Международная научная конференция «Митрополит Андрей Шептицкий: дилемма гуманистического выбора в условиях тоталитарных режимов» собрала во Львове представителей всемирно известных организаций — Международного академического совета «Ткума» и «Яд Вашем», философов, историков, культурологов, богословов Украины, Великобритании, Израиля и Польши. Все они свою научную деятельность посвятили исследованию фактов Холокоста, и очень многие — именно украинско-еврейским взаимоотношениям в период между двумя мировыми войнами и во времена Второй мировой. Исследуя эту тему, невозможно было обойти такую личность, как митрополит Андрей Шептицкий — один из духовных лидеров украинского народа середины ХХ века, чья деятельность способствовала тому, что многие еврейские женщины и дети, обреченные на смерть гитлеровским режимом, были все-таки спасены. По сути, вся конференция сводилась к вопросу: почему до сих пор Шептицкий не стал праведником мира? Высказывались все «за» и «против». Среди наиболее активных сторонников присуждения Шептицкому этого звания был профессор Шимон РЕДЛИХ. Его также называли наиболее авторитетным и знающим тему историком.
— Господин Шимон, то, насколько горячо вы отстаиваете право Шептицкого на звание праведника мира, говорит о том, что проблема вам лично близка…
— Нет, я не отношусь к евреям, спасенным лично митрополитом Андреем Шептицким, но мне очень хочется, чтобы восторжествовала справедливость. Кстати, моя семья довольно легко добилась того, чтобы украинцы, спасавшие маленького еврейского мальчика Шимона, стали праведниками мира. Это были простые люди, безусловно, совершившие героический поступок, поклон им за это, но к ним был другой подход. С простыми людьми проще, к митрополиту же предъявлялись иные, высокие требования. Отношение Шептицкого к евреям во время Холокоста опирается на более широкие вопросы отношений украинцев к немцам вообще и реакции Шептицкого на немецкую власть в частности.
— Но 150 спасенных человеческих жизней— это не одна жизнь еврейского мальчика, и даже не десять жизней…
— Я согласен с вами. Вопрос о присуждении звания праведника мира поднимался в соответствующем комитете института «Яд Вашем» не менее 15 ти раз, нокаждый раз наталкивался на стену непонимания. Возможно потому, что рассматривали тему историки, далекие от истории Галичины, что называется, не в контексте событий. А об этом должны судить люди, знающие тему досконально. Надеюсь, когда-нибудь это произойдет.
Вы заметили, в зал конференции я вошел с мисс Лили Штерн- Полман, прилетевшей из Лондона. Так вот, именно ее спас митрополит Шептицкий. Сначала она и мать прятались в доме немки (львовянки, но все-таки немки!), а когда та должна была выехать в Германию, то вместе с фармацевтом Шептицкого, поставлявшим лекарства на Святоюрскую гору, Лили с матерью постучались в ворота резиденции митрополита. И он им не отказал.
— А откуда возникла цифра 150?
— О, это, возможно, и не точная цифра. Можно предположить, что спасенных было больше. Многие после освобождения Галичины от фашистов разлетелись по миру. Дети вообще могли не знать, кто их спасал, по чьему указанию они находились в том или ином монастыре. Эту цифру называет Давид Кахане — автор одного из двух наиболее важных свидетельств о хлопотах Шептицкого по спасению евреев во времена фашистской оккупации. Эти двое — рабби Давид Кахане, который был в 30-х годах раввином во Львове, и Курт Левин, сын рабби доктора Езекииля Левина, главного раввина реформистской еврейской общины во Львове накануне Второй мировой. Когда рабби Левин 2 июля 1941 г. пришел в резиденцию митрополита, Шептицкий убеждал его остаться, однако тот решил вернуться к своей семье и пастве. В тот же день его схватили и убили. А вот два сына раввина — Курт (Исаак) и Натан — скрывались в различных греко-католических монастырях и соборе Святого Юра до прихода советской армии летом 44-го.
Раввина Кахане стали укрывать по распоряжению Шептицкого в мае 1943 года. Перед этим, во время массовых депортаций в августе 1942 г., рабби обратился к митрополиту с просьбой помочь ему спасти свитки Торы; Шептицкий с готовностью согласился. Большинство евреев, спасенных Шептицким и его помощниками, бежали из львовского гетто и трудового лагеря в период между августом 1942 г. и маем1943 г. Гетто было ликвидировано в июне 1943 г., а лагерь — в конце того же года.
Что касается спасения евреев, то, похоже, митрополит действовал с помощью нескольких заслуживающих доверия украинских священников, таких как его брат Климентий, глава ордена студитов, и игуменья Студитского монастыря Йосефа. Другим главным действующим лицом был преподобный Марко Стек, который, вероятно, был связным между монастырем Святого Юра и другими монастырями во Львове и его окрестностях. Обычно было гораздо проще прятать женщин, нежели мужчин. А детей — легче, чем взрослых. Спасенным детям давали фальшивые справки о крещении, украинские имена, а потом распределяли по мужским и женским монастырям и детским домам. Некоторым детям студитские монахи помогали пересечь венгерскую и румынскую границы.
— А какие основные тезисы выдвигают в институте «Яд Вашем», когда отвечают отказом?
— Это несколько конкретных пунктов и мы можем их рассмотреть.
Первое: «Шептицкий поддерживал организацию украинской дивизии СС «Галичина».
Этот факт сам по себе верен, но поддержка Шептицким «Галичины» проистекала не из поддержки им Гитлера и нацистской идеологии. К тому времени, когда была создана эта дивизия (весна и лето1943 г.), было совершенно ясно, что Германия проигрывает войну и что советская армия наступает на запад. Шептицкий опасался, что между отступлением немцев и приходом Советов наступит анархия и надеялся, что украинские вооруженные силы защитят местное население. Он также мог рассматривать украинскую дивизию как военное ядро будущей независимой Украины. Между намерениями Шептицкого и реальными антиеврейскими действиями некоторых солдат дивизии «Галичина» никакой связи нет.
Второе: «Шептицкий усвоил антисемитские стереотипы и время от времени выражал антиеврейские взгляды». Однако верным есть и то, что для Шептицкого знания о евреях и иудаизме были неотъемлемой частью интеллектуального и практического окружения со времен юности. В двадцать он начал изучать иврит, продолжал эти занятия и позже. Вероятно, в это время у него возник интерес и к еврейской культуре. В августе 1905 г. он посетил Святую землю с группой паломников из Моравии, а в сентябре 1906 г. побывал там уже с пятьюстами украинцев.
Наиболее показательным в отношениях Шептицкого с евреями было то, что в ходе регулярных канонических посещений он устраивал встречи с главами еврейских общин. В отчете об одном из таких визитов значится: «Его приветствовали церковные процессии, духовенство и раввины с Торой. Он поблагодарил раввинов и еврейскую делегацию на иврите, их языке».
Общественная и благотворительная деятельность являлась для Шептицкого главным занятием, на которое он тратил время и средства. В начале 20-х он предпринял поездку по Европе и Северной Америке для сбора средств в пользу жертв Первой мировой войны в Галиции, в первую очередь, для детей-сирот. Его благотворительные начинания стали прообразом форм помощи евреям в годы Второй мировой. Еще в первые десятилетия ХХ века некоторые виды проводимой Шептицким благотворительной деятельности распространялись и на евреев. Более того, его главное общественное начинание — учрежденная в 1903 году во Львове «Народна лічниця», преобразованная в 1938 г. в полноценную больницу,— было в действительности независимым от религиозных представлений заведением, где лечились евреи точно также, как украинцы и поляки.
Необходимо помнить, что митрополит был выдающимся религиозным деятелем, мыслившим и действовавшим в контексте христианской теологии. Несмотря на богословские антииудейские элементы, когда он столкнулся с жестокими и трагическими реалиями, он ощутил ответственность за своего ближнего.
Одной из серьезнейших преград для «Яд Вашема» стал укор Шептицкому в том, что он не препятствовал украинской толпе, которая начала погром во Львове в первые дни немецкой оккупации…
Есть основания считать, что он отправил посланников с целью успокоить толпу, хотя это пока и не доказано. Возможно также, что, когда он услышал, как возбужденная толпа бежит по улицам, он понимал, что остановить их не может никто. По отношению к этим событиям правильно было бы поставить вопрос не только о том, что сделал или не сделал Шептицкий, а и о том, что было в его силах.
— Сегодня сложно найти в Галичине верующего, и не только верующего человека, который бы не знал о пасторском послании «Не убий!»
— Именно путем своих пасторских посланий Шептицкий пытался влиять на украинское население и противостоять аморальным нормам нацистской власти. Одни из посланий были напечатаны, другие распространялись устно. Сам факт того, что митрополит повторял их снова и снова, говорит о больших трудностях на его пути. Что касается евреев, то они никогда не упоминаются открыто. Необходимо помнить, что террор применялся не только по отношению к евреям, — этим средством пользовались и различные политические группировки в политической борьбе, террор применялся и в польско-украинских отношениях. В наиболее известном пасторском послании «Не убий!» в ноябре1942 г. речь идет о любой форме человекоубийства. Похоже, что Шептицкий был озабочен появлением того, что он называл «склонностью к убийству», то есть распространением привычки убивать как общепринятой нормы поведения. Еще одним примером озабоченности массовыми убийствами евреев можно считать разговор в сентябре 1943 г. с доктором Фредериком, который являлся французским специалистом по Восточной Европе и сотрудничал с министерством иностранных дел Рейха. В ходе его разговора Шептицкий снова выразил мнение, что «Германия хуже, чем большивизм» и обвинил немцев в бесчеловечном отношении к евреям.
— Мы не можем не коснуться и самого важного вопроса — того, что якобы Шептицкий, как утверждают в «Яд Вашем», был идеологическим союзником Гитлера.
— Это совершенно неверное и упрощенное заявление его критиков. Действительно, в первые месяцы немецкой оккупации Шептицкий был сторонником немцев как противовеса Советам. Как и многие другие религиозные деятели на протяжении столетий, Шептицкий пытался найти modus vivendi с властями на благо своей паствы. Если говорить об официальной связи с нацистами, то известнейший праведник мира Оскар Шиндлер был, по крайней мере, номинальным членом НСДАП. Рассматривать Шептицкого как пособника Гитлера в деле установления «нового порядка» в Европе — значит совершенно не понимать этого человека.
Возможно, что в первые несколько месяцев после немецкого вторжения 76-летний больной Шептицкий был ошеломлен неожиданными событиями и все еще верил в установление украинского национального единства под эгидой нацистского режима. Однако с течением времени ситуация прояснилась. Постоянное насилие со стороны немцев, а также растущее в украинских кругах разочарование в немецкой позиции относительно украинских национальных ожиданий не могли не повлиять на митрополита, местное украинское население, особенно на молодежь, которая уже с 30-х начала обращаться к радикальным позициям.
Шептицкий выражал свою озабоченность несколько раз. В письме Гиммлеру в феврале 1942 г. митрополит жаловался на жестокое обращение немцев с местным населением, особенно с евреями и протестовал против использования украинских вспомогательных частей в антиеврейских акциях. Шептицкий возлагал на это письмо большие надежды. Он опять же обсуждал его с раввином Давидом Кахане и упомянул его в своем послании в Ватикан. Письмо в Ватикан выражает все разочарование Шептицкого немецким правлением и содержит его обвинения в адрес новой власти. Он писал: «Освобожденные немецкой армией от большевистского ига, мы почувствовали некоторое облегчение, однако постепенно немецкое правительство установило режим невероятного террора и коррупции… Теперь все согласны, что немецкий режим, возможно, еще более злодейский и дьявольский, чем большевистский. За этот период — более года — не прошло и дня без ужасных преступлений. Евреи — их первоочередная цель. Численность евреев, убитых в нашем крае, определенно превышает 200000». «В определенное время они начали убивать евреев открыто, на улице, прямо на виду у публики».
— Как вы думаете, подвергался ли Шептицкий личной опасности, спасая евреев?
— Возможно, потому, что он являлся крупной фигурой среди миллионов украинцев Восточной Галиции, его нацисты и не рискнули бы подвергнуть наказанию. Однако нельзя не учитывать, что помощь евреям и их спасение униатской церковью было предприятием, в котором участвовали десятки, если не сотни верных и надежных монахов и монахинь. Эти люди ежедневно сталкивались с опасностью. Правильнее будет предположить, что Шептицкий беспокоился обо всех этих людях, и все же благословлял их на спасение евреев.
—Чем вы объясните вновь возникший в мире общественный интерес к фигуре митрополита?
— Только сегодня, когда Восточная Европа, включая Польшу и Украину, встала на путь либерализма и демократии, фигура митрополита Шептицкого может наконец-то занять надлежащее место в исторической перспективе и памяти общества. Есть надежда, что, несмотря на непростые и временами трагические события в украинско-еврейских взаимоотношениях в прошлом, после многих изменений, произошедших в Украине, включая и оранжевую революцию, будет пересмотрена и позиция «Яд Вашема» касательно места этого человека в еврейской и украинской памяти Холокоста.
В 2005 году появилось немало статей в израильской прессе об усилиях Шептицкого по спасению евреев. Профессор Адам Ротфельд, ныне министр иностранных дел Польши, сам был спасен во время Второй мировой и жил в Студитском монастыре в селе Унив под Львовом. 19 августа этого года он провел церемонию открытия мемориального знака на стене этого монастыря, увековечив благородные деяния митрополита и его брата Климентия. В своем выступлении Ротфельд выразил глубокую веру в то, что «духовное наследие митрополита Андрея и архимандрита Клементия будет служить ориентиром и образцом для молодого поколения украинцев». К сожалению, господин Ротфельд не смог приехать на нынешнюю конференцию, однако передал письмо и мне хотелось бы зачитать выдержку из него: «Некоторые историки ошибочно отмечают, по идеологическим причинам, что митрополит Андрей Шептицкий был лидером украинских националистов, поддерживал Третий Рейх и спонсировал подразделение СС «Галичина». Действительно, он старался согласовывать свои действия с определенными политическими обстоятельствами. Но нет ни одного документа, свидетельствующего о том, что митрополит был связан с преступными фашистскими украинскими организациями, с украинскими нацистскими организациями или с немецким командованием Галицкого региона.
Без сомнения, митрополит Шептицкий был предметом многих международных сфабрикованных обвинений и клеветы со стороны НКВД и службы безопасности Польши. Некоторые из них были изданы в России, Украине и Польше. Авторы публикаций, дискредитируя митрополита Шептицкого, руководствовались большей частью его антикоммунистической деятельностью.
Необходимо также учитывать тот простой факт, что митрополит Шептицкий жил в очень тяжелых условиях. Он рисковал больше, чем Оскар Шиндлер (который украсил себя золотым знаком НСДАП) и некоторые другие члены фашистских организаций, которым комиссия «Яд Вашем» присвоила звание праведника мира по одной простой причине: все они спасали невиновных людей во время Холокоста. По такому же критерию следует оценивать и митрополита Андрея Шептицкого.
Посмертное присвоение титула праведник мира митрополиту Андрею Шептицкому будет для настоящего поколения украинцев духовным символом, моделью поведения, свидетельством того, что даже в экстремальных ситуациях люди способны уважать основные универсальные ценности, представленные в Библии».