25 сентября состоялся Учредительный съезд Лиги молодежи
Социал-демократического союза, в работе которого приняли участие представители
молодежных объединений из семнадцати областей Украины, а также Крыма и
Киева. Делегаты съезда Лиги приняли заявление о поддержке наиболее влиятельного
политического объединения — «Каневского союза» и заявили о намерении поддерживать
на выборах-99 кандидата Евгения Марчука.
Сам Евгений Кириллович в своем выступлении на съезде высказал
свое видение развития молодежной политики с точки зрения будущего президента,
а также ответил на вопросы делегатов.
— Евгений Кириллович, каково ваше отношение к демаршу
депутата Бродского? Его конфликт с руховцем Кендзьором — эпатаж или провокация?
— Форму протеста, избранную Михаилом Бродским, я считаю
недопустимой, он проявил политическую близорукость, не учитывая того, что
запущена машина для дискредитации парламента. Вы же видели, с каким смакованием
потом все это показывали. Его столкновение с членом Руха спровоцировало
в дальнейшем законодательный кризис, выразившийся в отказе ряда фракций
участвовать в работе ВР. В данном случае оппозиционер Бродский помог своим
политическим конкурентам продолжить «охаивание» ВР и сформировать негативное
отношение общества к законодательному органу. Политические последствия
этого демарша уже проявились: так, Л.Кучма заявил, что политикам необходимо
проходить тест на психическое здоровье, иными словами, дал понять, что
парламентарии психически неустойчивые люди и вряд ли им можно доверять
судьбу страны.
— А как вы относитесь к распространенной в последнее
время информации о том, что готовится покушение на лидера группы «Антимафия»?
Есть ли механизм защиты для Григория Омельченко?
— Данные о покушении были получены, это не выдумка: Омельченко
неудобен властям. Но если что-то произойдет с Григорием Емельяновичем,
адрес будет один. Поэтому, я думаю, сейчас многие заинтересованы в обратном
— чтобы с Г.Омельченко ничего не случилось: слишком очевиден будет заказчик.
Г.Омельченко смелый человек, смелый как мужчина и как политик. И хотя его
часто упрекают в том, что он не довел ни одного дела до конца, это не более
чем попытка сместить акценты: депутат не должен брать на себя функции судебной
и прокурорской власти.
Я считаю, что тема последних запросов, то есть «дело Волкова»
и «дело Пинчука», свидетельствует о том, что Григорий Омельченко и Анатолий
Ермак очень последовательные политики. К их чести могу сказать — они очень
самостоятельны. Повлиять на Омельченко практически невозможно: это упрямый
в хорошем смысле слова человек. Настойчивость его основана на владении
серьезными аргументами и информацией, поскольку депутат имеет серьезную
репутацию среди правоохранительных органов Запада.
— В случае избрания вас президентом, каковы будут ваши
первые шаги на этом посту?
— Одним из первых выйдет указ о борьбе с оргпреступностью.
Потому что в данном случае следует, образно говоря, не агитировать, чтобы
улица была чистая, а брать метлу и выметать. Достаточно у Президента сегодня
полномочий для того, чтобы начать разгром мафиозных кланов Украины, которые
заблокировали экономические реформы. С преступностью нужно бороться постоянно,
но речь будет идти о другом — не о рутинной борьбе с криминалом, а о немедленной
нейтрализации десятка мафиозных кланов, которые в стране все прибрали к
рукам. Поэтому первоочередные указы (а их около 800) будут прежде всего
кадровыми. Скажу сразу, придя к власти, мы не будем разрушать все «до основания»,
а намерены сотрудничать с теми, кто сегодня работает в системе исполнительной
власти, но не запятнал себя взяточничеством. Нам нужны профессионалы. Но
в основном придут, конечно, новые люди, которые будут заранее подготовлены
для этой работы, хотя бы за месяц узнают о своих перспективах.
Я видел, что делалось после победы на президентских выборах
в 1994 году: по полгода ходили один за другим и спрашивали: что делать?
Сейчас этого просто не может быть, потому что радость победы в первый же
день придется делить с ответственностью. Новый глава державы получит в
«наследство» разгромленную экономику. Поэтому необходимо уже 3-4 ноября
сформировать всю исполнительную вертикаль. На 10-й день — отчет правительства
в открытом режиме…
— Евгений Кириллович, а где вы возьмете столько профессионалов,
чтобы «укомплектовать» весь правительственный этаж?
— У нас нет проблемы кадров, у нас есть проблема кадровой
политики. Сегодня, например, накоплен интеллектуальный молодежный потенциал,
но ему не дают раскрыться, «загоняя» в тень.
Я это говорю, зная тысячи людей новой формации, которых
не пускают в политику, тем более не пускают в АП. Тысячи профессионалов
готовы немедленно начать работать как в государственном, так и в частном
секторе. Но если и дальше будет сохраняться ситуация, при которой полсотни
одних и тех же государственных деятелей переставляют с места на место в
правительственной обойме, ничего не изменится. Я очень хорошо знаю, что
такое сегодня исполнительная власть — бесконтрольная, коррумпированная,
непрофессиональная. О каком же профессионализме может идти речь, если правители
не могут спрогнозировать гигантские удары по экономике летом, я уже не
говорю о повальном обвале гривни на глазах у всех? Стремительный подъем
цен на нефтепродукты довел «до ручки» то живое, что было у нас в АПК. Ко
мне обращались председатели мощных КСП после того, как литр солярки стоил
6 кг пшеницы, они сказали мне: все, мы уже исчерпались, мы банкроты на
полтора года вперед. Поэтому контроль за исполнительной властью является
одним из основных элементов обновления и возрождения репутации страны.
Приведу еще один пример: инвестиции в Украину идут медленно.
За восемь лет независимости — 2,8 млрд. долларов, в то время как Польша,
Венгрия, Чехия получают от 10 до 20 млрд. в год. Но серьезные инвестиции
к нам и не придут, пока в Украине будет коррумпированная власть.
— Г-н Марчук, сегодня много говорится о российских сценариях,
о помощи российских консультантов, а сами вы в своей предвыборной кампании
рассчитываете на иностранную помощь, в том числе и российскую?
— Я встречался со многими российскими политиками и готов
встречаться с другими, если такие контакты принесут пользу Украине. Это
тоже заимствованная идеологема: ой как страшно, оппозиционный кандидат
общается с Лужковым и Затулиным, значит, конец суверенитету Украины. А
когда приезжал сюда коммунист Строев, разве Президент его не принимал?
Я, например, знаю, что встреча президентов без галстуков вносит позитив
в психологическую атмосферу. Но я знаю и то, что после таких встреч начиналась
торговая война Украины и России...
Правда, я уверен, что шантажировать избирателей угрозой
потери независимости не выйдет. Никто из политиков не повернет Украину
вспять: народ им просто этого не позволит.
— Какой вы видите налоговую реформу?
— Я считаю, что Президент не сможет единолично реформировать
налоговую систему, поэтому должен любой ценой наладить сотрудничество с
парламентом. Но это должны быть не дружеские, а именно рабочие отношения
с ВР с целью осуществить революцию в налоговой политике. Современный налоговый
кодекс несовершенен, у нас высокие налоги и абсолютно разваленная социальная
сфера, отсутствует возможность аккумуляции средств для доступа к кредитам.
Иными словами, нам следует выйти на тот уровень, когда сумма всех налогов
будет, грубо говоря, равняться 40—45%. Конечно, возникает вопрос: не утратим
ли мы доходную часть бюджета? Но если перекрыть все пути разбазаривания
средств на общегосударственном уровне, то произойдет своеобразная взаимокомпенсация.
И второе, не менее важное, дело: следует привести в чувство
все проверяющие налоговые структуры, которые превращены сегодня в механизм
политического террора. Налоговики вовлечены в политическую борьбу, в разрушение
многих предпринимательских структур, что причиняет колоссальный моральный
и финансовый ущерб предпринимателям. В результате растет безработица, уменьшаются
отчисления в Чернобыльский и Пенсионный фонды, но самое существенное —
блокируется укрепление базы среднего класса, той политической платформы,
того позвоночника, который удерживает политическую систему страны от потрясений.
— Что вы можете сделать как президент для меня, для
молодого предпринимателя?
— Первое. Вы получите надежную «крышу» не от рэкета, а
от меня, как от президента. Второе. Налоговая служба должна быть компетентной
и строгой, но не должна терзать предпринимателя. Если в результате комплексной
проверки все «чисто» — нечего трогать фирму лет пять, как, например, в
США. Там этот период 7 лет. Но если нарушил — наказание жесточайшее. О
льготах: они должны стимулировать экономику. У нас же огромные льготы имеют
пять-шесть фирм и лиц, вращающихся в верхах. На этом государство теряет
очень много: только на освобождении вино- водочных и табачных изделий от
акцизов — более 1 млрд. гривен. Я считаю, льготы по налогу можно дать,
например, предприятию небольшому, даже до 10 тыс. работающих, где 40% —
молодежь, и оно расширяется. Или же, если предприниматель создает рабочие
места для матерей с малышами на неполный рабочий день. Сейчас же в государстве
экономический беспредел. Поэтому, если коротко, то, что я сделаю для вас:
наведу порядок в налоговой власти.