Фото Ростислава ХВЕНЯ
Это досадный факт для обоих, так как губернатора устроил бы только значительный
разрыв, а городского голову — только полное равенство со всеми вытекающими
приятными последствиями. Между тем как один, так и второй не перестают
убеждать общественность в том, что никакого противостояния нет.
Несмотря на это, оно всякий раз становится очевидным, когда советы —
областной и городской — начинают утрясать свои бюджеты. Нормативы отчислений
в областной бюджет, как правило, не устраивают городскую власть. От нее
немедленно поступают в прессу и эфир жалобы на то, что Луцк занимает только
0,2 процента площади всей области, а вынужден давать в ее бюджет больше
половины того, что туда поступает. Такое перетягивание бюджетного «одеяла»
непременно приносит немаловажную моральную выгоду обоим чиновникам: один
ощутимо прославляется в роли самоотверженного борца за кровные интересы
жителей Луцка, а второй заметно подрастает в глазах общественности как
благодетель всей области.
Еще один барьер, возле которого незримо сходятся губернатор Волыни и
луцкий городской голова, — это массовые мероприятия в областном центре.
Стало быть, если что-то проводит городской совет, то там не увидишь даже
мелкого областного чиновника и, соответственно, наоборот. Объединяется
высокое начальство только в исключительные моменты государственных торжеств
— к памятнику оба несут одну и ту же корзину. А вот сидят ли потом вместе
за рюмочкой — таких сведений нет.
Элементы противостояния между областной и луцкой городской властью хорошо
просматриваются и в моменты некоторых волевых решений противоположных сторон.
Скажем, Антон Кривицкий решил в центре города соорудить подземный переход.
Вещь не лишняя, так как существующий наземный не удобен ни для пешеходов,
ни для автомобилистов. Однако в связи с этим решением городского головы
не только у областного начальства, но и у рядовых жителей Луцка возник
ряд вопросов. Почему, скажем, подземный переход в центре города, а не между
железнодорожным и автомобильным вокзалами, где он просто-таки крайне необходим,
так как люди, следуя с вокзала на вокзал, переходят где попало железнодорожные
рельсы, лазят под вагонами и ежегодно гибнут под колесами поездов? Почему
же переход, а не какие-то другие, более неотложные социальные расходы?
Борис Климчук это решение городского головы охарактеризовал сакраментальной
фразой: «На то в городе и органы самоуправления, чтобы закопать немного
денег». Фраза оказалась невероятно пророческой: финансов горисполкому на
построение перехода не хватило, городской голова распорядился прекратить
уже начатые работы и на их месте под свежеуложенным асфальтом закопали
«немного денег».
Четкое размежевание между областной и городской властью идет также в
отношении к функционирующим в городе предприятиям, организациям и фирмам:
областная власть поддерживает одних, городская — других. Однако — и это
весьма показательно — разнобой между властными структурами мгновенно исчезает,
когда речь заходит о банках. Несмотря на то, что у города имеется «свой»
банк, в котором по негласному приказу городского головы сосредоточены все
сугубо городские организации и предприятия, городской совет поддерживает
отношения с подавляющим большинством расположенных здесь банков, в том
числе и с находящимися под непосредственной опекой областных структур власти.
И вдруг — неожиданность. Плавный ход «толерантного» противостояния между
государственной областной и самоуправляющейся городской властями в Луцке
нарушился. Этому предшествовали такие, на первый взгляд никак не связанные
между собой, события. Глава облгосадминистрации Борис Климчук активно популяризирует
итоги деятельности области в первом полугодии. Для него они утешительные:
есть рост промышленной продукции на 15,2 процента по сравнению с первым
полугодием прошлого года. В то же время городской голова Антон Кривицкий
всенародно и авторитетно заявляет, что хотя производство продукции увеличилось,
налогов в городской бюджет стало поступать не больше, а меньше. Глава облгосадминистрации
публично (чего раньше не бывало) и круто хулит городского голову за несвоевременную
выплату в городе помощи семьям с детьми. Несколько месяцев назад такие
же матери, только из Шацкого района, объявляли предголодовочную готовность,
требуя этих же выплат, которые они не получали еще с 1996 года — и не слышно
было, чтобы глава облгосадминистрации применил к председателю Шацкой райгосадминистрации
подобные меры влияния.
Этот непривычно резкий выпад Бориса Климчука свидетельствует не только
и не столько о том, что его отношения с Антоном Кривицким в последнее время
почему-то испортились. Он говорит о том, что глава госадминистрации, возможно,
вообще не заинтересован в дальнейших тесных отношениях с луцким городским
головой. В чем же дело?
Немногим ранее газета «Віче» сообщила, что в ближайшее время Борис Климчук
уйдет с должности председателя облгосадминистрации. Его, дескать, забирает
к себе Президент. На какую должность — не сообщалось. Позже из других источников
стало известно, что волынский губернатор собирается переходить на дипломатическую
работу. Информация вполне заслуживает внимания и вот почему.
Борис Климчук — ставленник Владимира Блаженчука, бывшего представителя
Президента в Волынской области, а ныне — Генерального консула украинского
консульства в польском городе Гданске. Если бы не патрон, нынешний глава
облгосадминистрации, наверное, до сих пор работал бы обычным директором
школы в одном из сел Ковельского района. Однако время поджимает, губернатору
пора уже что-то решать, ведь до президентских выборов, а значит, до смены
Президента не так уж и далеко. Традиция же волынских руководителей — переход
на дипломатическую работу: представитель Президента, находящийся на этой
должности после Блаженчука, тоже сейчас работает в украинском посольстве
в Москве. А традиций нужно придерживаться!
Борис Климчук настолько был уверен в прочности своих позиций, что вовсе
не смутился от угрозы Президента поменять 90 процентов губернаторов. Эта
угроза его никак не касалась. Он прекрасно знал, что Президент в последнее
время оценивает работу губернаторов преимущественно по тому, как они «провели»
выборы. Борис Климчук «провел» их удачно. Общий перевес получил Рух, а
во многих районах области первенство одержали Аграрная партия и НДП — то,
что нужно. В мажоритарных округах — полная победа президентской стороны:
Сергей Шевчук — председатель областной организации НДП, Катерина Ващук
— председатель расположенной к Президенту Аграрной партии, крупные предприниматели
Александр Свирида и Николай Мартыненко сразу стали членами фракции НДП
— всем им выгодно быть как можно ближе к власти. А тут еще и рост промышленной
продукции. Итак, Борис Климчук — на высоте. И вполне может рассчитывать
на то, что Президент поможет ему придержаться «дипломатической традиции»
всех предшественников. Чего же стоят отношения с каким-то городским головой
(пусть даже из областного центра), который, к тому же не ориентируется
на государственническую конъюнктуру, а поддерживает малоперспективную партию
Виктора Пинзеника...
Владимир Блаженчук, прежде чем пойти Генеральным консулом в Польшу,
проложил в Украину «зеленую улицу» крупному польскому капиталу: с его властной
руки в Луцке появилось структурное подразделение Люблинского депозитно-кредитного
банка. У преемника Блаженчука Юрия Ленартовича были личные заслуги перед
послом Украины в Москве Владимиром Федоровым. У Бориса Климчука таких «заслуг»
уже достаточно. Но — перед своими. А желательно иметь и перед теми, на
чью территорию забрался. И он в последнее время всеми силами пробивает
в Украину путь польским зерноуборочным комбайнам «Бизон». Дело неверное,
комбайн далеко не лучший из возможных, на неровных участках, которых у
нас больше чем достаточно, работает некачественно, но — нужно!
Поэтому по ту сторону барьера луцкий голова Антон Кривицкий может остаться
одиноким. Ему, кроме нынешней должности, ничего больше не светит. Разве
что каким-либо чудом Виктор Пинзеник стал бы Президентом... или же Кривицкий
сделает более реальные ставки.