Бывает время, что даже вовсе не следует говорить о высоком и прекрасном, не показавши тут же ясно, как день, путей и дорог к нему для всякого.
Популизм первых лет независимости Украины сменился несмолкаемым плачем об утраченных возможностях, дефиците финансовых, материальных, энергетических и других ресурсов. Но в мире общеизвестны примеры, когда обделенные природным богатством страны стали процветающими. Значит залог успеха в чем-то ином? Может быть, стратегический ресурс становления украинской государственности находится не там, где его безуспешно пытаются найти политики?
«ГДЕ ВЫХОД, ГДЕ ДОРОГА?»
Казалось бы, двадцатое столетие восточные славяне только и делали, что шли «верным путем», правда, то в одну сторону, то в другую. Вот и сейчас большинство «правильных» граждан идет верным путем европейских демократий, а на горизонте проявляются контуры чего-то другого. Маршируем мы в одном социальном пространстве, а мечтаем достигнуть цели, принадлежащей другой культуре. И результат опять «как всегда».
Ответ на эту загадку содержится в европейской философской традиции. Мы живем в многомерном коммуникационном пространстве. Здесь цель достигается через пограничные состояния, где по воли человека образуется созидательная или разрушительная рубежная энергетика. Об это думали великие украинцы. Прикоснемся к мыслям одного из них.
Прислушаемся к полузабытому христианскому пророку, которого «благодарные» соотечественники переименовали в великого русского писателя украинского происхождения. Николай Гоголь, олицетворяющий синтез украинской и русской культур, создал образ беспредельного не одухотворенного пространства. Как преодолеть безграничный простор, изгнать из него темные силы бесов («нравственных уголовников») и наполнить творческой деятельностью? Как бы ни были необходимы внешние преобразования, для этого нужно внутреннее дело души, прочное дело жизни. Как часто в прошлом человек выбирал искривленные дороги, стремясь достичь вечной истины, и только оказавшись перед пропастью, начинал рассуждать: «ГДЕ ВЫХОД, ГДЕ ДОРОГА?».
И смеясь над неразумием своих предков, современное поколение вновь выбрало бездумную «быструю езду» в географическом пространстве, «где не успевает означиться пропадающий предмет». Забыв, что бесу легче всего вновь разгуляться не на тесном Западе, а на просторах восточно-европейской равнины. Сакральное пространство пути к вершинам духовным подменяется реальным географическим. Мы хотим как бы выпрыгнуть из месторазвития. Что нам до того, что и возжеланная Европа не стала бы обольстительной для других народов, если бы не возродилась в духе, а тупо рыскала на «тройках» по евразийским просторам.
Может быть дело не в том, что в буквальном смысле «нет лошадей»? Как писал философ (министр вероисповеданий в правительстве Скоропадского) Василий Зеньковский «мы еще расплавленный металл, не отлившийся в свою национальную форму...». И преодолеть пространство беспредельности можно, следуя завещания Гоголя, только в духе, наполнив его творческой духовной энергией.
Мы хотим в цивилизованную и благополучную Европу? Пожалуйста. Но обязанность каждого образованного гражданина думать перед выбором пути.
Становление западноевропейской цивилизации шло через борьбу за совесть. Здесь особая роль принадлежит Реформации — общественно-политическому и идеологическому антифеодальному движению, принявшему религиозную форму борьбы против католической церкви. Для реформации характерно обращение к личной совести человека. Восхождение к европейскому гражданскому обществу шло через религиозные войны, когда люди жертвовали жизнью в борьбе за свободу совести. Европейский человек, боровшийся за свободу религиозной совести, установил свободу мысли, свободу совести в самом широком смысле как самый бесценный продукт цивилизации.
Свобода личности — тяжелый моральный груз и ответственность, измеряемые совестью. В отличие от политики и экономики невозможна имитация совести. Ее не может быть много или мало, она есть или ее нет. Совесть — это долг человека перед Природой. Совесть есть великая тайна бытия, не зависящая от человека. Совесть — это и суд высшей инстанции. С наказанием совестью трудно ужиться тем, у кого она есть. И какие бы самые справедливые законы не принимали парламенты, у гарантов Конституции одна главная задача. Согласно западноевропейской традиции, президент страны обязан делать все от него зависящее, чтобы государственные законы соответствовали совести.
Как говорил философ Мераб Мамардашвили, возвращаться к жизни из тоталитарного общества трудно и больно: «Тоталитарное общество — это мир незавершенностей; это гигантская гробовая крышка, под которой задыхаются недодуманные мысли, нежеланные желания, неиспытанные чувства, непонятный смысл, неизвлеченный опыт». И сегодня, когда нарушена монополия государства на насилие и беззаконие, вся мерзость прет наружу из самых темных уголков человеческого «я». Привлекательным остается простота тоталитарного мышления, разлитого как незаметный яд, разъедающий человека изнутри. Это притягательная и соблазнительная простота позволяет чувствовать себя умным, интеллигентным и все понимающим, не требуя взамен никакого усилия, потребности заглянуть в самого себя.
Восточнославянский мир вошел в новый век «с одичавшим сознанием», с упрощенным представлением о социальной реальности. Модным стало утверждение о необходимости пройти свое Возрождение? Пожалуйста, в Украине как грибы растут соответствующие партии и движения, разрабатываются государственные и региональные программы, имитирующие реальность. Что там еще в Европе проходили — Просвещение? И институты переименовываются в национальные университеты и академии, часто не имея материальной основы для качественного образования, а оплата труда не обеспечивает профессиональное достоинство преподавателей. При это не вспоминается действительная природа Просвещения — дать входящему в мир человеку вместо арифметического набора разных дисциплин способность думать своим умом и ориентироваться в социуме без внешних наставников и авторитетов.
ПОТАЕННОЕ БОГАТСТВО
У каждого неравнодушного к судьбе отечества человека есть образ Родины, живущий в потаенных глубинах души и в исторической памяти. Её горизонты видятся в дымке необъятных просторов: украинская ночь, поющие соловьи и плакучие ивы, Днепр «при тихой погоде», крымский пейзаж или «зачарованная Десна», лесистые Карпаты и пронизанная морем, степью и солнцем Одесса. Сердце чувствует, что эта Родина одарена богатством самой Природой. Но замедляется скорость нашего воображения, и начинают проявляться контуры социальной жизни другой — реальной страны с глубоким социально- экономическим кризисом, имитацией «великих свершений», проигранными геоэкономическими войнами, дефицитом качества жизни. Значит, у каждого человека существует два образа родины — действительной и возможной. Эта неизвестная родина не имеет отсчета в географической системе координат. Она рождается усилием человека в его душе, стремлением понять то, что есть на самом деле.
Главное богатство Украины заключается не в простых решениях и зарубежных заимствованиях, а в выявлении скрытых источников человеческой энергии, несопоставимых по своему созидательному потенциалу, например, с дефицитом природных источников углеводородного сырья. Потаенное богатство Украины находится там, где политики обычно ищут причины конфронтации. Социокультурная рубежность многомерного коммуникационного пространства Украины — стратегический ресурс становления государственности и консолидации нации, ускорения оборачиваемости торгового, промышленного и финансового капитала. Консолидация общества рубежного государства осуществима только на основе создания достойного человека качества жизни и соблюдения прав конкретного человека, независимо от национальности и вероисповедания.
Казалось бы, так просто выбрать зарубежную модель «экономического чуда» — и процветание обеспечено. Но именно при этом возникает одно из основных противоречий — стремление обеспечить достойное человека качество жизни путем несбыточных желаний импортировать западноевропейскую или даже восточную (китайскую) модели развития. Особое распространение получил миф о простых экономических решениях. При становлении государственности нельзя полагаться только на «хорошего» президента или самую передовую науку, промышленность или торговлю, свободные экономические зоны или еврорегионы, зарубежные инвестиции или фондовый рынок и приватизацию. Необходим поиск общественной формы, где все должно быть в соотнесении и пропорциях. Но именно на Это в государстве не нашлось ни средств, ни времени, ни желания. Из-за отсутствия движения мысли, утонувшей в крупномасштабной имитации «одичавшего сознания», Украина так и не выбралась из-под гигантской гробовой крышки тоталитарного мышления. Значит, мы имеем то, что имеем не по злому умыслу Мира?
Будущее рождается сегодня и его ориентиры необходимы для выработки современных решений. Восхождение к нему начинается на рубежах чувственного и рационального восприятия мира, где может разгореться пламя созидания или разрушения. К этим раскаленным горизонтам должно быть направлено движение мысли. Сможет ли оно наполнить паруса знания, судить тем, кто отважится разделить этот путь. Ведь так просто, принять бушующий океан иллюзий за царство истины. Но именно этого автор обещать не вправе. Какие бы геополитические концепции не рассматривались, генеральная коммуникация на пути социального прогресса проходит не в реальном политическом или экономическом пространстве, а через внутренний мир человека. Нельзя изменить Мир, не изменив себя.