Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Доктор интриг и мастер политических этюдов

Леонид Грач интересен Киеву своей уязвимостью
4 октября, 2000 - 00:00

Сентябрьская сессия Верховной Рады Крыма прошла по-деловому и необычайно спокойно, не в пример многим предыдущим. Могут же! Но только к вечеру стало понятно, почему Леонид Грач так и не выкатил в зал заготовленный было «рояль в кустах» — вопрос об отставке правительства. Хотя для этого, казалось, все было готово: семь министров- коммунистов подали в отставку, его заместитель выступил с обвинением правительства в «безразличии» к бюджету, два члена Президиума — с обвинениями по поводу «равнодушия» к сельскому хозяйству, сам Леонид Иванович «переадресовал» Совмину обвинения в растрате 270 миллионов. «Артподготовка» была проведена прицельная и массовая, но последней команды от спикера так и не прозвучало. Более того — большая часть обвинений позже обернулась против самого же Леонида Ивановича — как выяснилось, это еще вопрос, кто перегнал эти миллионы в оффшоры, из-за чего его советнику Михаилу Виткову пришлось недавно податься в бега…

А ларчик открывался просто: Леонид Иванович обратился к Президенту Украины с предложением о нецелесообразности принятия закона о правительстве Крыма, говоря другими словами — с просьбой отдать Совмин в его полное распоряжение. Только к вечеру (факсовый аппарат зарегистрировал точное время — 17 часов 6 минут 20 сентября) Леонид Иванович получил трехстраничное письмо, подписанное Главой администрации Владимиром Литвином по поручению Президента. И, несмотря на то, что автор передавал ему конкретное поручение Президента «довести эту информацию до Верховной Рады Крыма, общественных деятелей, местных средств массовой информации, которые, как видно из обстоятельств, не владеют полными сведениями относительно сути этих проблем», он только сообщил депутатам, что письмо получено по электронной почте (?) и пообещал ознакомить, когда получит оригинал. А переориентировать сессию на «мирное течение» Леонида Грача заставил ясный и лаконичный абзац со второй страницы письма: «Это решение (речь идет об отставке правительства. — Н.К. ) принято вопреки требованиям Конституции Украины, с многими нарушениями Регламента Верховной Рады Автономной Республики Крым. Неправомерность указанного решения фактически была признана и Верховной Радой автономии в ее решении от 24 мая 2000 года (об отсрочке введения в действие. — Н.К. ) и потому решение от февраля 2000 года не подлежит исполнению до правового урегулирования этого вопроса в полном соответствии с Конституцией Украины». Это ставило крест не только на утверждении Леонида Ивановича о том, что с 1 октября 2000 года правительство находится в отставке, но и на многих других поспешных инициативах. Например, идее о том, что «Совет министров Крыма не входит в систему органов исполнительной власти Украины». Поэтому прошла уже неделя — но письмо так и остается неизвестным широкому кругу общественности, возможно, оно так и не вышло за пределы кабинета Леонида Ивановича, которому стыдно как бы самому себя высечь. Ведь в письме нагнетание напряженности между парламентом и Совмином четко названо «искусственным», его предупреждают о недопустимости «дальнейшего распространения необъективных данных и тенденциозных оценок», за что «инициаторы таких кампаний будут нести полную ответственность». Леонид Иванович понял, что по итогам последних нескольких месяцев, даже почти года, когда идея «свалить правительство» была главной целью его деятельности, эти слова адресованы именно ему. Понял, но это был бы не Леонид Иванович Грач, если бы он так просто отступился от своих целей. Еще и во вторник, 26 сентября вечером по телевидению он уверял крымчан, что упомянутое решение вступило в силу потому, что уже опубликовано, правительство таки отставлено и должно уйти, что письмо всего лишь «общего характера», что он его опубликует позже, но с обязательными комментариями.

Реально же, после письма Главы администрации Президента министры, подавшие в отставку по решению рескома компартии, а получалось, что по его вине, попали в незавидное положение: специально созданная в правительстве кадровая комиссия направила Леониду Грачу официальный запрос — а поступало ли вообще их заявление? Объяснить мотивы поступка и подтвердить или опровергнуть свое заявление комиссия на основании закона о госслужбе попросила и самих министров. Многие, что называется, сели в лужу. Например, Лентун Безазиев заявлял по телевидению, что намерен вернуться в правительство и непременно его Председателем, а тут выходит, что просчитался, можно вообще вылететь…

Чтобы понять пружины конфликта крымской власти стоит взглянуть на его начало…

Леонида Грача и Сергея Куницына избирали фактически вместе. В мае 1998 года на первой сессии Верховной Рады нового состава кандидатура мэра Красноперекопска Сергея Куницына на должность спикера всплыла даже раньше, чем кандидатура Грача, — молодой, деятельный, в прошлом депутат Верховного Совета Украины, добился создания свободной экономической зоны, которая дала реальный результат, имеет хорошие деловые контакты в Киеве, возглавляет региональную организацию НДП. Кандидатура Леонида Грача ему уступала. Кто он? Руководитель региональной организации Компартии, который прославился тем, что периодически шумно «исключал из КПСС» бывших известных руководителей Крыма, которые, впрочем, и так уже вышли из нее. В Симферополе он появился в качестве инструктора обкома. До того никаким предприятием или коллективом не руководил, если не считать руководство профсоюзным комитетом в «Керчьрыбпроме». Недавно по крымскому телевидению прошла широко разрекламированная Верховной Радой передача — рассказ мастера-наставника, который обучал Леонида Ивановича столярному делу. Видимо другого аргумента у нынешнего доктора, профессора и академика просто не нашлось. По Крыму пошли гулять шутки о том, что кухарки уже устали управлять государством, за дело принялись столяра. Как вспоминают «старожилы» Крымского обкома, Леонид Иванович вначале даже проекты постановлений писал с грубыми грамматическими ошибками, что, впрочем, не удивительно, он везде учился заочно. В силу этих обстоятельств возникала дилемма: если избрать Куницына спикером — некого назначать главой правительства. В самом деле, Леонид Грач откровенно не тянул (и откровенно не стремился!) на действительно деловую и самостоятельную работу. Фракции избрали тогда оптимальный вариант и предложили Леонида Грача спикером с условием, что он предложит Сергей Куницына главой правительства. Слово Грач сдержал. Ветераны крымской политики после первой сессии от комментариев отказывались: один из них сказал автору — Леонид Иванович сильно хотел, пусть поработает. Видимо предполагалось, что большой беды от этого не будет, как никак, секретарем обкома был человек, видимо, научился. Можно только представить, с какими чувствами Леонид Иванович вновь входил в кабинет, из которого «демократы» вывели его семь лет назад!

В первые же месяцы почувствовалась разница в стиле работы. Сергей Куницын начал ликвидировать провалы в экономике, поднял СЭЗ на республиканский уровень, начал создавать новые регионы приоритетного развития. Не прошло и года, как экономика Крыма дала рост. Леонид Грач в это время старался держаться рядом со своим главой правительства. Казалось, что они работают рядом, в связке. Леонид Кучма в тот момент стал ставить Крым в пример другим регионам…

С другой стороны, Леонид Грач сразу же проявил неуживчивость и агрессивность — он быстро законфликтовал с представителем Президента Василием Киселевым. Причина состояла именно в том, что Василий Алексеевич слишком реалистично докладывал в Киев состояние дел в Крыму. А из этой картины выходило, что главный коммунист полуострова отнюдь не играет ведущей роли. Это не могло не задеть самолюбие Леонида Ивановича. Президент тогда сменил своего представителя. Леонид Иванович радовался. Казалось, Анатолий Корнейчук — его человек. Но…

Леонид Грач в скором времени уже завершил единственное реальное дело, за которое взялся, — крымская Конституция была принята. На железнодорожном вокзале симферопольцы, созванные рескомом компартии, встречали его как героя. За что взяться дальше? Зазвучали одно за одним громкие заявления. Первым было: наступает «криминальная революция»! С ней Леонид Иванович, что называется, переборщил: на городской демонстрации сказанул, что именно Анатолий Корнейчук и Сергей Куницын и есть «руководители криминальной революции». Они подали иски в суд, и Леонид Иванович обещал публично извиниться. Иски отозвали, но извиниться Леонид Иванович «забыл». С тех пор конфликт начал раскручиваться по своим внутренним законам.

Нового «проекта» у Грача долго не было, это противоречило деятельной натуре Леонида Ивановича. И он воспользовался тем, что в Конституцию удалось заложить положение об автономии как парламентской республике. Это, по его мнению, значило только то, что глава парламента всем командует, остальные — выполняют. Такой себе обком нового типа, где заседают депутаты. Он активно взялся за дело — вызывал к себе министров, «перехватывал» на себя руководство правительством, «спрашивал» с министров на заседаниях Президиума. Сергей Куницын сначала терпел, потом аккуратно стал ставить Грача на место: он публично заявил, что правительство парламенту подотчетно, но не находится в его прямом подчинении, что это самостоятельная ветвь власти, а Президиум парламента — только его внутренний орган, а не прототип бюро обкома. Видимо именно тогда у Леонида Ивановича и возникла идея отставки Куницына. Своим оружием в этой борьбе он избрал Счетную палату. Проведя несколько проверок, раскрывая минимальные недочеты в нескольких ведомствах, Счетная палата делала глобальные выводы о недееспособности (и даже злоупотреблениях!) правительства. Ее председатель Николай Горбатов на прежних сессиях, выносивших недоверие правительству, был главным обвинителем.

Правительство тем временем продолжало работать — Крым успешно проводил сев, уборку, подготовку к зиме, первым в Украине рассчитался с долгами по пенсиям, добился наибольших темпов роста производства…

Грач же наоборот, сегодня может подсчитывать только свои поражения и «провалившиеся» идеи: не получилось оставить у себя НДС, сорвалась попытка наспех утвердить посредственный гимн, с недоверием воспринята идея повысить только крымчанам пенсии, со всех сторон критикуется строительство химического завода по покраске автомобилей, ведущееся без надлежащих разрешений и согласований, недооформленное строительство аквапарка в Ялте, люди не верят в возможность строительства моста через Керченский пролив, даже широко разрекламированные Дни культуры Крыма в Беларуси сейчас пришлось молча отложить из- за разных неурядиц…

По натуре Леонид Грач активист, инициатор, трибун, вождь, который не может сидеть без дела, без людей, но который сначала говорит, а потом думает, как это ни прискорбно. По телевидению он обещает отменить то, что отменять не имеет полномочий, сделать то, что явно не в силах. Ни мало не стесняясь этого, он нашел выход своей энергии — в Крыму зачастили всевозможные юбилеи, фестивали, праздники, встречи, конкурсы, которые он то и дело предлагал проводить ежегодно. Как из рога изобилия на их участников посыпались звания, награды. Пусть бы, но на все это по желанию Грача парламент щедро выделял деньги — все время сотнями тысяч. И если Грач не экономист, то не математик уж точно — и без того дефицитный бюджет начинает стонать от непосильных фестивальных нагрузок. Большей частью эти мероприятия направлены на создание благоприятного имиджа Леонида Ивановича — в первую очередь в глазах визитеров из России. Восхваляя крымскую конституцию, Леонид Грач приписывает ей те свойства, которых она не имеет и не могла иметь, например, «урегулирование взаимоотношений между автономией и государством Украина». При этом понятие «автономия» в сознании слушателей и зрителей как бы ставится если не выше, то точно наравне с понятием «государство Украина», причем первая наделяется всякими добродетелями, доброй волей, миролюбием, второе — всякими недостатками, агрессивностью, желанием строить козни, ущемлять, ограничивать, «обижать» автономию. Леонид Грач рисует себя в воображении крымчан этаким бесстрашным рыцарем, самозабвенно и бескорыстно сражающимся за права и благополучие крымчан то с «национал-радикалами», то с Киевом, который представляется воплощением всякого зла.

Не секрет, что главным арбитром в крымском конфликте стал Президент Украины Леонид Кучма. Отвечая на вопрос о новом обострении борьбы крымской власти он недавно, с одной стороны, сказал, что правительство отправлять в отставку не за что, его достижения налицо, однако, с другой стороны, подтвердил свое прежнее мнение, что сейчас в Крыму нельзя менять ни руководство правительства, ни руководство парламента. Вряд ли Леонид Кучма в деталях и тонкостях не знает крымской ситуации: будучи осведомленным о способностях и положении Сергея Куницына, он, безусловно, знает и о недостатках и стремлениях Леонида Грача. Следовательно, из этой ситуации вытекает только один вопрос: зачем Президенту именно такой Леонид Грач? Не в смысле Президенту — конкретно Леониду Кучме, а в смысле — команде главы государства в целом.

Крымчане считают, что есть несколько вариантов ответов на него. Во-первых, Грач нужен администрации своей слабостью. Не исключено, что, играя заметную роль в Компартии, он соблазнится испытать себя в роли кандидата в Президенты и тогда лучшей, в смысле более легкопобеждаемой, кандидатуры и желать не надо. В таком случае, видимо, Леонид Грач может стать последним из коммунистом, претендующих на власть в Украине, ибо легко скомпрометирует свое движение, что и поставит точку на украинском коммунизме. Аналогичная ситуация будет и в любом другом противоборстве, куда бы он ни подался.

Во-вторых, Леонид Грач слишком во многом не прав перед Президентом, да и вообще перед Центром, и это обстоятельство делает его послушным и легкоуправляемым. В ответственный момент будет достаточно одного слова, чтобы Леонид Грач начал «играть назад» даже в самых любимых играх. Поэтому в Киеве сквозь пальцы смотрят на строительство личного особняка, интересы на КрымавтоГАЗе, в аквапарке, противоречащие закону идеи насчет бюджета. Да и эта затяжная война с правительством играет уже против Грача, просто он этого еще не ощущает. Несмотря на внешнюю строптивость, достаточно одной серьезной проверки, чтобы сделать его полностью ручным.

В-третьих, как ни крути, но Леонид Иванович имеет результативное влияние на часть крымского электората, в первую очередь протестного. В случае, если потребуется, именно Грача можно попросить подсказать этой массе нужный образ действий.

В-четвертых, Леонид Иванович хоть и слывет «доктором политических интриг», но, во-первых, его теоретические и практические знания, во-вторых, уровень способностей его окружения, по сравнению с киевскими «зубрами» слишком слаб, чтобы даже воспринимать их всерьез. Команда специалистов из Киева положит на лопатки команду Леонида Грача одним мизинцем — так было с крымским представлением в Конституционный суд по вопросам бюджета. Хватило одного письма, чтобы Крым просто замолчал.

В-пятых, стоит ли возиться с подбором нового человека, а круг способных кандидатов очень ограничен, если вообще существует ради того, чтобы только иметь человека с другой фамилией?

Никита КАСЬЯНЕНКО, Симферополь
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ