Предстоящее подписание договора о создании Единого экономического пространства вызывает больше вопросов, чем дает ответов. В частности, под сомнением остается способность нового объединения продуктивно функционировать, учитывая неэффективную работу СНГ в экономической сфере. Впрочем, российские аналитики полагают, что ЕЭП может стать эффективным: в отличие от других договоров, это соглашение больше отвечает требованиям Украины. Интервью руководителя Центра исследований экономических проблем СНГ Российской академии наук Вячеслава ВАШАНОВА достаточно наглядно иллюстрирует аргументацию, популярную в Москве. Соответствует ли она национальным интересам Украины?
— Подписать договор о создании Единого экономического пространства его участники планируют в сентябре. Однако пока немногие понимают, что будет представлять собой эта структура. Чем отличаются принципы построения ЕЭП от зоны свободной торговли в рамках СНГ и ЕврАзЭС?
— В основе договора о едином экономическом пространстве лежит «усеченный» вариант документа о создании Единого таможенного союза — предшественника ЕврАзЭС, подписанного в феврале 1999 года президентами России, Казахстана, Таджикистана, Кыргызстана и Беларуси. Договор о ЕЭП определяет цели, задачи и принципы функционирования этой структуры, порядок ее формирования, взаимодействие членов ЕЭП при их вступлении в ВТО, порядок создания и функционирования наднациональных органов: Совета глав государств и Комиссии по торговле и таможенным тарифам.
— Какими полномочиями предполагается наделить эти наднациональные органы?
— Функции исполнительного органа ЕЭП предположительно будет выполнять Комиссия по торговле и таможенным тарифам. В отличие от своего аналога в ЕврАзЭС, эта комиссия не получит функции координатора проведения совместной макроэкономической политики и политики в области движения товаров и услуг, капитала, рабочей силы. В свою очередь за Советом глав государств предложено закрепить функцию консультативного органа, в рамках которого принимаются решения, обязательные к исполнению властями членов ЕЭП.
— Каким образом будут распределяться голоса в Совете?
— Есть два варианта распределения голосов. Один из них: «одна страна — один голос». По второму варианту голоса распределяются в соответствии с экономическим потенциалом стран-участниц. Россия настаивает на принятии второго варианта (вес Российской Федерации в суммарном ВВП четырех государств составляет 86%).
— Украинская делегация отказывалась подписывать документы, в которых шла речь о создании «наднациональных органов» власти, предлагая начать с создания полноценной зоны свободной торговли в рамках СНГ. Почему вначале не были решены все проблемы с ЗСТ, чтобы потом уже переходить к построению более сложных структур?
— На наш взгляд, зона свободной торговли в рамках СНГ уже действует, поэтому следует переходить к более тесным отношениям — таможенному союзу. Перманентные же торговые споры между нашими странами закономерны, они были и будут, поскольку зависят от экономической ситуации в каждом государстве. Более того, в правительствах как Украины, так и России есть представители отраслевых лоббистских групп, что ведет к применению торговых ограничений: эффективных и дешевых способов выведения отраслей из кризиса. Кстати, примеры торговых войн демонстрируют страны ЕС, бесконечно спорящие между собой.
— Однако вопрос о «полнокровном» функционировании ЗСТ Украина поднимала на протяжении длительного времени. Не является ли это свидетельством того, что в этой области существуют некие проблемы?
— На наш взгляд, проблем нет. Существовали недоразумения из-за специфики торговли между нашими странами. Скажем, Таджикистан изъял из режима свободной торговли алюминий, свой основной экспортный товар. Что касается отношений России с Украиной, то РФ изъяла нефть и газ из перечня исключений по уплате НДС на экспорт ввиду огромных убытков для российского бюджета. Эти вопросы решаются путем переговоров, поэтому мы считаем, что система свободной торговли действует, но отношения между нашими странами пора переводить на новый уровень: таможенный и экономический союз.
— Одно из главных препятствий для экономического сотрудничества Украины и России — низкие цены на энергоносители внутри РФ, что ставит под угрозу конкурентоспособность украинской экономики. Каким образом будет решаться эта проблема в рамках ЕЭП?
— Аналогичная проблема существует не только во взаимоотношениях Украины и России. Так, в переговорах о вступлении РФ в ВТО одной из главных претензий членов этой организации (в частности, Евросоюза) к России являются низкие цены на энергоносители в РФ. Однако требуемое от нас установление единого тарифа на всей территории страны практически невозможно осуществить в таком огромном государстве. Одно дело — Москва, и совсем другое — Магадан: разные затраты энергии ведут к различию цен на энергоносители.
Тем не менее, не исключаю, что России придется поднимать тарифы на энергоносители, но при наличии системы компенсаций и государственных дотаций. В ином случае цены подняты не будут: это будет политическим самоубийством для Госдумы, правительства и президента.
— Почему нельзя было реализовать в пределах СНГ поставленные в рамках договора о создании ЕЭП цели? Не разделит ли ЕЭП участь Содружества, функционировавшего, скорее, по схеме: «много разговоров — мало дел»?
— По моему мнению, ЕЭП придумано специально для Украины: Беларусь, Казахстан, Россия и так активно участвуют в работе СНГ и ЕврАзЭС. Что касается Украины, то она даже не является полноценным членом СНГ, а лишь ассоциированным. Поэтому было принято решение о создании нового объединения, которое могло бы заинтересовать украинскую сторону. Впрочем, не исключаю, что ЕЭП может разделить судьбу СНГ и умереть, не родившись.
— Готова ли Россия на уступки Украине в экономической сфере при формировании ЕЭП?
— Уступки будут сделаны, но об этом говорить рано, поскольку еще ничего не подписано.
— Не является ли ЕЭП исключительно политическим проектом, представляющим Путина российскому избирателю перед парламентскими выборами в роли «собирателя земель русских»?
— Не думаю, что это так. Могу привести более яркий пример интеграции — Союзное государство России и Беларуси. На данный момент эта тема практически не фигурирует в СМИ, хотя союзные органы созданы и функционируют. Союзное государство, мне кажется, более интересной темой для российского избирателя.
— На протяжении ряда лет Украина и Россия не продвинулись в совместном проекте постройки самолета Ан-70. Возможно, стоит вначале довести до ума этот проект, а уже потом ставить перед собой более глобальные задачи, такие, как создание ЕЭП?
— Насколько мне известно, работа над проектом Ан-70 медленно, но ведется. Одна из причин торможения — несогласованность таможенной политики двух государств. В рамках этого проекта проходит огромный объем взаимных поставок на заводы. И неурегулированность таможенных вопросов ведет к завышению сметной стоимости проекта. Так что создание ЕЭП должно помочь нашим странам плодотворнее решать конкретные проблемы.
— По мнению украинских аналитиков, включение в договор о создании ЕЭП пункта о согласовании действий членов новой структуры при их вступлении во Всемирную торговую организацию свидетельствует о желании России замедлить движение Украины в ВТО. Следует учесть, что Киев ближе к вступлению в ВТО, чем Москва (по прогнозам, Украине удастся стать членом этой организации в 2004 году, России же — не ранее 2005 года). Согласны ли вы с такой точкой зрения?
— Не сказал бы, что Украина так уж ближе к ВТО. Россия уже подписала достаточно много протоколов, необходимых для вступления. На наш взгляд, на переговорах с ВТО наши страны должны выступать единым фронтом: только так можно отстоять приемлемые для нас условия вступления. На данный момент четыре государства СНГ являются членами ВТО: Молдова, Грузия, Кыргызстан и Армения. Однако это маленькие страны с незначительными экономическими потенциалами, поэтому их правительства соглашались на все предложенные им условия, да и не в полной мере еще ощутили последствия вступления в эту организацию, а они не заставят себя долго ждать. Потенциал и России, и Украины на порядок выше, поэтому нам будет легче отстаивать свои позиции вместе.
— Существуют ли в России опасения относительно того, что Украина вступит в ВТО раньше РФ и получит возможность занять более жесткую позицию в диалоге с российской стороной в двусторонних переговорах по вступлению Москвы в эту организацию?
— Такие опасения есть. Можно привести пример Китая, который после вступления в ВТО стал вставлять России палки в колеса, вынуждая российское правительство решать проблемы с трудовой миграцией и проч., угрожая отказом от подписания необходимого нам двустороннего протокола...