Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

«…Это мы русские, а они московиты»

Веб-редактор, публицист Валентин Торба представил «летнешкольникам» «Дня» фильм «Луганськ. Окупація», который является видео-продолжением трилогии «Новітня історія для чайників»
10 июля, 2018 - 16:21
ФОТО НИКОЛАЯ ТИМЧЕНКО / «День»

То, как строилась кланово-олигархическая система, сколько на самом деле лет украинской независимости, в чем польза и вред от Майдана и как журналистам разрушить искаженную реальность. Обо всем этом говорилось в беседе с веб-редактором «Дня», лауреатом Премии имени Джеймса Мейса Валентином Торбой. Отойдя от обычного формата, Валентин начал общение с показа собственного снятого экскурса в исторические события независимой Украины. «Луганськ. Окупація» — первая часть фильма причины войны на востоке нашей страны. Ученикам ЛШЖ повезло не только посмотреть реальные события реальной войны, но и услышать комментарии от автора, оператора и одновременно свидетеля. Без цензуры, но и без лишних эмоциональных красок.

«ВАМ ВЕРЯТ, ЕСЛИ ВЫ ИСКРЕННИ»

«Фильм тяжелый, сложный, ориентированный на аналитику, на определенную мозаику из собственных наблюдений, собственных переживаний, а также собственного анализа», — комментирует Валентин Торба. И добавил: «Журналистика — это всегда рефлексия, это всегда поступок и ответственность перед читателем или зрителем. Ведь вам верят, если вы искренни».

Это только первая серия фильма. На очереди — еще три. Проукраинская фильмотека Валентина Торбы берет свое начало еще со времен правления Кучмы. Тогда нынешний веб-редактор «Дня» еще был школьником и студентом. Тем не менее он хорошо помнит и развешанные по его родному Луганску кучминские агитационные плакаты с призывами к «двуязычию» и вообще пророссийскую риторику тогдашнего кандидата в президенты. В конце концов, придя к власти и фактически ее узурпировав, Леонид Кучма сделал ряд ключевых шагов, которые заморозили Украину во времени — отказался от курса на НАТО и ЕС, создал клановый олигархат, который целиком и полностью был связан с Москвой.

По мнению Валентина Торбы именно эти факторы, которые были заложены еще со второй половины 1990-х годов, стали фоном для постепенной оккупации Украины северным соседом. Ведь перед тем, как ввести танки, Россия пыталась оккупировать нас и культурно, и ментально, и экономически, и политически. Будучи экономистом по образованию и в конце концов предпринимателем Валентин Торба четко видел эти негативные процессы ползучей оккупации в Луганске, где с 1998-го года к власти пришли так называемые «комсомольцы», которые гарантировали Леониду Кучме голоса на выборах. В свою очередь они получали гарантии почти бесконтрольной власти в регионе. В конечном итоге обо всем этом рассказал Валентин Торба, как на встрече с «летнешкольниками», так и в своем фильме, который является логическим продолжением трилогии «Новітньої історії для чайників», изданной газетой «День» еще в 2015 году.

«ДЕНЬ» СТАЛ РУПОРОМ, ЧЕРЕЗ КОТОРЫЙ МОЖНО БЫЛО УСЛЫШАТЬ ГОЛОС НАСТОЯЩЕГО ДОНБАССА»

 «Искаженная реальность меня всегда доставала. Хотелось говорить о том, что думаешь и знаешь. Это поиск истины, а не попытка кому-то понравиться, сделать «красиво». Всю жизнь я занимался совсем другой деятельностью — работал в рекламной сфере, но при этом писал. То, что происходило вокруг меня, нельзя было игнорировать. Я сам родился в Луганске и никогда не собирался его покидать. Освещал очевидные вещи, которые касались периода даже не
2014-го года. Когда говорят, что война началась в 2014-м, то я утверждаю, что она началась гораздо раньше. Путь мой в журналистику был через войну», — признается Валентин.

По словам Валентина Торбы, в журналистику он попал через «черный ход», то есть через войну, в то время как в большинстве случаев в нее приходят через «парадный», то есть университеты. Тогда, в начале кровавого 2014-го года, главный редактор «Дня» Лариса Ившина заметила его сообщения в Facebook и предложила писать в газету. С тех пор «День» в судьбе Валентина сыграл особую роль. Наступил этап осмысления и переосмысления целого пласта событий, которые происходили на его глазах, как во время войны, так и раньше. На многие вещи ему пришлось посмотреть под новым ракурсом, хотя главная канва понимания причинно-следственных связей давно интуитивно подсказывала базис трагедии, как его родного края, так и всей Украины. В 2014-м году почти ежедневно писать из Луганска в «День» для Валентина стало в определенной степени миссией. Он жил надеждой на то, что можно докричаться до всей Украины, до каждого ее уголка, мобилизовать, донести боль и правду о том, что происходит на Донбассе. «Мы все ожидали сначала прекращения пророссийского шабаша, а затем освобождения», — говорит Валентин. «День» в конечном итоге стал не только рупором, через который можно было услышать голос настоящего Донбасса, но и историческим памятником на бумаге и в интернете.

По словам журналиста, было время, когда ему пришлось прекратить свою деятельность, в силу объективных обстоятельств — в августе 2014-го года Луганск был полностью обесточен и отрезан от внешнего мира. Счастье, что записывать не прекращал никогда. В конце концов эти заметки и другие воспоминания легли в основу написания книги «Я — свідок. Записки з окупованого Луганська» из трилогии «Дня» под названием «Новітня історія для чайників». «Приход мой к журналистике стал логичным этапом. Я не выбирал этот путь. Он меня избрал», — убежден Валентин Торба.

«ВЛАДИМИР МОСКВУ НЕ КРЕСТИЛ»

По словам журналиста, Россия всегда пыталась истребить нашу идентичность, превратить нас во второстепенный народ. Журналист вспомнил слова советского поэта «Только советская нация будет и только советской расы люди...». В этих словах кроется вся сущность московской империи, которая меняла названия, но по сути оставалась кровавой машиной истребления народов через геноцид и этноцид. Поэтому, по убеждению Валентина, необходимо помнить, что «Владимир Москву не крестил, хотя Путин и пытается присвоить наследие Руси Москве. Не забывайте — это мы русские, а они — московиты».

Не обошла стороной украинцев судьба такой расправы и в наше время. Двадцать лет подряд определенные силы расшатывали ситуацию в Украине, пытались переписать историю на пророссийский лад.

«Нужно понимать, что все уголовные персонажи, которые потом стали во главе предприятий, просто так не могли бы легализоваться, если бы их кто-то не вел. Не вел из Москвы. Вот так они и становились олигархами, миллиардерами, спортивные костюмы меняя на пиджачки и депутатские мандаты», — говорит Валентин.

Кроме внешнего врага у украинцев есть и внутренний. В Украине слишком прочная кланово-олигархическая система, которая укоренилась еще во времена правления Леонида Кучмы. Олигархам не выгодно, чтобы в стране был мощный средний класс, который может пошатнуть олигархические монополии. Им выгодно, чтобы обычного обнищавшего гражданина можно было купить как можно дешевле на выборах. Олигархи создают или покупают себе политические проекты, к которым относятся, как партии, так и отдельные «раскрученные» персоналии. Политика же в Украине несколько десятилетий строилась по принципу «разделяй и властвуй». Псевдопатриоты навеивали на западе Украины миф о «вате» на Донбассе. В то же время пророссийски силы на востоке Украины навеивали миф о «злых бандеровцах». Таким образом олигархат, играя на поверхностных представлениях большинства украинцев, на их эмоциях и чувствах, на протяжении длительного времени обеспечивал присутствие у власти своего «обслуживающего персонала», который проталкивал соответствующие решения и законы.

«У НАС БЫЛ ШАНС ИЗБРАТЬ ДОСТОЙНОГО ПРЕЗИДЕНТА В 1999-М ГОДУ»

Валентин Торба, как коренной луганчанин, подчеркнул, что с самого начала на Донбассе доминировали не столько пророссийские, сколько просоветские настроения. Эту специфику мало кто понимает. В начале 90-х в пролетарских регионах мечтали в основном о возвращении к пусть бедной, но гарантированной стабильности. И только после того, как Леонид Кучма начал заигрывать с двуязычием и другим типичным арсеналом пророссийских сил, началась культивация идеи «восстановления империи». Коммунисты, которые всегда доминировали в этом регионе, постепенно начали отходить на второй план, превратившись в политический бизнес-проект, который обслуживал власть, при этом якобы находясь в оппозиции.

«У нас был шанс выбрать достойного Президента в 1999 году, — говорит Валентин Торба — Президента, которого поддерживали настоящие моральные авторитеты, такие, как недавно отошедшие в вечность Левко Лукьяненко и Слава Стецько. Это был Евгений Марчук. И стоит сказать, что даже в моем обрусевшем городе у него была достаточно мощная поддержка. И уже тогда я понимал — Марчуку не дадут выиграть выборы. Система фальсификаций уже работала полным ходом. Короче говоря, у нас был выбор, но выборов уже не было».

В 2004 году украинцы возлагали свои надежды на Виктора Ющенко. Но Ющенко, называл Кучму «отцом», не решился пойти против системы. Для этого нужно иметь другой хребет, другого качества внутреннее содержание. Поэтому единственное, за что хвалит экс-президента журналист, так это за внимание к Голодомору-геноциду и памяти его жертв.

«СЛОВО, ФРАЗА, ТЕКСТ, ВИДЕО — ЭТО ПОСТУПОК»

«Сегодня журналисты должны нести тяжкий крест не только просветителей, но и тех людей, которые должны полностью освещать события войны и иметь четкую гражданскую позицию, — убежден Валентин. — Мы должны воспитывать в себе иммунитет к анархии, к потрясениям, к колебаниям, к провокациям и при этом постоянно думать о развитии собственных государственных институтов». Журналисты должны быть как свидетелями событий, как, например, в книге Валентина Торбы «Я — свідок. Записки з окупованого Луганська», так и теми, кто прилагает все усилия для того, чтобы украинская нация не засыпала, развивалась и восстанавливалась.

«Нашей истории не двадцать с чем-то лет и даже не триста. Мы имеем более чем тысячелетнюю историю и заслуживаем истинного ее воспроизведения и достойного будущего с ясным осознанием того, кем мы являемся.

Долой псевдоаналитиков, фейковую информацию и огромные тома поверхностных мыслей, которые тиражируются, как якобы авторитетные и экспертные. Журналист должен помнить, что у него есть постоянный повод для обучения, для поиска новой информации, для общения. Это должно вдохновлять. С другой стороны, журналист должен осознавать, что слово, фраза, текст, видео — это не просто механическое средство передачи мыслей. Это — поступок. Да, газета «День» заангажированное издание. Однако, заангажированное государственническими позициями», — отметил спикер.

ВПЕЧАТЛЕНИЯ

Виктория ГОНЧАРЕНКО, Днепровский юридический лицей:

— Встреча началась с фильма об истории Украины еще с начала 90-х годов и до сегодняшнего дня, что дало направление вопросов от «летнешкольников» и рассказов Валентина Торбы. Меня очень впечатлил фильм, я увидела глубокую, исторически воссозданную проблему еще при власти Леонида Кучмы, решения которого частично привели к сегодняшнему состоянию в стране. Были изображены детали событий, которые меняли власть и положение каждого гражданина и Украины. По моему мнению, каждый, кто посмотрит этот фильм, не останется безразличным.

Яна ХРОМЯК, Киевский университет имени Бориса Гринченко:

— Если украинец начнет искать ответ на вопрос «В какой момент все пошло не так?», однозначного ответа не найдет. Ведь в переломные 90-е Украина пошла не тем стратегическим путем, хотя имела вполне вероятные шансы, например, в 1994-м или 1999-х годах. Пока во властном кругу решали, кто какой индустрией будет заправлять, в обществе зарождались деструктивные процессы. Каким образом все богатства Украины вдруг оказались в руках нескольких людей? Возможно, по той причине, что «украинский дом» строили не из тех «кирпичиков»? Во время эфемерных распрей и разделения страны на «сорта», у нас из-под носа украли исторически взлелеянный этноним, а просоветские остатки постепенно переросли в барьер между востоком и западом Украины. Помешать этому можно, только сформировав гражданскую позицию и национальную идею. Валентин Торба отметил крайне важную вещь «Нужно писать, потому что забывается; нужно вести дневник». Думаю, национальный дневник — прекрасный метод рассказать правдивую историю, показать, что национализм в Украине — это не желание быть «над», а желание быть «наравне».

Эвелина КОТЛЯРОВА, Киевский национальный университет имени Тараса Шевченко:

— Журналист всегда должен мыслить критически и подвергать сомнению и проверке все, что слышит и видит. У представителя нашей профессии не должно быть кумиров для слепого поклонения. Однако, конечно, есть те, к кому прислушиваешься и хочешь повторять некоторые черты, ведь уважаешь этого человека за большие достижения и факты биографии. Валентин Торба является одним из таких персоналий. Я познакомилась с ним, когда проходила практику в отделе политики газеты «День». Однако в тесном рабочем графике не было времени на общение. Во время встречи с Валентином удалось не просто поставить давно назревшие вопросы, но и увидеть опытного наставника как профессионала и личность. Валентин еще с юного возраста следил за политическими процессами не только родной Луганщины, но и всей Украины. Поэтому когда оккупировали Луганск, он уже не только имел сложившуюся позицию, но и силы бороться и оказывать информационное сопротивление. Меня поразил глубокий анализ причин оккупации, подкрепленный умело снятыми кадрами. Я сама пережила захват Славянска, однако эти события породили у меня больше вопросов, чем ответов. После просмотра фильма вырисовалась картина того, что произошло, и установились причинно-следственные связи. Общение с такими людьми, как Валентин, побуждает мыслить глобально и чувствовать ответственность за каждое сказанное слово.

Летняя школа журналистики проходит при поддержке Центра информации и документации НАТО в Украине.

София ПОСТОЛАТИЙ, Летняя школа журналистики «Дня»-2018. ФОТО НИКОЛАЯ ТИМЧЕНКО / «День»
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ