Предшествующее размежевание в парламентском зале, «расколовшемся» на вопросе о предлагаемых левыми конституционных поправках, породило версию о вполне традиционном приеме: перед решением кардинальных проблем «развести» идеологически непримиримых парламентариев по разные стороны барьера. В какой-то степени на эту версию работала угроза коммунистов не принимать участие в голосовании по другим вопросам. Но Петр Симоненко категорически опроверг предположения о возможном саботаже и работе против избирательного закона. Как, впрочем, и слухи о том, будто коммунисты выдвинули ультиматум спикеру — сначала конституционные поправки, потом МПА. По иной информации, вопрос о присоединении к МПА перенесен по рекомендации российских товарищей из Госдумы, опасающихся, что очередной провал голосования в украинском парламенте добавит аргументов российским сенаторам, и они, в свою очередь, провалят ратификацию «Большого» договора. Все разъяснится, возможно, сегодня: информированные источники полагают, что с учетом голосов СДПУ(о) и «зеленых» Украина успешно войдет в МПА.
Что касается закона о выборах президента, то Александр Лавринович, автор законопроекта, взятого за основу в первом чтении, считает: если в законе сохранится норма о необходимых 50% участия в первом туре и выдвижение от трудовых коллективов — этого уже будет достаточно для большого банкета на Банковой. Норму о 50% поддерживают коммунисты — как говорит Петр Симоненко, для того чтобы «повысить легитимность голосования» в первом туре. Конституционную же норму, по которой участие в выборах является правом граждан, а не их обязанностью, предлагается применять во втором туре. Александр Лавринович убежден, что это «юридическая ахинея»: «Не могут две разные нормы действовать во время одних выборов. При современных украинских реалиях, когда в первом туре принимают участие 70%, а во втором — условно 7%, так как может быть, что выбирать будет не из кого — где же аргумент легитимности? Тем не менее этот элемент — свидетельство трогательного единства коммунистов и власти». Александр Лавринович считает, что эта норма — не что иное, как возможность для фальсификации и признания выборов несостоявшимися. Чего, по его мнению, не понимают (?) коммунисты.
Но самая серьезная борьба, видимо, пойдет за участие в организации выборов госадминистраций, в чем жгуче заинтересован Леонид Кучма. По законопроекту такого права у администрации нет, и, кроме того, 225 округов не совпадают с административно-территориальным делением. По словам
г-на Лавриновича, представитель Президента Роман Бессмертный «прямо сказал, что это будет предметом замечаний Президента к закону». «Еще не принятый закон уже имеет гарантированное вето, которое надо преодолеть, — говорит Александр Лавринович. — И мы заранее получаем такую же затяжную кампанию, которая имела место во время борьбы за закон о выборах депутатов».
Вопрос о том, что будет, если новый закон «заволокитить», при том, что по старому, не соответствующему Конституции, проводить выборы нельзя, приводит всех опрашиваемых в некоторое замешательство. «Будет политический кризис. По одной статье Конституции полномочия Президента Кучмы закончатся, по другой — «дела» передать не кому. Конституционный суд примет «правильное» толкование. Короче, для «стабилизации ситуации в Украине» лучшего способа, чем этот, не придумать».