Ряд причин побуждает выступить в поддержку нового премьер-министра Виктора Ющенко. Причины экономические, политические и моральные. Они важнее того, удовлятворяет ли «ющенковский призыв» амбициозных лидеров партий и депутатских фракций, которые проголосовали в ВР за назначение его на этот пост. Что касается состава нового кабинета, то определенный интерес, с точки зрения будущей деятельности правительства, может вызывать у аналитиков и активной части общества закулисное: была ли у Виктора Андреевича свободная рука в выборе всех правительственных персоналий. Если кто-то в предновогоднем списке мне или кому- то другому не совсем «нравится», то вынесем это пока что, как говорится, за скобки.
ВЫБОР, ПРОДИКТОВАННЫЙ СИТУАЦИЕЙ
Нестерпимо и дальше прозябать в нашем безнадежно деградирующем «посткоммунизме». Главный банкир страны, как называли публицисты молодого господина Ющенко, рационалист и прагматик, призван в трудное время возглавить исполнительную власть не для раздачи денег, которых нет, а чтобы устранить ошибки и просчеты предыдущих псевдореформ.
Можно допустить, что найдутся желающие писать для нового премьер-министра свою программу действий, исходя из каких-то личных или групповых интересов, чтобы сковывать его своими условиями. Следовало бы призвать воздержаться от этих стремлений. Речь может идти об одном: солидарной ответственности за выход из экономической пропасти, характерными признаками которой являются: «хозяйствование» с долгами, с придумыванием различных схем взаимозачетов, неразвитость системы кредитования; «уход» денег на банковские счета за границу, большое количество государственных и полугосударственных нерентабельных, высокозатратных предприятий — пожирателей денег, в т. ч. в виде бюджетных дотаций, субсидий; низкая заработная плата, которая сужает емкость внутреннего рынка и делает его непривлекательным для своих и зарубежных инвесторов (а кроме того, еще Генри Форд говорил: дешевый работник — плохой работник), распространенность коррупции.
Не надо тратить время и эмоции на резкие околоправительственные развлечения. Большего внимания заслуживают принципы экономической политики нового премьера, провозглашенные В.Ющенко в Верховной Раде перед началом формирования своего кабинета. Кстати, текст его выступления, по моим наблюдениям, мало знаком широкой публике, и недостаточно назвать «пять пунктов» (правительство профессионалов-единомышленников; оздоровление финансов и упрочение обменного курса гривни; создание нормальных условий для предпринимательства; решение проблем внешних и внутренних долгов; реорганизация системы социальной защиты).
Не навязывая господину Ющенко своих рецептов разрешения проблем, думаю, что ему можно и нужно предлагать, что- то существенное, предупреждать о тех или иных опасностях. Так, как это было сделано на предновогоднем «круглом столе» («Проблемы обеспечения экономической безопасности и устоявшегося развития экономики Украины»). Активное участие в нем секретаря СНБОУ Е. Марчука дает основания надеяться на тесное сотрудничество этих двух государственных мужей с пользой для страны и нации.
И еще одно, для нас не второстепенное. Если Президент Л.Кучма при втором сроке станет «новым», как он обещал избирателям, то — в новом окружении. Если бы и Верховная Рада сама, не ожидая следующих парламентских выборов, перед всем честным народом объявила, что становится новой, более конструктивной. (Не думаю, что «неизбрание» Пустовойтенко — это удар по конструктивно настроенным партиям, и что нам нужно сожалеть о Валерии Павловиче. Ну, разве НДП...).
ТО, ЧЕГО НЕ ДЕЛАЛИ ПРЕДШЕСТВЕННИКИ
Из сказанного В. Ющенко в ВР «выделю то, что является новым, для многих «горьким», но думаю, необходимым.
1. Правительство должно стать политическим лидером реформ, сосредоточиться на структурных изменениях в экономике, оптимизации государственного сектора. Последнее понимаю так: не имеют права на существование предприятия, неспособные платить по своим обязательствам, в частности — платить зарплату, что является постыдным и аморальным. Еще в средние века должника презирали, применяли публичный остракизм — сажали в яму.
Премьер четко предупредил об отходе от практики списания налоговой задолженности, с одновременным постепенным и планомерным уменьшением налоговых ставок, о настойчивой отмене многочисленных льгот и освобождений от налогов, сумма которых сегодня больше размеров внутреннего валового продукта, о постепенном, но непреклонном отказе от неденежных зачетов.
Руководитель, который не может работать в таких «жестких» условиях, не умеет или не хочет зарабатывать деньги, должен уйти.
Бюджет нужно наполнять живыми, заработанными деньгами, после этого говорить об их рациональном распределении.
2. Нужен стабилизационный пакет договоренностей между правительством и важнейшими экономическими субъектами: предпринимателями различных форм собственности, бизнесменами, банкирами etc., которые влияют на экономику, расходы, цены и благосостояние населения, прежде всего — уровнем заработной платы. Например, в Польше ныне говорят: «Кто работает, тот не бедный».
В этом же пункте напомню: Президент недавно заявил о необходимости в несколько раз увеличить в Украине число мелких и средних предпринимателей. В новом правительстве могла бы найтись ответственная работа опытному В.Пинзеныку. Если бы она его заинтересовала (и если бы ее предложили)...
3. Важным является однозначное ориентирование финансовой политики на упрочение гривни, процесс дедолларизации украинской экономики, влияние обменного курса гривни на интересы отечественного производителя. В той же Польше не фетишизируют доллар, там чтут свой злотый. У нас готовы за бесценок вывозить сырье ради «зеленого».
4. Часто приходится слышать об отсутствии тех или иных законов, в частности в связи с процессами приватизации, инвестиционной деятельностью. Но рядом с этим, действенная и независимая судебная власть — необходимая составляющая экономического роста в Украине, о чем откровенно сказал господин Ющенко.
5. Он также заявил: «Объемы внешних долгов не являются роковыми для Украины, это нужно осознать». И далее: «При условиях умной финансовой, бюджетной политики Украина откажется от внешнего заимствования. Когда это произойдет, зависит от нашей решительности. Бесспорно, позитивное решение кризиса задолженности в Украине возможно, если в 2000 г. наша страна будет иметь бездефицитный государственный бюджет». Может, не каждый знает, но в Чехии еще правительство Вацлава Клауса отказалось от кредитов МВФ, и не из-за его «тяжелых» условий — их он оценивал как либеральные, ибо сам проводил еще более радикальную рыночную политику, а потому, что ориентировался на инвестиции западных фирм и негосударственных банков, без «патриотических» опасений пускал их в страну.
Правда, российских среди них не оказалось. Ибо что они могли предложить, какие ноу- хау, современные технологии, управленческую культуру?
НЕСКОЛЬКО ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫХ ЗАМЕЧАНИЙ
Предлагаю также серьезно рассмотреть такие вопросы.
1. Все богатые страны сориентированы на выпуск высокотехнологического продукта с большой долей интеллектуального труда, а не сырья или энергозатратных «грязных» производств. Высказываясь в стиле Виктора Андреевича, Украине нужно постепенно и неуклонно начинать делать то же. (Что мы вывозим? Украинский подсолнечник, древесину или какие-то «заготовки», кожу-«мокросок», лечебное сырье...).
2. Подчинить министру финансов (стоит бы назвать по-новому: министру казны) таможенную и налоговую службы, введя их в состав этого министерства. Целиком поддерживаю подобное мнение В.Пинзеныка (см. «День» № 243 за прошлый год), хотя о таможне он, кажется, промолчал.
3. Украинскую экономику нужно «лечить» необычными, нестандартными средствами. Для этого нужны новые, «нестандартные» люди, воспитанные не на учебниках по экономике социализма и практики прошлого. Если таких нет, или их очень мало, то посылать молодых на обучение в западные университеты, которые славятся своими экономическими школами, в частности в США, назначая их потом советниками в министерства. Коммунистический Китай это делает на государственном уровне, за государственные деньги.