После смены власти в Украине в 2019-м стратегический курс государства на вступление в Североатлантический альянс остается неизменным. Об этом неоднократно заявлял как сам президент Украины Владимир Зеленский, так и другие высокопоставленные должностные лица. Однако на сегодняшний день не до конца понятным остается — с какой скоростью мы двигаемся к этой организации и как выполняются знаменитые стандарты НАТО, о которых у нас говорят годами?
Недавно исполнился год, как Верховная Рада закрепила в Конституции курс на вступление в Евросоюз и НАТО. За это решение 7 февраля 2019-го проголосовало конституционное большинство (334 народных депутатов). По этому поводу на днях в киевском President Hotel состоялась публичная дискуссия на тему с длинным названием «Годовщина внесения изменений в Конституцию: результаты достижений органов государственной власти и общественных организаций на пути Украины к НАТО».
Ничем особым эта дискуссия от подобных мероприятий не отличалась, ведь в основном это был отчет представителей отдельных госорганов и общественных организаций о выполненной работе, а сама публичная дискуссия как таковая не состоялась, ведь задать вопрос и получить полноценный ответ имели возможность далеко не все желающие эксперты и журналисты из-за нехватки времени. Однако ради справедливости отметим, что выступления отдельных участников имели ценную информацию и выводы о состоянии дел сегодня. Именно на этом мы и остановимся более детально.
Но для начала напомним еще некоторую важную информацию, которая поможет оценить реалии. Следовательно, находясь с визитом в нашей стране осенью прошлого года действующий генсек НАТО Йенс Столтенберг, отвечая на вопрос -нужно ли Украине обновить свою заявку на получение ПДЧ в НАТО, заявил: «...зачем? Нет сомнений, что Украина хочет членства, но сейчас ни вопрос вашего вступления в НАТО, ни вопрос ПДЧ не находится в фокусе внимания. Внимание как Альянса, так и государств-членов, а также Украины сейчас должен быть сконцентрирован не на дате получения ПДЧ, а на обеспечении того, чтоб Украина отвечала стандартам НАТО. Именно это является самым быстрым путем, чтобы укрепить ваши институции и получить членство» (eurointegration.com.ua).
Также отметим, что социологические данные января этого года от Центра Разумкова свидетельствуют о следующих настроениях украинцев. На вопрос: «если бы в ближайшее время состоялся референдум по поводу вступления Украины в НАТО, как бы Вы проголосовали?», 49,8 % опрошенных граждан ответили «за», а 29,8% — «против», 7,3% не принимали бы участия в референдуме, а 13,1% не знали или не захотели отвечать на заданный вопрос.
Открывая мероприятие, народный депутат, председатель подкомитета по государственной безопасности и обороне Комитета Верховной Рады Украины по вопросам национальной безопасности, обороны и разведки Ирина Верещук сделала короткий экскурс в историю: «23 февраля 1992-го, 28 лет назад, состоялся первый визит генсека НАТО Манфреда Вернера в Киев. 9 февраля 1994 — подписание Украиной и НАТО рамочного документа программы «Партнерство ради мира», который, по оценкам международных экспертов, стал наиболее эффективным примером взаимодействия бывших непримиримых врагов. В июле 97-го в рамках саммита НАТО в Мадриде, руководители Альянса и Президент Украины подписали Хартию об особом партнерстве, которая зафиксировала политическое обязательство сторон на наивысшем уровне развивать эффективное партнерство. 3 апреля 2008 принята декларация Бухарестского саммита, в документе которого сказано, что: «НАТО приветствует евроатлантические стремления Украины и Грузии относительно членства в НАТО. Мы согласились сегодня, что эти страны станут членами НАТО...», — отметила Ирина Верещук.
Газета «День» давно (с конца 1990-х) и последовательно (при разных президентах) ведет тему НАТО, отстаивая необходимость евроатлантической интеграции нашей страны. Отметим, что в хронологии, которую привела пани Верещук, кроме известных фактов, есть важные упущения, о которых глава подкомитета по государственной безопасности и обороне Комитета ВР Украины по вопросам национальной безопасности , обороны и разведки могла бы знать.
Более того, мы можем утверждать, что Украина имела шанс добиться намного большего прогресса (возможно, даже членства) на пути к вступлению в Североатлантический альянс, но в результате получила войну и оккупацию части своей территории Россией. Почему так произошло? Детальнее в справке «Дня», которую мы приводим ниже.
Итак, основные тезисы отдельных участников во время мероприятия.
«В АЛЬЯНС ИНТЕГРИРУЕТСЯ НЕ ТОЛЬКО СЕКТОР БЕЗОПАСНОСТИ, А ВСЯ СТРАНА»
Сергей ВЕРБИЦКИЙ, руководитель экспертной группы оборонно-безопасностного взаимодействия с НАТО Правительственного офиса координации европейской и евроатлантической интеграции:
— Важно в очередной раз подчеркнуть, что в Альянс интегрируется не только сектор безопасности, а вся страна. Во время визита в Украину Североатлантического Совета (как известно, такие визиты не происходят просто так), нам была выражена мощная поддержка. В свою очередь, украинский Президент во время заседания комиссии «УКРАИНА-НАТО» обратился к генеральному секретарю Совета относительно возможности присоединения Украины к Программе партнерства усиленных возможностей. Речь идет об усилении военного взаимодействия, оперативного взаимодействия, разведывательных структур, политических консультаций на высоком уровне относительно проблемных вопросов взаимодействия...
Если говорить о достижении Украиной стандартов НАТО, то в прошлом году были приняты 244 документа, в этом году планируется принять еще 219. Это касается обеспечения многих направлений нашего взаимодействия. Еще одним важным элементом является выполнение требования НАТО по финансированию оборонного бюджета на уровне 2% ВВП. Украина, как известно, в этом году заложила более 3.2%. Одним из знаковых событий является также взаимодействие Кабмина с Верховной Радой по подготовке и проведению весенней парламентской сессии Генеральной ассамблеи НАТО 22-25 мая этого года в Украине. Такое мероприятие в нашей стране проводится впервые и является действительно грандиозным. Надеюсь, что это мероприятие принесет нам дополнительные дивиденды по углублению сотрудничества с НАТО.
«НА СЕГОДНЯШНИЙ ДЕНЬ ВСУ ПРАКТИЧЕСКИ УЖЕ ГОТОВЫ ПЕРЕХОДИТЬ НА НОВУЮ СИСТЕМУ УПРАВЛЕНИЕ ПО СТАНДАРТАМ НАТО»
Иван АПАРШИН, генеральный директор Директората по вопросам национальной безопасности и обороны Офиса Президента Украины:
— В 2014 году могла быть совсем другая ситуация, если бы в предыдущие годы политическая власть держала четкой курс на НАТО. На сегодняшний день вопрос обретения членства в НАТО в Украине уже не дискутируется, в частности в Указе Президента относительно стратегии национальной безопасности и обороны также есть ссылка, что конечная цель Украины — полноправное членство в Альянсе. В ближайшее время, в течение 2-3 месяцев, будет готова военная стратегия Украины, где также будет существовать прямая норма относительно вступления Украины в НАТО.
Мы уже подошли к практическим вопросам. Например, сегодня (24 февраля. — Ред.) у меня была встреча с руководителем Генштаба Вооруженных Сил Украины, где мы обсуждали, как нам быстрее перейти на новую систему управления ВСУ по стандартам НАТО, которое запланировано на января 2021 г. Возможно, дата будет изменена и мы попытаемся воплотить это раньше. На сегодняшний день Вооруженные Силы практически готовы переходить на новую систему. Мы выходим на показатели, которые уже можно измерять, то есть подтвердить практическими шагами, которым можно дать оценку. В частности, увеличен бюджет на государственную оборону: когда вы увидите реальные цифры, то найдете там и ракетные программу, и украинский корвет, и средства радиоэлектронной борьбы, и средства направленные на то, чтобы ВСУ были взаимосовместимыми с вооруженными силами других членов НАТО.
В вопросах, связанных с проблемами вооружения и евроатлантической интеграции, важно прислушиваться к позиции профессиональных экспертов. Например, читали ли вы, что украинская делегация посетила Турцию и мы сегодня рассматриваем идею восстановления программы корвет с турецкой стороной, или то, что в государственном оборонном заказе будет вдвое звеличена закупка новых ракет. Офис Президента занимается этими вопросами каждый день, сегодня наш Офис начал официальную проверку Министерства обороны по территориальной обороне. Мы постепенно приближаемся, как на законодательном, так и на техническом и на логистическом уровне, ко всем тем параметрам, которые определены во всех документах по сотрудничеству Украины и НАТО.
«СЕГОДНЯ В НАШЕМ ГЕНШТАБЕ ВСУ Есть ЧЕТКАЯ ПОЗИЦИЯ, КАК МИНИМУМ, О ТОМ, ЧТО 2020 ГОД Является ГОДОМ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА»
Леонид ГОЛОПАТЮК, генерал-лейтенант, начальник Главного управления военного сотрудничества и миротворческих операций Генерального штаба Вооруженных Сил Украины:
— Я достаточно четко помню, как военные страдали от чрезвычайно низкой информированности общества, общественного сектора и политикума в вопросах интеграции в Североатлантический альянс. Наши политики должны быть особенно осведомлены с тонкостями этого вопроса и абсолютно поддерживать путь в НАТО. В 2007-2008 году мы только мечтали о возможности внесения пункта относительно членства в ЕС и НАТО в Конституцию. Я думаю, что окончательный выбор в интересах евроатлантической интеграции Украины был сделан в 2014 году. За этих шесть военных лет мы окончательно поняли для себя два постулата: во-первых, только в составе коллективной организации по безопасности мы сможем защитить нашу страну, во-вторых, мы можем реформировать армию, только если используем тот ведущий опыт, стандарты, принципы, подходы и практики, которые сегодня существуют в мире.
На сегодняшний день ВСУ выполняют двуединую задачу: защита Украины от врага и в то же время реформирование в соответствии с практиками и стандартами НАТО, которые нам необходимо знать с учетом своего шестилетнего боевого опыта. Если говорить о достижениях и успехах — они вряд ли известны рядовому гражданину, но они существуют. Первым действительно является система управления. За последние два года нам удалось сделать свою концептуальную, просчитанную, абсолютно надежную модель системы управления обороной. Это чрезвычайно тяжелый интеллектуальный труд. Да, последние полтора года нам помогала генеральская группа экспертов из НАТО, но мы во время собраний понимали, что понятийного аппарата мы не воспринимаем, определенных терминологических вопросов тоже, а главное — мы не понимали ту философию, которую нам предлагали. Однако мы прошли через это и вот с 5 февраля этого года начался переход в практическую фазу, и, надеюсь, что в течение этого года мы перейдем к стадии приобретения оперативной возможности.
Когда мы говорим о реформировании Вооруженных Сил, должны понимать одну простую истину: реформировать нужно с военного корпуса, ведь именно у этих молодых девушек и ребят формируется совсем другое мировоззрение, изменяются подходы и ментальность. Сегодня, благодаря нашим партнерам, мы действительно применили много новейших методик для того, чтобы изменить программу подготовки. И это второе направление.
Третьим важным моментом является достижение оперативных возможностей ВС. В первую очередь, мы говорим о подготовке войск. С гордостью скажу, что за последние полтора-два года система подготовки ВС изменилась кардинально — она уже почти не похожа на ту, которую мы позаимствовали у советчины. С 2015 года в Украине развернуты 4 иностранных миссии, сначала была американская миссия, потом многонациональная, также у нас прекрасно работают британская миссия, а еще Орбитал и Юнифайр, и наш союзник — Литва — разработала свою миссию. Поэтому если вы сегодня поедете и спросите, благодаря кому мы готовим силы спецопераций, то это к ним. Эта синергия превратилась в то, что система подготовки централизована. Можем говорить даже о том, что в случае присоединения Украины к программе расширенного партнерства — абсолютно уместным будет предложение потренироваться в одном из украинских учебных центров нашим партнерам с НАТО.
До сих пор критическим остается вопрос системы логистики (четвертое направление). Нужно сломать старую систему и изменить отношение офицеров, их сознание, и этот процесс уже пошел.
Самая популярная тема в сейчас — стандарты НАТО, однако давайте не политизировать ее. Это сложная долговременная работа — процесс, который легко не делается. Я спросил одного из польских генерал-лейтенантов — что нужно для имплементации стандартов НАТО? Он ответил: «Прежде всего, это менталитет. Во-вторых, вы воюющая страна и должны смотреть, какие стандарты для вас работают, не пытайтесь внедрить все подряд. Не гонитесь за количеством этих стандартов». Хорошо, что сегодня в нашем Генштабе есть четкая позиция как минимум о том, что 2020 год является годом английского языка. Язык — это ключ к информации, пониманию, элементарному уровню взаимосовместимости. Через английский язык мы выходим на понятийный аппарат. Только после этого можно сказать, что у нас есть масса офицеров, которые способны на оперативном уровне взаимодействовать с нашими партнерами. Через этот алгоритм мы и должны воспринимать адаптацию стандартов НАТО. Не все стандарты НАТО являются одинаковыми для всех стран. Найдите мне стандарты, которые говорят о системе управления, — таких нет.
Движущей силой всех преобразовани и адаптаций на сегодняшний день является руководство ВСУ, структурные подразделения Генштаба. Фундаментом Североатлантического альянса являются ценности. Без них мы не можем существовать. Помните, страна должна реформироваться, но лишь один раздел касается оборонной сферы, все остальные — системные политические и экономические реформы.
СПРАВКА «Дня»
Еще до 2000 года у Украины было достаточно последовательное и содержательное сотрудничество с Альянсом. Вспомним, что наша страна принимала участие в программе «Партнерство ради мира» (ПРМ), потом была «Хартия об особом партнерстве Украина — НАТО 1997 года», действовал Комитет Украина — НАТО (КУН), также происходило много разных встреч и рабочих контактов. Формировалась атмосфера доверия между Украиной и НАТО. Председателем Государственной комиссии по сотрудничеству с НАТО в декабре 1999 года был назначен Секретарь СНБО Евгений Марчук. Потом произошло кардинальное изменение вектора от простого сотрудничества до узаконивания курса на вступление Украины в будущем в НАТО.
О намерении Украины присоединиться к Североатлантическому альянсу впервые на официальном уровне было заявлено 23 мая 2002 года на заседании Совета национальной безопасности и обороны страны. «В связи с изменениями ситуации в Европе дальнейшее соблюдение Украиной политики внеблоковости бесперспективно. А в отдельных случаях и вредно», — заявил тогда Евгений Марчук. Ну и очень важно отметить позицию тогдашнего президента Леонида Кучмы, потому что через некоторое время она изменится: «Мы знаем, что внутри НАТО никто никогда не воевал. И я хочу, чтобы мы никогда не воевали — вот главная цель нашей политики. Это прагматичная цель. Это в интересах всех украинцев, потому что европейскую безопасность без Украины не построишь».
Уже в октябре 2002 года в Верховной Раде состоялись парламентские слушания относительно НАТО. В результате больших дискуссий было принято решение: «Определяющим фактором успешного продвижения Украины этим курсом является подготовка Украины к членству в НАТО согласно решению Совета национальной безопасности и обороны Украины от 23 мая 2002 года «О Стратегии Украины относительно Организации Североатлантического договора (НАТО) и соответствующего Указа Президента Украины от 8 июля 2002 года».
Намерения Украины относительно интеграции в структуры Североатлантического альянса подтвердил Закон Украины «Об основах национальной безопасности Украины» от 19 июня 2003 года, который был принят конституционным большинством. Проголосовала тогда даже фракция «Партии регионов». В статье 8 Основных направлений государственной политики по вопросам национальной безопасности было провозглашено, что во внешнеполитической сфере Украина осуществляет активную международную политику с целью «...обретения членства в Европейском Союзе и Организации Североатлантического договора при сохранении добрососедских отношений и стратегического партнерства с Российской Федерацией, другими странами Содружества Независимых Государств, а также другими державами мира».
Создавал основу, представлял, докладывал и отвечал на вопрос на всех этапах этого процесса Евгений Марчук. К лету 2003 года уже была создана вся необходимая правовая база для реализации этого курса. Но и это еще не все. Более конкретно намерения Украины относительно присоединения к НАТО были изложены в новой редакции «Военной доктрины Украины», которая была одобрена СНБО. Потом она была введена в действие указом президента 15 июня 2004 года. В II разделе «Военно-политические принципы Военной доктрины», в первом абзаце пункта 9-го «Условия обеспечения военной безопасности Украины» были изложены следующим образом: «Укрепление доверия между государствами, последовательное снижение угрозы использования военной силы, проведение политики евроатлантической интеграции, конечной целью которой является вступление в НАТО как основа общеевропейской системы безопасности».
Серьезная настоенность Украины на членство в Альянсе изменила отношение самого НАТО к нашей стране. На Пражском саммите организации был введен новый высший режим отношений Украины с НАТО — «План действий». «Это уже согласованный обеими сторонами не просто план сотрудничества, а ежегодный план внутренней трансформации Украины к стандартам НАТО, и не только в военной сфере, но и реформировании судебной и правоохранительной систем, экономики, в области свободы слова, прав человека и других, — пишет на своей странице в «Фейсбуке» Евгений Марчук. — В Украине была введена указом президента система государственных координаторов сотрудничества с НАТО на уровне заместителей министра. Удалось поднять уровень поддержки среди населения идеи вступления в НАТО до 32-33%. Появились новые общественные организации в поддержку этого курса. Весь процесс начал приобретать нарастающий динамизм. НАТО также начал проявлять в этом активность. И тогда Россия начала волноваться и действовать».
Работа Кремля сразу проявилась. Уже летом 2004 года — после Стамбульского саммита НАТО — Леонид Кучма делает разворот на 180 градусов от Альянса. Когда стало понятно, что Украина очень близка к подписанию ПДЧ (Плану действий по членству в НАТО), и именно в это время Леонид Кучма на 1-2 дня вместе с Владимиром Путиным исчезли с поля зрения прессы где-то на Азовском море. Вернувшись, Кучма дает команду немедленно исключить из военной доктрины упомянутую формулу о сотрудничестве с НАТО... Потом, придя к власти, команда Януковича изъяла эту формулу через парламент и из упомянутого Закона «Об основах национальной безопасности Украины».
Курс на евроатлантическую интеграцию Украины вернули, включив даже соответствующий пункт в Конституцию Украины, уже после Евромайдана.