Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

«Если бы у Ленина были дети...»

2 августа, 2005 - 20:07

Предлагаем читателям еще один взгляд на неловкую попытку оправдать финансовые расходы сына Президента — через права на бренды оранжевой революции — известного социолога Ирины Бекешкиной (приводим текст сайта издания «Українська правда»)

Декабрь, холодно. Троещинский рынок, весь в оранжевых лентах, заклеен брендами «Так, Ющенко!». Покупателей почти нет, продавцы скучают и мерзнут.

«Что, нет торговли?» — сочувствую. «Да какая торговля, в прошлые годы в это время здесь толпами ходили, а сейчас — все на Майдане. Скорее бы уже все закончилось».

«Ждите, — провоцирую я (социологическая любознательность) — а почему же вы ленты оранжевые повесили, если такие убытки от этого имеете?» Ой, как набросились на меня женщины, главное, что запомнилось: «Сейчас не о деньгах нужно думать, а об Украине. И мы тоже немного еще посидим, а потом пойдем на Майдан».

Тот же Троещинский рынок, уже после решения Верховного Суда. Купила джинсы, понесла подрубить. Такой себе симпатичный парень, расплылся в улыбке: «Ой, а я Вас узнал, это же Вы экзит-пол объявляли!» Черноусый, белозубый, прекрасный Петр. «Я сейчас, как на крыльях, я так счастлив, как никогда в жизни, мы же победили!».

Разговорились. «Я все бросил, и сразу на Майдан побежал, Ющенко защищать. Несколько дней стоял, не уходил. А особенно страшно было, когда говорили, что вот- вот танки пойдут. Страшно так, у меня ведь семья, а я — стоял. А уже потом, когда людей стало очень много, понемногу работать стал, потому что нужно же аренду за этот угол платить, ну и семье хотя бы на еду что- то заработать. Но все время мучался, потому что, вроде, от Майдана себя отрывал».

Спрашиваю (социологическая любознательность): «Петр, вот Вы стояли на Майдане, мерзли и даже танки Вас не испугали. И заработки потеряли. И что Вы хотите лично для себя от Президента Ющенко?»

«Для себя? Разве мы за себя или за деньги стояли? От Ющенко мне нужно только честную и справедливую Украину. А деньги — руки есть, так заработаем. У меня все замечательно: имею работу, квартиру в кредит покупаю, лет за 10 выплачу, правда в Броварах, потому что Киев не потяну, но когда какую-нибудь старую машину куплю, легче будет».

Ни женщины на рынке, ни Петр, ни многочисленные бизнесмены, которые возили продукты на Майдан, ни безымянные люди, которые давали свои деньги — никто не искал для себя выгоды. Хотели — честной и справедливой Украины.

Но были и «финансовые гении». Действительно, гениально просто — приватизировать «политические бренды оранжевой революции», и можно расслабиться.

«Это к тому, что кто-то пытается считать доходную часть бюджета Андрея Ющенко», — как заявил первый заместитель главы Налоговой администрации Николай Катеринчук. На все хватит — и на рестораны, и на казино, и на шикарные аппартаменты, и на многие вещи, которых Петру не заработать, даже если бы он подрубал штаны тысячу лет.

Один мой знакомый пошутил: «А представь себе, если бы у Ленина были дети, и приватизировали красное знамя, серп и молот?»

Я не буду говорить о морали, о принципах, у меня вопрос в правовой плоскости — очевидно, что «авторские права» регистрируются на авторов, а и бренды, и символика были коллективным творением штаба Ющенко.

Так на каких правовых основаниях Андрей Ющенко «владеет авторскими правами на политические бренды оранжевой революции», как это утверждает Николай Катеринчук? И кто конкретно и где оформлял эти «авторские права»?

И объясните мне, чем принципиально отличается прихватизация «политических брендов оранжевой революции» сыном нынешнего Президента от прихватизации «Криворожстали» зятем бывшего президента?

Хотя я подозреваю, что ответы будут наподобие бессмертной и вечно актуальной комедии нашего земляка Гоголя:

«И тут же в один вечер, кажется, все написал, всех изумил. У меня легкость необыкновенная в мыслях. Все это, что было под именем барона Бранбеуса, «Фрегат «Надежды» и «Московский телеграф»... все это я написал».

Поверьте, совсем не хочется нового витка скандала и бесконечных обсуждений, которые со вчерашнего дня опять всколыхнули людей. Но ведь и доходы от подобной «приватизации авторских прав» слишком уж наглые, о законности пусть судят законники.

Думаю, есть вполне простой практический выход из этой ситуации. Посчитать, сколько дивидендов получил Андрей Ющенко за счет своих «авторских прав на бренды оранжевой революции», и вернуть эти деньги. В Украине много нуждающихся, и им эти деньги придутся очень кстати. Я понимаю, что немало уже растранжирено по казино и ресторанам, но ведь семья Ющенко — не бедная, самое время помочь ребенку.

Вполне очевидно также, что «человеческая природа» на самом деле у разных людей разная, кто-то не может удержаться от соблазнов, кто-то болеет «родной кровинкой», словом, люди есть люди...

Однако демократические общества выработали механизмы, как бороться со слабостями «человеческой природы». Нужно не надеяться на «божественность» политиков, а вводить общественный контроль, определенный «Общественный рентген» — опубликование деклараций о доходах высших должностных лиц и членов их семей, а также пути их получения.

Как это и делается во всем демократическом мире. В конце концов, это и обещал Виктор Ющенко Майдану — и тому Петру, и женщинам с рынка, и многим- многим людям, которые стояли на морозе за честную и справедливую Украину под брендом «Ющенко — ТАК!». Брендом, приватизированным Ющенко-сыном?

Ирина БЕКЕШКИНА
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ