О европейском выборе Украины говорится в нашей стране очень много, но давайте честно спросим друг у друга, например, о том, что мы знаем кроме того, что «в ЕС хорошо»? Какие у них, у европейцев, достижения и какие проблемы? Какими ценностями владеют и к чему стремятся? Какие песни поют и о чем эти песни? Все это мы должны довольно хорошо знать, если, не высушив еще до конца свои слезы «радости» от Cоюза вчерашнего, собираемся уже сегодня найти свое счастье в новом для нас Cоюзе.
Уверен, что даже то, что некогда было известно каждому гражданину «зависимой» Украины — совершенно неведомо гражданину Украины нынешней. И здесь не будем трогать знания нашего соотечественника об экономике, промышленности или сельском хозяйстве ближайших его соседей — Словакии, Венгрии или Румынии. Давайте попытаемся задать ему самый простой вопрос, хотя бы из массовой поп-культуры. Вопрос, на который еще вчера каждый из нас ответил бы наверняка, а сегодня — уже нет.
Например: назовите самых популярных артистов кино или эстрады той же Польши.
Ответа не будет. Потому что неоткуда ему, ответу, взяться... Это вчера, благодаря всего нескольким государственным телевизионным каналам с их весьма ограниченной демонстрацией популярной музыки и зарубежного кино, вся наша страна не просто знала ту же Барбару Брыльску, но и по уши была в нее влюблена (особенно мужчины), а «Колерови ярмарки» Марыли Родович, и сама Марылька в своей популярности не уступали даже Алле Пугачевой и ее шлягеру «Арлекино»...
Да что там Родович! Вчерашние украинцы рассказали бы нам о том, что они просто мечтают попасть на концерты Радмилы Караклаич, «Червоных гитар», Бисера Кирова, Гелены Вондрачковой, «Скальдов», Дана Спэтару, Жужи Конц, Карела Готта, Лили Ивановой, Джордже Марьяновича и т.д. И это были не американские суперзвезды, а восточноевропейские артисты, хорошо знакомые даже далекой от настоящей меломании украинской публике! Вместе с тем, опрашивая в то время на улице людей, мы могли бы запросто встретить молодых парней, которые забросали бы нас и менее знакомыми широкой аудитории Украины именами, такими, как Тадеуш Налепа и группа «Брекаут», «Омега», «Иллиш», «Локомотив», Чеслав Неман, «Перфект», «Джем», «Ломбард», Здзислава Сосницкая, Кшиштоф Кравчик и т.д.
Отсюда вопрос к нашему уже современнику: хорошо это или плохо — не знать своих соседей пусть даже на таком доступном уровне человеческих познаний, как кино, поп- или рок-музыка? Думаю, что плохо.
Представьте свое отношение к иностранцу европейской наружности, который, указывая пальцем на памятник Тарасу Шевченко, спросит у вас: «А кто это?»... Или когда темнокожий папуас, у того же Тараса, пусть даже со страшным акцентом, но прочитает по-украински хотя бы несколько строк из великого Кобзаря!
В первом случае вы будете ощущать оскорбление своей святыни невежеством приехавшего в вашу страну гостя, пусть такого же белого, как и вы! Во втором — испытаете восхищение и уважение к человеку, на этот раз уже не шокирующего вас своим цветом кожи, разрезом глаз или пестротой одежды.
Подобное произойдет с каждым из нас в любой стране, будь это Германия или Гвинея. Ибо везде гостей провожают по уму...
Вообще невежество есть бич нынешней Украины... Но одно дело быть невежей на Привозе, хотя и здесь каждому из нас не хотелось бы встретиться с хамством, а другое дело — невежество среди тех, кто обязан нести обществу светлое и доброе.
Знаете, почему именно сейчас, а не вчера, появилось в народе словцо «журналюга»? Потому что вчера журналистом нужно было не только родиться, но еще и стать, закончив факультет журналистики в КГУ им. Шевченко... Без этого попасть в штат уважающей себя газеты было просто невозможно! Сегодня же «журналистом» может назваться любой проходимец из организованной на пустом месте «денежным мешком» газетки-однодневки явной, а то и откровенной желтизны.
Во времена того же Мопассана низшей штатной ступенью каждой из редакций журнала или газеты считалась должность репортера, а самой высшей — публициста. Вот почему тот же Ленин в графе своих анкет «профессия» всегда писал «публицист».
Сегодня же уровень многих СМИ Украины (особенно региональных!) оттого и низок, что большая часть их сотрудников являются не университетскими выпускниками факультетов журналистики, а людьми из неоткуда, способными написать только о том, как на улице «под лошадь попал О. Бендер»... Именно отсюда и падение читательского интереса ко многим печатным изданиям нашего сегодня! Ибо читать в них совершенно нечего! Отсюда и катастрофическая безработица среди дипломированных журналистов! Места-то их заняты Бог знает кем! Отсюда и полнейшее игнорирование уличными «журналюгами» главного закона для настоящего журналиста, как и для медика: «Не навредить!». Отсюда и отсутствие на нашем телевидении и радио не только сильной публицистики, но и европейской культуры вообще. Ибо частное ТВ Украины руководствуется, видимо, только лишь лозунгом примитива: «Все должно быть не умно, а круто! За всем остальным — в библиотеку!»
Точно такая же ситуация и в специализированных музыкальных магазинах наших городов, где совершенно нет восточноевропейской славянской палитры. Ибо: что владельцу магазина какие-то там поляки или венгры?! Америка — это круто! А словаки — это не интересно!
А как мне было приятно, например, в Хельсинки, в самом большом музыкальном магазине столицы Финляндии, увидеть на самом видном месте огромный плакат Владимира Высоцкого, а его диски найти не в отстойнике с уцененными альбомами, а среди первых звезд мировой эстрады! А он-то, Володя, не американец и даже не финн!
Вместе с тем, братцы, я не знал куда деться от стыда, глядя на грустное лицо моего гостя, польского блюзмена и певца, когда он ни в Киеве, ни в Днепропетровске, так и не увидел ничего, что бы ему говорило (кроме меня) о его, пусть только блюзовой, но популярности в Украине... Спасибо нашему авторитетнейшему музыкальному обозревателю Алексею Когану, помянул короля белого блюза Восточной Европы в день его смерти...
Кто-то из вас скажет, что пусть проблемой знакомства украинцев с ЕС занимается государство. Но где оно, это государство, с его вчерашним диктатом на тему, сколько процентов информации должно быть в нашем эфире, скажем, американской, а сколько европейской? Может быть, и хорошо, что подобных разнарядок для СМИ уже нет. Но если честно, когда-то радио и телевидение с их немалым процентом той же классики в эфире развивало интеллект своего радиослушателя и телезрителя, даже если он этого не хотел.
Сегодня же — все наоборот! Некоторые люди даже отказываются иметь дома «глупый ящик для идиотов (из Высоцкого)», чтобы не деградировать...
И все же! Если демократия Украины предоставляет своим СМИ самим решать, о чем им писать и что показывать, если мы мечтаем жить в Европейском Союзе — давайте же становиться этими европейцами, знающими не только само слово «Европа», но и все, что с ним связано. Давайте максимально знакомить каждого украинца с его географическими соседями. С теми, с кем ему вместе жить в его «новом и светлом» будущем. Ведь чем образованнее станет наша с вами нация — тем меньше придется каждому из нас доказывать в том или ином уголке Европы, что мы не только заробитчане, мы еще и люди, знающие о стране, в которую приехали, не меньше самих аборигенов.
Опять же! Кто-то из вас заметит, что образование — дело каждого из нас, и как эгоист будет прав. Но согласитесь, до чего же неприятно, когда в далекой от твоей Родины Италии темпераментный продавец маленького магазинчика совершенно не знает твою страну, а обнимает тебя только за то, что ты земляк Андрея Шевченко... Американец дружески хлопает по твоему плечу, и опять же — из-за своего восхищения братьями Кличко!
Нет, господа, хотелось бы большего! Чтобы в мире нас уважали не только за то, что один из наших соотечественников успешно бьет (или уже бил когда-то) в чьи-то там ворота, а другой — в физиономии, но и за другие достоинства по-украински.
Поверьте! Речь здесь даже не об образовании! Хотя образовательный спутниковый телевизионный канал, как это есть у поляков («Edusat»), нам бы тоже не помешал... Речь идет о предоставлении нашими СМИ своим соотечественникам элементарных знаний хотя бы из современной массовой культуры соседних с ними стран. Знания, которые никогда не преподавались и не будут преподаваться в средних школах, техникумах, вузах и даже на факультете славянских языков и литературы, пусть уже теперь не в государственном, а национальном университете имени Т. Г. Шевченко. Ибо эти знания всегда несли, несут и будут нести своему населению только средства его массовой информации, благодаря которым, находясь впервые в Париже рядом с Эйфелевой башней мы не спрашиваем у парижан «Что это такое?», а услыхав Патрицию Каас, не задаемся вопросом: «Кто она такая?» Поэтому хотелось бы быть услышанным и «Интером», и «ICTV», и «1+1», и «Новым каналом» — несущим в своей «Зоне ночи» историю Украины (к сожалению, только тем, кто не спит или активно не «бодрствует» в это время вместе с «Энтер-фильмом»)...
Конечно, если Украина собирается стать 51-м штатом или вторым федеральным округом США — тогда вопросов нет! Американизация всей нашей страны, благодаря ее телевидению, проходит более чем успешно! Результаты — налицо! Нас, украинцев, в той же Италии уже называют «вышедшими из леса», а не из самой некогда образованной страны...
Нет, ребята! Ни в коем случае не хочу оскорбить Соединенные Штаты в падении наших с вами нравов и культуры! Ибо не эта великая держава виновата в том, что украинское ТВ транслирует своим соотечественникам зачастую низкопробное ее кино! Просто хочу сказать своим коллегам о том, что если и наша журналистская братия, вместе со всей страной, тоже стремится в Европу — в таком случае мы должны знать о ней, о Европе, буквально все: от шансона ее улиц до клаксона самого ее современного автомобиля!!!
Что же касается Америки — ее граждане исторически всегда преклонялись перед образованной Европой и никогда этого не стыдились...
И если мы действительно направляемся в ЕС, мы должны туда прийти так, чтобы никто из нас, находясь рядом с памятником Адаму Мицкевичу, пусть если и не прочитает вслух: «Ojczyzno moja! ty jestes jak zdrowie», — то хотя бы уже не спросит у проходящего мимо поляка: «А кто это?»