По уже сложившейся традиции иностранные эксперты при анализе экономической ситуации в Украине большое внимание уделяют политическим факторам. Мнение аналитика по России и Украине одного из ведущих рейтинговых агентств Fitch Эда Паркера не выходит за рамки этой традиции.
— Насколько важно для потенциальных покупателей украинских евробондов и просто инвесторов, собирающихся инвестировать в Украину свои средства, наличие кредитного рейтинга?
— Я думаю, что это очень важно. Кредитный рейтинг является одним из самых важных индикаторов, который указывает на кредитоспособность отдельно взятого государства. Он является отображением суждений аналитиков по поводу огромного числа индикаторов, которые характеризуют экономический рост страны, политическую обстановку, состояние государственных финансов, соотношение государственного долга и ВВП, способность правительства проводить экономически целесообразную политику и так далее. И одной из целей нашего недавнего планового визита в Украину была как раз оценка текущего состояния дел в Украине. Однако хочу сразу же отметить, что это не означает наличия каких-либо намерений нашей компании изменять украинский рейтинг в лучшую или худшую сторону.
— Какое впечатление сложилось у вас об Украине во время визита?
— Следует признать, что экономическое положение Украины за последние несколько лет существенно улучшилось. Динамичное наращивание экспорта позволило украинской экономике поддержать высокие темпы роста, а приток экспортной валюты стал одной из основных причин финансовой стабильности. В свою очередь, рост золотовалютных резервов Нацбанка позволил Украине безболезненно расплатиться по внешним долгам, что является показательным с точки зрения определения риска дефолта украинского правительства. В связи с чем можно сказать, что кредитоспособность вашего государства улучшилась за последние несколько лет (что и отражено в динамике кредитного рейтинга вашей страны).
Тем не менее, все еще большие риски содержатся в нестабильной политической обстановке, причем эти риски растут в связи с предстоящими президентскими выборами следующего года. Я бы сказал, даже не ввиду самих выборов, а с тем, какой путь развития изберет для себя страна до избрания нового президента. Еще более серьезные риски несет в себе неопределенность, связанная с нестабильностью самой избирательной системы — до сих пор непонятно, по какой схеме будет избираться следующий президент Украины.
— Это можно считать краткосрочным риском, а существуют ли долгосрочные?
— Долгосрочные риски, в частности для дальнейшего экономического роста, несет в себе структура украинской экономики, которая все еще зависит от так называемых традиционных отраслей (металлургия) и дешевых энергоносителей из России. Кроме того, Украина все еще остается страной с нереформированными естественными монополиями, со слабым банковским сектором, с высоким уровнем коррупции и неблагоприятной деловой средой.
— Что должно быть сделано в Украине для того, чтобы она смогла получить инвестиционный рейтинг (на данный момент украинский рейтинг находится в так называемой спекулятивной зоне)?
— В первую очередь, в Украине должна быть обеспечена стабильная политическая обстановка, должна последовательно изменяться структура экономики, улучшаться законодательное обеспечение деловой среды. И наконец, следует стремиться к существенному повышению жизненного уровня населения.
— На сколько лет может растянуться процесс получения Украиной инвестиционного рейтинга?
— В действительности нет прямой зависимости этого процесса от того, сколько времени займут упомянутые шаги. Главное — результативность экономики, темпы изменения ее структуры. Если мы видим существенный прогресс, то можем присвоить соответствующий рейтинг, не ожидая, пока пройдет какое-то время. Например, почти все страны Восточной и Центральной Европы уже имеют не самый низкий рейтинг после российского дефолта 1998 года. Даже рейтинг самой России с дефолтной зоны достиг ВВ+. Так что многие страны начинали с довольно низкого уровня, как и Украина, однако достигли за короткий срок значительных успехов благодаря сильной экономической политике.
— Какое значение вы вкладываете в термин «сильная экономическая политика»?
— Во-первых, правительство должно стремиться к сбалансированию бюджета. Во-вторых, приемлемое соотношение размера бюджетного дефицита и объема внешнего и внутреннего долгов по отношению к ВВП. В- третьих, продолжение политики улучшения делового климата. В частности, речь идет о стабильной законодательной базе в сфере привлечения иностранных инвестиций, сокращении времени регистрации новых предприятий, стабильной налоговой системе. Среди оздоровительных мер следует также отметить сокращение бюрократического аппарата и улучшение администрирования налогов.