесские депутаты во Львов на анонсированные дни Одессы во Львове весной 2012 года?
В этой связи можно поставить вопрос о стратегии поведения в Одессе А. Садового. Идеологии «русского мира» может быть противопоставлена лишь идеология украинской цивилизации с её основной составляющей — соборничеством. Думал ли А. Садовый, что своим рукопожатием с проводником политики «русского мира» он фактически наносит удару украинской идее, глубоким традициям единения украинцев Одессы и Галичины. А. Садовый имел полное моральное право придать своему поведению более общественный, а не официозный характер.
Украинцы должны научиться спрашивать со своих руководителей, а не только благодарить их за маленькие уступки, ведь больше всего гнетут того, кто менее всего требует. Убирание всех неудобных вопросов из повестки дня создало впечатление, что дружеские отношения установились между двумя достаточно близкими политически и мировоззренчески городскими головами и зависимыми от них бизнес-структурами, а не между жителями двух украинских городов. Визит А. Садового напоминал визит городского головы иностранного города, который побаивается очертить общие социокультурные ориентиры, подменяя их туристически-бизнесовыми, хотя во время недавнего визита в Одессу делегации Калуги русские вели себя значительно более раскованно.
Для настоящего гражданского единения необходимо постоянное и глубокое сотрудничество между жителями, взаимная интеграция на основе определённых принципов, которыми в Украине должен быть, прежде всего, украиноцентризм, что не исключает и уважения к другим культурам, но только взаимоуважение. А для этого городским головам обоих городов, особенно одесскому, volens-nolens, придётся привлечь к сотрудничеству те украинские круги, которые являются принципиально оппозиционными и потому неприемлемыми для них. С украинофобией «Родины», «Регионов», УПЦ МП это единение будет выглядеть как дворец из песка. Людей должны объединять общие ценности, а не только шоколад. Поэтому украинцам обоих городов следует и в дальнейшем полагаться не на подачки власти, а на действительно «народную дипломатию», стремиться построить действительно единое украинское культурное пространство.
Следовательно, официозные и сугубо бизнесовые по своей мотивации и смыслу праздники не должны вводить в заблуждение: их одесские организаторы ничего не поняли и ничему не научились и даже не собираются. Всё украинское для них — малопонятное, чужое и враждебное. Оно является лишь разменной монетой в сложной идеологически-экономической игре, где на кону стоит очень много, прежде всего, для местных одесских украинцев — быть полноценной городской общиной или раствориться в «новом историческом сообществе» одесситов с выразительно русской расцветкой. Перед львовянами в этом плане остро стоит альтернатива: или фактически подыгрывать втягиванию Одессы в «русский мир», или оставаться одним из интеллектуальных источников для Южноукраинского Пьемонта.