Идея референдума по русскому языку и НАТО рассчитана на реакцию, прежде всего, Блока Юлии Тимошенко
Вадим КАРАСЕВ , политолог:
— Я склоняюсь к трем версиям, почему именно сейчас появился этот месседж. Первое. Очевидно, нужно уже сейчас, в последние недели предвыборной кампании, максимально мобилизировать свой электорат, поэтому нужно вернуться к проверенным, испытанным форс-идеям, на которых и заработала свой политический капитал Партия регионов и Виктор Янукович. Видимо, избирателю уже надоела эта вялотекущая кампания, связанная с социальными выплатами. Люди уже не реагируют на привычные, устоявшиеся, стереотипные месседжи и мнения, идущие со стороны Партии регионов. Это первый фактор. Но может быть и не самый главный.
Второе обстоятельство связано с тем, что идея референдума по русскому языку и НАТО рассчитана на реакцию прежде всего Блока Юлии Тимошенко. Юлия Тимошенко сейчас неплохо ведет кампанию на востоке и юге Украины. У нее там появляются новые электоральные симпатики. Вброс внешнеполитической идеи, по задумке Партии регионов, должен вынудить Юлию Тимошенко реагировать, раскрыть свои внешнеполитические приоритеты. Потому что сейчас они зашифрованы, что в общем-то в интересах Тимошенко, которая может «вербовать» электорат как на Востоке и Западе, апеллируя к экономическим и социальным вопросам. Это такая проверка, чтобы избиратель почувствовал, где искренняя Тимошенко, а где неискренняя. Заставить раскрыться, как боксера на ринге.
Это касается, кстати, и «Нашей Украины». Партия регионов хочет втянуть эти силы во внешнеполитическую дискуссию и рассчитывает, что на этом они потеряют, потому что идея НАТО не пользуется большим электоральным спросом. Возможно, Партия регионов и пытается загнать БЮТ и «Нашу Украину» в эту электоральную нишу, а это ограниченная ниша.
Третий момент. Партия регионов не просто вернула идею НАТО в электоральный оборот, в тяжелую ротацию, как говорят ди- джеи. А речь идет о референдуме. Вот я бы сделал акцент как раз на референдуме. Понятно, что в ближайшее время такой референдум реализовать процедурно тяжело. Но подписи мобилизуют своих избирателей. И во-вторых, поскольку сегодня уже главное не то, что будет до 30 сентября, а то, что будет после, то идея референдума, может быть серьезным инструментом давления на Президента в ходе формирования, например, коалиции. Сейчас все силы думают о том, что будет после 30-го и готовят свои инструменты для поствыборной политической игры. У Юли — это референдум по Конституции, у Ющенко — это президентские полномочия, а Партия регионов, видимо, решила, что референдум по НАТО и языку даст инструмент для серьезного давления на позицию Президента в ходе переговоров по формированию коалиции.
Секонд-хенд, политый бензином
Олег МЕДВЕДЕВ , политтехнолог (www.pravda.com.ua):
— Несколько недель назад, выступая на телемосте в РИА Новости, я похвалил Партию регионов за то, что она на этот раз поставила в центр избирательной кампании социально-экономические вопросы и избегает тех тем, которые в 2004 году поставили Украину на грань раскола. Накаркал.
Бешеные цены — свинина по 50 гривен, масло по восемь, яйца по семь — на глазах Януковича, Ахметова и Колесникова пожирают рекламный миф Партии регионов об успешном правительстве Януковича. От рекламных кампаний (поражающих своей лживостью даже на обще-обычном фоне предвыборных, скажем так, преувеличений) о том, что цены снижены, свиньи дешеветь не хотят.
Напоровшись на строгие инфляционные реалии, Партия регионов столкнулась с падением рейтинга в базовых регионах и стряхнула пыль с нескольких прошлогодних «раскольнических» стратегических разработок. Когда свеженького нет ничего — впаривают секонд-хенд. В данном случае это секонд-хенд, политый бензином, и около него Борис Колесников со своими партайгеносе почиркивает спичками. Просрали цены — взялись за язык и НАТО.
Чтобы спасти собственную кампанию — готовы снова громить Украину. Я понимаю, что ПР может рассматривать сбор подписей за проведение референдума как способ мобилизовать избирателей. Любая социология покажет, что существуют десятки других вопросов, интересующих избирателей больше, чем вопрос языка. По своей актуальности он находится в третьей десятке значимых для людей вопросов. Но главное, языковой вопрос — это вопрос, который задевает очень тонкие душевные струны, который, будучи поставленным на повестку дня, снова будет раскалывать общество. Но Регионам нужна победа любой ценой.
У нас научились проводить референдумы, но не научились их легитимизировать
Виктор НЕБОЖЕНКО , политолог:
— Дело в том, что эта избирательная кампания характеризуется невероятно высоким уровнем политической демагогии и популизма. В данном случае, с политической точки зрения, речь идет о необоснованных и невозможных обязательствах и угрозах. Это, конечно, свидетельствует о недостаточной политической культуре нашей элиты, но на каком-то этапе эта политическая демагогия — миру — мир, свобода, равенство и братство, прорывы, закон для всех и т.д. — это все вещи, к которым та или иная политическая культура идет десятилетиями, но никак не может быть объектом избирательных манипуляций. И тут эта политическая демагогия, политический популизм ведущих наших политических сил (Партии регионов, «Нашей Украины» и БЮТ) сыграла с ними дурную шутку. Демагогию нельзя использовать бесконечно. На каком-то этапе она теряет привкус солидности. Тогда нужно включать следующий кусок демагогии, а он уже связан с геополитическими ориентирами страны. Скатившись на популизм, на голый популизм, они вынуждены расширять поле этой демагогии.
Насколько реально провести этот референдум? У нас научились проводить референдумы и Кучма, и Медведчук, и, я думаю, Янукович, и Ющенко, спокойненько проведут любой референдум. У нас не научились его легитимизировать и выполнять. Поэтому ничего страшного нет. Референдум пройдет, потом окажется, что где-то там был закрыт избирательный участок, а где-то запил председатель облсовета... Ведь речь идет даже не о референдуме, а о новой порции популизма, который переносится с внутренней политики на внешнюю. Потому что во внутренней политике уже все пообещали. Остался кусок обещаний из внешней политики.
Но я повторяю, никакого отношения к реальным действиям этих политических сил эти заявления иметь не будет. После выборов они будут совершенно иначе себя вести.