Недавно прочитал в «Дне» информацию о том, что представители ряда общественных организаций устроили для сельских голов Днепропетровщины семинар, во время которого им рассказывали, чем на самом деле является НАТО. Событие это имеет незаурядное значение, и непременно должно стать системным, если мы хотим жить в цивилизованном обществе, ведь большинство соотечественников руководствуются знаниями об этой организации, полученными еще в советские времена, и, вследствие отсутствия объективной информации, относятся к евроатлантическому выбору Украины предубежденно. И в годы независимости правдивой информации до широкого общества никто не доносил. Даже при таких условиях директор Закарпатского института политических исследований Виктор Пащенко говорит, что 30% жителей Закарпатья хотят, чтобы Украина стала членом Североатлантического альянса, 25% высказались против, остальные же колеблются в своем выборе. Парадоксально, но те соотечественники, которые не допускают даже теоретической возможности агрессии против Украины с боку венгров или словаков с чехами, еще склонны считать НАТО агрессивным блоком. Многолетнее отсутствие объективной информации все-таки дает о себе знать и сегодня. Правду говорили древние римляне: «Бойтесь равнодушных».
Привнесенный в наше общество спор, что касается того, стоит ли Украине вступать в такие евроструктуры, как ЕС и НАТО, имеет очевидную пророссийскую направленность, и возводится противниками интеграции, по большей части, в ранг спекуляции вокруг военно-политических вопросов. Тем временем наши соседи по бывшему соцлагерю, которые в свое время также, не без определенного предубеждения, вступали в эти союзы, сегодня живут размеренной, достойной жизнью, из года в год расширяя круг достижений общественной цивилизации. И пока мы бросаемся в противоположные геополитические стороны и с пеной на губах орем на разноцветных площадях, зазубренные идеологические штампы наподобие «неразрывной пуповины» или «американской угрозы», наши соседи давно осознали, что в нормальном обществе государство существует для людей, а не наоборот.
Жители Закарпатья, которые ездят по своим делам в соседние Венгрию и Словакию, не могли не заметить заметных позитивных изменений в ежедневной жизни этих стран после проведенного ими «евроремонта» общества. Причем коренные изменения, о которых пойдет речь, произошли не в столицах, а в обычных, по украинским меркам, провинциальных городах.
«ЯК ІШОВ Я З ДЕБРЕЦИНА
ДОДОМУ, ЗАЙШЛА МЕНІ ЧОРНА КУРА ДОРОГУ...»
(ИЗ ПОПУЛЯРНОЙ ЗАКАРПАТСКОЙ ПЕСНИ)
Один из самых красивых венгерских городов Дебрецин с 215 тыс. населения, сейчас имеет вид уютного, чистого и упорядоченного центральноевропейского города, из которого в наши заброшенные реалии, изувеченную природную среду и бесконечные политические распри, в которых народу отведена роль массовки, не хочется возвращаться...
У руководителя Главного управления организационно-правового обеспечения мэрии Дебрецена, доктора Шандора ВИЗЕЛИ прежде всего интересуемся тем, что дало вступление Венгрии в НАТО и Евросоюз простому мадьяру в его повседневной жизни? Наученные «сначала думать о Родине, а потом о себе», думали, что речь, прежде всего, пойдет об осознании венграми чувства собственной защищенности от внешней интервенции, современном вооружении, которое подарил мадьярам Североатлантический альянс в знак благодарности, или что-нибудь еще в таком духе. Его ответ был абсолютно неожиданным для нас. Оказывается, что больше всего простого венгра радует то, что со вступлением его страны в НАТО была отменена общая военная повинность и создана профессиональная армия. Мадьярских юношей перестали всех поголовно забирать на военную службу, и теперь каждый молодой мужчина, вступая во взрослую жизнь, самостоятельно решает, идти ему учиться или работать. Чье призвание — военная профессия — с ее погонами, эполетами, муштрой на плацу, маршами под бодрые ритмы духовых оркестров, рытьем окопов на полигонах и перспективой стать генералом — тот идет в армию. К тому же, теперь никому не нужно «косить» от мобилизации, искать блата в призывных комиссиях, давать врачам взятки за «липовую» болезнь, и самое главное, наверное, то, что человек смолоду не приучается к двойной морали.
Другой очень важный фактор заключается в социально-экономической плоскости. Нынешняя профессиональная армия в несколько раз меньше предыдущей, поэтому бюджетные расходы на ее удержание также уменьшились в несколько раз. Доктор Ш. Визели говорит, что до вступления в НАТО в Дебрецене стояло четыре военных части, в которых насчитывалось более 4 тыс. человек. В те времена по городу было тяжело проехать: дороги, заполненные армейской техникой, везде солдаты. Сегодня же в городе — одна военная часть, однако обеспечена она самым современным вооружением. А горожане видят военных только во время праздников, когда те участвуют в показательных выступлениях.
В то же время рядовой венгр не чувствует и присутствия НАТО, поскольку никаких военных объектов на территории страны нет. Не видно также, чтобы по дорогам ездили танки, истребители обстреливали гражданские самолеты, или на жилые дома падали ракеты...
Деньги, которые сегодня Венгрия инвестирует в социальные программы, «съедало» бы вооружение, поскольку надо было бы покупать дорогие самолеты, танки, ракеты. К примеру, сегодня в стране есть только десять военных самолетов. Несколько из них совершает патрулирование воздушного пространства восточных рубежей НАТО, а основная часть служит для обучения пилотов.
Общеизвестно, что страны европейского сообщества особенно ревностно относятся к экологической проблематике и очень жестко требуют от новых членов содружества соблюдать природоохранные меры. Евросоюз предоставил Дебрецену гранды на развитие экологически чистого городского транспорта. На эти деньги уже закуплены троллейбусы «Солярис», которые кроме обычной электрической энергии работают и на биогазе. Мэрия Дебрецена выиграла гранд ЕС в 22 млрд. форинтов на капитальную реконструкцию городских канализационно-очистительных сетей. Эта сумма равнозначна годовой субвенции городу из госбюджета страны! Самостоятельно город таких средств не смог бы наскрести и за несколько лет. На создание единой системы сбора и утилизации бытовых отходов для потребностей города и 42 прилегающих населенных пунктов от ЕС получен гранд в сумме 2 млрд. форинтов, что дало возможность обустроить три современные свалки вместо нескольких сотен, которые существовали до недавнего времени.
Чтобы реально оценить масштабы финансовых вливаний во все сферы городской жизни, нужно сказать, что Дебрецен в течение года собирает 19 млрд. форинтов налогов, получает 9 млрд. коммунальных поступлений, и еще 25 млрд. субвенций из госбюджета. За год на содержание города расходуется 40 млрд., 8—10 — на его развитие. К этому ежегодно выигрывают по 8—10 млрд. грандов. «Это показатель и того, — говорит господин Визели, — насколько мы были отсталыми от европейских стандартов и как остро нуждались в средствах на развитие города». Он выразил мнение, что вхождение Украины в евроструктуры было бы очень уместным, ведь выбраться самостоятельно из плена проблем слишком сложно, да и времени требуется значительно больше.
Когда возвращался из Дебрецина домой, первое, что увидел на украинской территории, — огромный бил-борд, на котором конотопская Ната нас пугает НАТОм...
«ЕСЛИ БЫ МЫ ЖИЛЫ, КАК ШВЕЙЦАРЦЫ, ТО, МОЖЕТ, И НЕ НУЖДАЛИСЬ БЫ В УНИИ»
После обретения Словакией государственной независимости евроинтеграционные настроения ее граждан не были столь ярко выражены, как в соседних с ней Чехии, Польше и Венгрии. Скорее наоборот, по большей части господствовало желание нейтралитета. Однако очень скоро словаки поняли, что нейтральный статус — очень дорогое и не слишком эффективное удовольствие. Взвесив всем обществом плюсы и минусы такого объединения в 2004 году, Словакия стала членом ЕС и НАТО. Не жалеют ли сегодня наши ближайшие соседи, что предприняли такой шаг? Как евроинтеграция отразилась на качестве их повседневной жизни? Эти вопросы мы выясняли во время встреч как с представителями власти — городских управ Пряшева и Бардиева — так и в беседах с рядовыми гражданами.
Руководитель городской управы Бардиева Юрий Попьяк говорит, что подготовительный процесс, а впоследствии и само вхождение его страны в Евросоюз заставили словаков более критически оценить ситуацию, в которой они находились, сравнить ее со стандартами ЕС. Ведь по большинству параметров (развитие экономики, состояние окружающей среды, коммуникаций и систем жизнеобеспечения, деятельность властных структур и в других сферах) они серьезно отставали от западных европейцев. Пришло и осознание, что большинство кардинальных проблем самостоятельно, без коренных общественных изменений, усовершенствования законодательства и переориентации психологии граждан, не решить. «Конечно, если бы мы жилы, как швейцарцы, то, может, и не нуждались бы в унии», — говорит господин Юрий.
Бардиев, хоть и небольшой город (33 тыс. жителей), зато с внушительной историей (первое письменное упоминание датировано 1241 годом) и прекрасным средневековым архитектурным комплексом, который в 2000 году внесен в перечень Мирового наследия ЮНЕСКО. Вхождение в евросообщество открыло городу возможность привлекать крайне необходимые средства как на реконструкцию архитектурных памятников, так и на развитие инфраструктуры города. За эти годы на гранты ЕС был реализован целый ряд проектов — от завершения капитальной реконструкции исторической части — Ратушной площади (ремонт зданий, систем водопровода, канализации, электро- и газоснабжения, связи, мостовой) до строительства общественного туалета. На эти работы город получил грантов на общую сумму 45,7 млн. корун (почти 2 млн. дол.). Все проекты, решение по которым принимал Брюссель, финансируются по схеме: 75% — средства ЕС, 20% — из государственной казны, 5% — из городской. Результатом этого сотрудничества уже сегодня является отреставрированный, красивый, как писанка, центр города, частично отстроены стены и башни древней крепости, построен городской амфитеатр и городской туалет. Город был также участником проектов, реализованных краевым управлением культуры, Словацким агентством дорожного движения и Агентством малого и среднего бизнеса. Совместно с ними в городе достроена и оснащена современными средствами коммуникации городская библиотека, создан туристически-информационный центр с бизнес-центром первого контакта и Польско-Словацкий дом. Два последние служат источником информации для туристов, студентов и предпринимателей, которые стремятся узнать об интересных объектах, а также нуждаются в предоставлении правовой помощи при основании собственного бизнеса в Словакии и Польше.
Это материальная часть преимуществ членства в евросообществе. Но есть и такие вещи, как возможность для молодых людей получать образование в университете того европейского города, который они выберут. Немало юных бардиевцев сегодня учатся в вузах Праги, Мюнхена, Вены, Берлина, Рима. Люди преклонного возраста, как, к примеру, бывшие педагоги Петр и Гелена Кузьмишины, будучи на пенсии, имеют время не только хозяйничать в своей «летней резиденции» в пригородном селе Шаришска Черна, но и каждое лето позволяют себе поехать на отдых в Польшу, Италию, Хорватию. Госпожа Гелена недавно путешествовала и по Закарпатью. Приехала к нам, несмотря на то, что знакомые отговаривали, мол, в Украину ехать не стоит, там сплошная нищета. Наш край ей понравился и приехала бы еще, если бы не «порядки» на таможне...
КАЧЕСТВЕННО НОВУЮ СИСТЕМУ ЦЕННОСТЕЙ НУЖНО НАДЕЖНО ЗАЩИТИТЬ
Административный центр края — Пряшив (93 тыс. жителей) в прошлом году отпраздновал 760-ю годовщину первого письменного упоминания о нем. Несмотря на почтенный возраст, город выглядит хорошо ухоженным. Центр Пряшева — архитектурный ансамбль различных стилей (готика, ренессанс, барокко), без хаоса современной застройки (сравним с Ужгородом). Заместитель городского головы Екатерина Дюрчанская говорит, что вступление Словакии в Евросоюз в общем имеет позитивные последствия. Самое первое — во время подготовки к вступлению была возможность за средства предвступительных фондов «подтянуть» основные сферы жизни города до уровня требований ЕС.
Четырьмя краеугольными камнями, на которых держится евросоюз, является свободное передвижение граждан, капитала, труда и товара. Поэтому со вступлением в ЕС городом более активно заинтересовался иностранный инвестор. Только в этом году в Пряшеве начали свою работу 5 крупных компаний — 2 английские, французская, немецкая и американская. А это — новые рабочие места для горожан (город нуждается в около 1500), поступления в бюджет, решение коммунальных и гуманитарных вопросов. С другой стороны, словаки получили возможность легально ехать работать и учиться в Австрию, Польшу, Германию и другие европейские страны, укреплять культурные, семейные, личные отношения с их жителями. Практическая реализация принципиальных основ ЕС стабилизировала общественные настроения. Люди почувствовали преимущества жизни в новых условиях, удостоверились, что их опасения были безосновательными.
Членство в НАТО, по мнению пани Дюрчанской, содействует как раз экономическому развитию, поскольку инвестор нуждается в надежной защите собственного бизнеса. Пример Словакии подтверждает, что иностранный капитал активнее приходит в ту страну, которая входит в коллективную систему безопасности. «И если в нашей стране уже создана качественно новая система ценностей и общественных отношений, гражданских свобод, то ее нужно надежно защитить от попыток как внешних угроз, так и террористических актов. Эффективнее всего это можно сделать только общими силами стран-членов НАТО, не говоря уже о финансовых выгодах, ведь содержание собственной армии старого образца является в несколько раз более затратным, чем поддержание обороноспособности в рамках Североатлантического альянса», — убеждена пани Катерина.
КОМУ ЭТО НУЖНО?
Основной причиной, замедляющей объективное развитие евроатлантических настроений украинского общества, является деструктивное поведение сегодняшней украинской политической элиты, ее неспособность принимать кардинальные решения и брать на себя ответственность за судьбу страны, поскольку многим нынешняя ситуация является персонально выгодной. Похожая ситуация была несколько лет назад и у наших соседей — словаков, венгров, поляков. Обремененные догмами коммунистической идеологии, они тоже побаивались вхождения в Североатлантический Альянс. Но тамошняя элита превозмогла собственную боязнь возможной потери тех позиций, которые гарантировали ей безбедную и относительно спокойную жизнь и взяла на себя ответственность за завтрашний день страны, честно рассказала своим соотечественникам о преимуществах и проблемах, с которыми придется впоследствии столкнуться. И общество сделало свой сознательный выбор — теперь эти страны являются полноправными членами европейского содружества. Почему же наши руководители, личные финансовые активы которых уже в основном находятся под защитой европейских структур, желают, в лучшем случае, не говорить людям правды? Ответ — на поверхности. Европейские стандарты требуют от органов государственной власти стран-участниц гарантированного обеспечения каждому гражданину безусловной реализаций его общественных прав и свобод А это значит, что чиновники будут вынуждены прежде всего заниматься разрешением ежедневных проблем простых граждан, прозрачно принимать решения, нести персональную ответственность за их выполнение. Сравните с тем, сколько унижений и мытарств нужно претерпеть сегодня, чтобы без «доплаты» решить свой вопрос в ГАИ, ОВИРе, жеке, сельсовете, горисполкоме. О судах и прокуратуре вообще речи быть не может: одни вытирают ноги о президентские указы, другие вот уже почти все время президентства В. Ющенко не могут сказать обществу правду об организаторах его отравления. На что может надеяться в такой стране ее рядовой гражданин? Он, в отличие от Президента, в случае несогласия не может разогнать ту или иную судебную инстанцию.
Утверждению в Украине евростандартов сегодня больше всего противятся те, кто в поте лица «трудится», перекачивая бюджетные средства в собственный карман, дерибанит землю, государственное и коммунальное имущество. Не потому ли именно из властных коридоров, из уст высоких должностных лиц мы чаще всего и слышим: «Мы еще не готовы идти в Европу». Они действительно не готовы, потому что им этого и не нужно. Но это нужно десяткам миллионов украинцев. Какая политическая сила может им это сегодня обеспечить?
P.S. За время пребывания в Дебрецене и Пряшеве мне посчастливилось встретить хороший десяток бывших ужгородцев, которые сейчас живут и работают за границей. Все они — люди самодостаточные, в расцвете жизненных сил. В соседней стране они работают врачами, предпринимателями, спортивными тренерами, педагогами. На мой вопрос, почему они оставили Родину и не ностальгируют ли по родному городу, один из них — Сергей — ответил: «Я просто понял, что моей жизни не хватит, пока украинское общество, сбитое с толку продажными политиками, сумеет осознать, что для нас европейская интеграция — жизненно необходимая вещь. Потому я решил интегрироваться единолично. А относительно ностальгии... Ясно, что она есть. Но когда пройду унизительные процедуры на таможнях, собственными глазами увижу, как уродуется современными реконструкциями исторический центр Ужгорода, как город-парк превращается в мусорник, опять почувствую на себе поборы чиновников — убеждаюсь в правильности своего выбора. Жизнь же дается только раз». Чем ему возразить?