В выражении «европейский выбор Украины» в первую очередь бросается в глаза его формальная неточность. Украине нет необходимости «выбирать Европу», поскольку она располагается в самом ее географическом центре. Дело только в том, что в политическом понимании Европу традиционно ограничивают западными границами сначала Российской империи, а потом СССР. Настоящий выбор состоит в том, собирается ли Украина строить демократическое общество, ориентируясь на сообщество западноевропейских развитых стран, или, пренебрегши горьким предыдущим опытом, будет снова двигаться за Россией.
Пока, после девяти лет своей независимости, Украина все еще топчется на месте, не воспользовавшись шансом быстро стать одной из зажиточных европейских стран, который имела сразу после распада СССР как наиболее богатая и развитая его республика. Этого не допустила коммунистическая партноменклатура, которая, оставшись при власти, принялась грабить государственное имущество. Добытые как хищническими, так и честными методами миллиардные капиталы прячутся за границей, где они работают в пользу других стран.
К сожалению, западноевропейские государства не поспешили на помощь Украине, которую их лидеры рассматривали как временно отделенную часть России. Поэтому они отстраненно наблюдали за событиями в Украине, так же как и в период 1918—1920 годов, когда страны Антанты не поддержали ее, легко согласившись с ее разделом между Россией и Польшей. Когда же руководители западноевропейских государств наконец убедились, что теперешняя украинская независимость — «всерьез и надолго», то наша страна уже стала бедным и коррумпированным государством с несовершенными и недействующими законами, куда невыгодно и опасно инвестировать капиталы. Поэтому вместо развития деловых отношений западноевропейцы хотят ограничиваться проведением отдельных гуманитарных и просветительских акций. Из-за возникновения в Украине массовой безработицы десятки тысяч украинских граждан отправились в Европу в поисках заработка, причем многие из них находятся там нелегально, нарушая законы. К тому же Украина стала путем, по которому на Запад течет поток нелегальных беженцев из стран Азии. Все это побуждало страны ЕС отгородиться от нее визовым режимом, который навязали и нашим соседям. Украина постоянно находится под придирчивым надзором Совета Европы, который оговаривает членство в нем целым рядом требований, часть из которых демонстрируют полное непонимание ситуации в нашем государстве. Украинская власть не спешит с главным — проведением реформ, которые должны положить конец своеволию и коррумпированности чиновничества, существенно приблизив наше общество к западноевропейскому. Поэтому Украине отказывают во вхождении в ЕС, чье руководство не скрывает, что это может произойти не ранее, как через 15 лет. Усложнен путь украинских изделий на европейский рынок, невзирая на то, что качество многих из них определено европейскими же дипломами, в результате Украине отведена лишь роль поставщика сырья.
Западноевропейское сообщество, в большой степени успокоенное отсутствием в Украине «горячих точек», не собирается активно содействовать позитивным сдвигам в государстве. Несколько больше внимания Украине уделяют США, хотя далеко не такое, на какое способно наиболее могущественное государство мира. Близорукая политика западных стран по отношению к Украине вызывает у ее граждан, не исключая и тех, кто находится при власти, мнение, что «мы Западу не нужны». Поэтому руководство Украины, произнося лозунг о «европейском выборе», в практическом плане больше ориентируется на Россию, которая считает нас зоной своих интересов. Эти интересы значительно выросли в связи с курсом России на возрождение империи, в короне которой Украина всегда была главной «жемчужиной». Начиная перестройку империи, Петр I «прорубил окно» в Европу на севере и тщательно замуровал его в Украине, через которую Московское царство всегда общалось с Европой. С этой целью он отдельным указом запретил непосредственную торговлю Малороссии с европейскими странами.
Украинский народ, которому свойственны миролюбие и практичность, всегда стремился к взаимовыгодным отношениям с соседними и отдаленными странами, но выбор приоритетов пока что является не единодушным, являющимся типичным проявлением украинского индивидуализма. «Восточная» или «западная» ориентация людей объясняется не только их проживанием в определенном регионе страны, но и возрастным фактором. Старшее поколение, чьи взгляды сложились в советскую пору, ностальгически вспоминает времена застоя как наилучшие годы своей жизни, наивно считая, что их настоящее обнищание является тем самым «звериным лицом капитализма», о котором им толковали на занятиях по политпросвещению. Им кажется, что стоит Украине присоединиться к России, как сразу вернется бывший брежневский уровень жизни, и не желают знать, что там тоже все изменилось. Поэтому украинские коммунисты, которые от их имени высказывают неудовольствие, выступают против собственного государства в пользу чужого.
Совсем по-другому на эту проблему смотрит молодежь, которая стремится жить так, как на Западе. Поскольку для достижения «западного» жизненного уровня нужно и работать «по-западному», молодежь и энергичные люди среднего возраста понимают необходимость использования в Украине технологий следующего тысячелетия. Они смотрят вперед, и им нет смысла оглядываться на воинственную Россию с низким жизненным уровнем, которая до сих пор пользуется технологиями середины XX века. Эта большая часть украинских граждан будет увеличиваться со временем, но ее «европейский выбор» недостаточно отражается в социологических опросах из-за политической пассивности в отличие от весьма активных пенсионеров. Молодому поколению принадлежит будущее Украины, но каким оно будет в большой степени зависит от их сегодняшних усилий, а также тех, кто сейчас находится при власти.
Руководство Украины провозгласив «многовекторность» международного курса нашего государства, при этом не разработало четкой стратегии. Пока что она подменяется отдельными тактическими шагами, которые состоят в поочередном заигрывании со всеми. Представителей европейских стран и США заверяют в «европейском выборе Украины», а услышав недовольное рыканье российского льва, спешат назвать Россию «стратегическим партнером». Эти противоречия пытаются согласовать по формуле: «в Европу вместе с Россией», несмотря на то, что в последней быстро возобновляется курс противостояния Западу. Расплывчатость цели и отсутствие твердой позиции, которые неоднократно уничтожали государственность Украины, снова препятствуют иметь выгоду от ее места на геополитической карте и пользоваться доверием и поддержкой мирового сообщества. Нельзя продолжать бесцельно тратить попусту время, пугаясь угроз и дергаясь в противоположные стороны. Нужно сделать четкий выбор в пользу перестройки демократического открытого общества и идти, не оглядываясь, этим путем — вперед.