«...Коли Україна в нерівній борьбі
Вся сходила кров’ю і слізьми стікала
І дружної помочі ждала собі,
Європа мовчала...»
Европейский Союз — объединение государств с разным прошлым. Государств, которые часто воевали между собой. Государств, список взаимных претензий между которыми чрезвычайно большой. До объединения каждый приходил со своими болями и героями, которые часто диаметрально противоположно воспринимались другими.
Политическое будущее союза в значительной мере зависело от согласования исторического прошлого.
Эту задачу историкам и политикам во многом удалось выполнить. Платформой для объединения стала ориентация на общие ценности, взаимоуважение, неакцентировании на конфликтных моментах прошлого. Такими ценностями были, в частности, демократия, право на самоопределение народов, осуждение тоталитаризма.
Тоталитаризм долгое время представлялся лишь в двух его видах — фашизме и нацизме. Определенное замешательство в имеющуюся общую платформу исторической памяти внесли новые члены ЕС — страны Центральной и Восточной Европы. Польша, Чехия, Словакия, Венгрия, Румыния, страны Прибалтики.
Приняв общие ценности, эти страны обратили внимание «старой Европы» на коммунистический тоталитаризм.
Они заговорили о советской армии, которая, освободив Европу от нацизма, сама на долгих пятьдесят лет превратилась в жестокого оккупанта. Своей задачей эти страны видели донесение правды о преступлениях под красными флагами. Они требовали осудить коммунистические преступления наравне с фашистскими и нацистскими.
Однако осуждение коммунистического тоталитаризма воспринялось Европой далеко не так легко. Ведь среди ведущих политиков ЕС было и остается немало идейных наследников коммунизма или его современных сторонников.
Резолюции, принятые европейскими организациями в последние годы, свидетельствуют, что под давлением новых членов сдвиги в этом деле таки начались. Европейский Союз, заинтересованный в тесной интеграции, принял новые страны вместе с грузом их исторического прошлого.
В Украине же до сих пор нет единого общего виденья истории. Здесь до сих пор продолжаются горячие дискуссии — о некоторых ее периодах и отдельных деятелях.
Однако с определенностью можно сказать: лед умолчания прошлого тронулся. Мы являемся свидетелями настоящего «исторического бума». Невиданный до сих пор доступ к архивным документам, увеличение научных и научно-популярных исследований, появление специальных сайтов и документальных фильмов и тому подобное.
Постоянные политические дискуссии вокруг тех или иных исторических вопросов являются свидетельством заостренного интереса общества к ним.
Однако политизация такой дискуссии скорее вредит, чем помогает.
Ведь как в самой Украине, так и за ее пределами есть мощные политические силы, заинтересованные в консервировании советского виденья на наше прошлое. Опираясь на информационные ресурсы, они развернули настоящие боевые действия против украинских попыток дать собственную оценку своей истории.
До недавнего времени, инструментами в этой войне были преимущественно российские или пророссийские СМИ в Украине и мире, отдельные публицисты или общественные организации.
Как свидетельствует 20-й пункт резолюции Европарламента от 25 февраля этого года, теперь в это противостояние удалось втянуть и эту уважаемую структуру.
Европарламент «глубоко сожалеет по поводу решения президента Украины Виктора Ющенко, который уходя с должности, присвоил посмертно Степану Бандере, лидеру Организации Украинских Националистов (ОУН), который сотрудничал с нацистской Германией, звание «Героя Украины». Надеется, что в этом отношении новое украинское руководство пересмотрит решение и будет поддерживать свою преданность европейским ценностям».
Давайте в настоящий момент не будем касаться исторических основ сотрудничества ОУН и Бандеры с нацистской Германией — об этом уже написано множество литературы. Эти вопросы остаются как минимум дискуссионными.
Но хотел бы обратить внимание на форму документа, и место в нем вышеупомянутого пункта.
Резолюция в целом пропитана позитивным отношением к нашему государству — «Украина является европейской страной и, в соответствии со статьей 49 Соглашения о Европейском Союзе, может претендовать на членство в ЕС, как и любая другая европейская страна, признающая принципы свободы, демократии, уважения к правам и основным свободам и верховенству права».
И на этом фоне упомянутый пункт — выглядит достаточно искусственным, возможно, вписанным в последний момент.
Кроме того, его содержание противоречит самому духу резолюции. В ней, в частности, указано: «Украина, как европейская страна, разделяет общую историю и общие ценности со странами Европейского Союза».
Более того, звучит призыв к нашим соседям «полностью признать демократичность системы государства Украина и воздерживаться от любого давления или вмешательства в ее политическое, социальное или экономическое развитие».
А как иначе, как не вмешательство во внутренние дела государства, можно трактовать рекомендацию новому руководству государства «пересмотреть решение» относительно Степана Бандеры?!
Если действительно искренним является выраженное в резолюции стремление интеграции Украины в Европу, то ее представители должны понять — европейскому народу, которым являются украинцы, некстати рекомендовать те или иные взгляды на собственное прошлое.
«Поскольку следует помнить, что Украина — страна, которая пережила советское доминирование и прошла длинный путь преодоления его негативных последствий», — это опять же цитата из той же резолюции! И одним из этих последствий было длительное историческое самозабвение, от которого только сейчас мы избавляемся.
Невозможно воспринимать современную Украину, не воспринимая ее трагического и героического прошлого.
Борьба украинцев за независимость является одним из краеугольных камней нашей национальной самоидентификации. А потому без УПА, без Бандеры, без Шухевича не было бы современного украинского государства, не было бы современной украинской нации.
Базовые ценности украинского освободительного движения, выраженные в манифесте ОУН под руководством Степана Бандеры в декабре 1940 года в лозунге «Свобода народам! Свобода людині!», — это ценности, на которые опирается современная объединенная Европа.
Для украинских повстанцев это были не просто слова. Ведь они одни из немногих начинали борьбу с немецким тоталитаризмом и не прекратили ее со сталинским.
Именно они, а также польские и прибалтийские подпольщики — спасали честь Европы, которая стыдливо спряталась за Ялтинскими соглашениями, не замечая развертывания сталинского тоталитаризма, забыв на десятки лет о своих ценностях.
Именно пример бескомпромиссной борьбы повстанцев вдохновлял и следующие поколения борцов за права человека и национального сообщества — от участников диссидентского движения до активистов оранжевой революции.
Уважаемые представители европейских структур, которые так восторгались Украиной в конце 2004 года, — не могли не замечать на Майдане, среди оранжевого моря, многочисленных красно-черных флагов УПА. Они не могли не слышать рядом с «Разом нас багато» многотысячного повстанческого «Лента за лентою».
В конечном итоге, сами они обращались к народу бандеровским приветствием «Слава Україні!». Так происходило сочетание европейских демократических ценностей с героическим прошлым украинского народа. Так что же изменилось?..
«ПАМ’ЯТАЙ
Коли Україна за право життя
З палачами боролась, жила і вмирала,
І ждала, хотіла лише співчуття,
Європа мовчала.
Коли Україна кроваві жнива
Зібравши для ката, сама умирала
І з голоду навіть згубила слова,
Європа мовчала.
Коли Україна життя прокляла
І ціла могилою стала,
Як сльози котились і в демона зла,
Європа мовчала».
pravda.com.ua