Сегодня в украинском парламенте насчитывается 34 так называемых депутатов-совместителей. Т.е. народных избранников, которые, вопреки Конституции и законодательству Украины, сидят на «двух стульях», параллельно занимая должности в исполнительной ветви власти. Такую информацию позавчера корреспонденту «Дня» предоставили в регламентном комитете Верховной Рады Украины.
Напомним: согласно статье 78 Конституции Украины, народные депутаты «не могут иметь другого представительского мандата или состоять на государственной службе». Статья 81 Основного Закона регламентирует механизм разрешения проблемы, когда наличие депутатского мандата вступает в противоречие с другими видами деятельности его носителя: полномочия народного депутата «прекращаются досрочно на основании закона по решению суда». Закон «О статусе народного депутата Украины» предусматривает процедуру обращения в суд в связи с совместительством. Эта функция возложена на председателя Верховной Рады, которому предварительно должен быть предоставлен вывод профильного комитета, т.е. комитета по вопросам регламента и депутатской этики. Действующий закон не устанавливает для депутатов, у которых появилась, так сказать, альтернатива, срока «на размышления», чтобы определиться с местом работы. Т.е., с формальной точки зрения, народный избранник должен написать заявление либо еще до своего нового назначения, либо сразу после него.
Итак, совмещение депутатской деятельности с работой в исполнительной ветви власти, которым «грешат» три с половиной десятки украинских парламентариев, — откровенное нарушение Конституции и законов Украины. Справедливости ради надо отметить, что депутатское совместительство — явление в нашем государстве далеко не новое. При Леониде Кучме отдельные депутаты совмещали свой мандат с работой в исполнительной ветви власти годами. Кое-кто из должностных лиц Виктора Януковича благодаря сохраненному депутатскому мандату после отставки правительства спокойненько вернулся на работу в парламент — экс-вице-премьер по ТЭК Андрей Клюев, в частности. В то же время, во времена Кучмы количество совместителей в Верховной Раде никогда не было таким большим, как сегодня. Тем более что новая власть все время подчеркивает, что она не такая, как «бывший режим».
По словам заведующего секретариатом комитета Верховной Рады по вопросам регламента и депутатской этики Андрея Снигача, львиная доля совместителей являются членами фракции «Наша Украина» — 24. Еще три принадлежат фракции СПУ, в остальных фракциях и группах, где есть совместители, их по одному или два. Среди должностных лиц совместителями остаются министр экономики Виктор Пинзеник, образования — Станислав Николаенко, здравоохранения — Николай Полищук, экономики — Сергей Терехин, первый заместитель министра топлива и энергетики Тополов, заместитель министра транспорта и связи Рябикин. Среди губернаторов совместителей еще больше. Это председатель Запорожской облгосадминистрации Артеменко, Черниговской — Антрошенко, Балога — Закарпатской, Бульба — Полтавской, Жебривский — Житомирской, Жовтяк — Киевской, Олийнык — Львовской, Ткач — Ивано-Франковской, Цушко — Одесской, Ехануров — Днепропетровской, Иванов — Севастопольской горгосадминистрации. На 25 из 34 совместителей регламентным комитетом направлено представление председателю Верховной Рады Владимиру Литвину с предложением обратиться в суд. По 23 из них спикер документы в суд уже направил, оставив без рассмотрения (по неизвестным причинам) только представление комитета относительно Петра Порошенко и Александра Турчинова, сообщил Андрей Снигач. Относительно 22 депутатов суды начали рассмотрение. При этом относительно глав Волынской госадминистрации Владимира Бондаря и Тернопольской облгосадминистрации Ивана Стойко суды уже приняли решение, и эти депутаты своих мандатов уже лишены. Что касается целого ряда народных депутатов, по словам заведующего секретариатом регламентного комитета, судебные заседания состоятся буквально в ближайшие дни. Так, вчера, 16 мая, должны состояться суды по вопросу совместительства народными депутатами Артеменко, Антрошенко, Рябикиным, Балогой, Олийныком, Ткачом. На 17 мая назначен суд по вопросу совместительства народным депутатом Тополовым, на 20 мая — Полищуком и Цушко, на 1 июня — Ивченко, Терехиным и Пинзеником, на 2 июня — Жовтяком, на 9 июня — Стецькивым, на 7 июня — Николаенко и т. д. Трое народных депутатов из списка нынешних совместителей — Васюнник, Бульба и Матвиенко — добровольно написали заявления о сложении депутатских полномочий. Интересно, что, как заметил господин Снигач, на суды народные избранники, как правило, не являются, из-за чего заседания переносятся.
Почему народные депутаты отказываются сдать свои мандаты? Чаще всего это обосновывают так, как министр здравоохранения Н. Полищук: мол, «по просьбе трудящихся», которые чуть ли не слезно молят не оставлять их на произвол судьбы в мажоритарном округе. Более откровенное объяснение дал глава Днепропетровской обладминистрации Юрий Ехануров. В интервью журналистам он заявил, что готов сложить с себя депутатские полномочия уже на этой неделе. При этом, однако, намекнув, что удерживают его от подобного шага нарушения, допущенные при назначении всех руководителей облгосадминистраций. По словам Еханурова, перед назначением губернаторов не было формального решения Кабинета Министров о том, что правительство выносит этот вопрос на рассмотрение Президента, как это положено по закону. Эти формальные нарушения некоторые политические силы осенью «выкатят» на политическую арену, убежден Ехануров. А значит, у губернаторов могут появиться проблемы с политическим трудоустройством.
Однако, независимо от того, действительно ли депутаты- совместители не хотят «осиротить» своих избирателей или остерегаются стать жертвами «формального нарушения» при их назначении, это не оправдывает их пребывания в таком статусе с точки зрения закона. Факт остается фактом: назначенные новой властью должностные лица не спешат выполнять требования Конституции и законодательства Украины. И больше всего таких нарушителей — в команде Президента Виктора Ющенко, т.е. во фракции «Наша Украина». Чем, в таком случае, команда Виктора Ющенко в том, что касается соблюдения буквы закона, отличается от команды Леонида Кучмы? «Политическая целесообразность», как и раньше, стоит выше законной процедуры?