Начало на 1-й странице.
ЛЕОНИД КУЧМА КАК ПРЕЗИДЕНТ
Леонид Данилович подтвердил хорошую отечественную традицию
заявлять о принципиально важных вещах не в каких-нибудь формальных посланиях
к парламенту, а где-нибудь в неформальной обстановке и желательно вообще
в провинции. Возможно, это случается потому, что в такие моменты рядом
не случается надоедливых имиджмейкеров и советников, а возможно — это такая
хитрая тактика. Так или иначе, но в беседе с региональными журналистами
Леонид Кучма сказал достаточно для характеристики его как главы государства.
Начнем с заявления, в котором Кучма объявляет себя виновным
в том, что парламент, «приняв Конституцию под себя», «обвел его (Президента.
— Ред.) вокруг пальца». Это не совсем удачное заявление. Во-первых, получается,
что лучше было бы, если бы Конституция была не «под парламент», а «под
Президента», что не совсем скромно. Во-вторых, все помнят, что именно из-за
давления администрации случилась та самая «конституционная ночь», после
которой все стороны были удовлетворены. А в-третьих, выходит совсем плохо,
— получается, что для того, чтобы понять, что его обманули, Президенту
понадобилось целых два года (вспомним, что до сих пор Президент крайне
остро реагировал даже на намеки о ревизии Конституции).
Ошибались те, кто думал, что Президент не любит парламент.
Похоже, что он просто искренне недоумевает — зачем он вообще нужен. «Никогда
мы не будем иметь успеха, если Президент с правительством будут сами по
себе, а парламент — сам по себе», — сказал Леонид Данилович. «Единство
ветвей власти» возможно, если все — и парламентское большинство (и соответственно
— правительство), и Президент — члены одной партии и выполняют одну программу.
Но Кучма не это имеет в виду. Президент, например, вообще против того,
чтобы кандидат в Президенты выдвигался от партий. Не хочется думать, что
под призывами к единству скрывается желание, чтобы законодатели (и все
прочие политики) делали то, что хочет Президент, но похоже, что именно
это имеется в виду. Подтверждение тому — следующий пассаж: «Сегодня выгодно
практически всем политическим партиям играть на наших трудностях, нашей
беде и тыкать пальцем, забывая, в первую очередь показать на себя». Автор
никогда не мог понять, как партия, не находящаяся у власти, может на что-то
влиять и за что-то отвечать и почему, говоря о трудностях, должна показывать
на себя? Единственная цель партий — борьба за власть. Леонид Данилович
правильно сказал о «наших» трудностях. Действительно, трудности эти — «их»
— Президента и правительства, но никак не оппозиционных партий (а это реально
—все партии, не находящиеся у власти, то есть все, кроме НДП). Неприятно?
Возможно. Но это — основа основ нормально развивающейся страны: есть ответственные
за власть и те, кто хочет заменить их на себя.
И последнее. Зря левые называют Леонида Кучму «демократом»
и говорят о том, что он строит капитализм. Вот пример. Объясняя, по его
словам, «топтание на месте в проведении экономических реформ», Л.Кучма
связал это с «недееспособностью» структуры государственной власти, которая
создана по Конституции. Президент также высказал неудовлетворение, что
в результате принятия «Конституции одной ночи» парламентские силы взяли
на себя всю законодательную инициативу, а ответственность за ситуацию в
стране возложена на Президента и правительство — сообщает Интерфакс-Украина.
Но то, о чем говорит Кучма называется разделением властей! Почему-то вспоминается
формула из Декларации прав человека и гражданина 1789 года. «Без разделения
властей нет конституции» или то, что этого принципа не признают левые...
ПРЕЗИДЕНТ ОБНАРОДОВАЛ ТАКТИКУ АДМИНИСТРАЦИИ
Она состоит в следующем. Во-первых, предлагается референдум
«по экономическим вопросам, а также отдельным положениям Конституции Украины».
Что такое «экономические вопросы» (и как по ним вообще можно проводить
референдум) неясно, а среди изменений Конституции предлагается продлить
право Президента издавать указы, заканчивающееся в июле, еще на 5 лет.
Неясно также, касается ли эта инициатива только права на указы или всех
«переходных положений», в которых содержится, к примеру, очень важная для
властей (исходя из их практики) статья 13 о порядке ареста и содержания
под стражей, прямо противоречащая тому, что сказано по этому же поводу
в самой Конституции. Впрочем, так или иначе, но главное не содержание,
а форма. Иерархия идей выглядит следующим образом. Главное — сам референдум,
прежде всего как отвелекающая трудящихся затея, приподнимающая их в собственных
глазах ( в политическом споре стороны обратились к Высшему Судие — народу,
причем инициатор этого дела — Президент). Удасться затея — можно заодно
попробовать решить «свои вопросы» — продлить право на указы, отменить депутатскую
неприкосновенность. Не удасться — тоже хорошо, понятно, кто в этом виноват.
Кстати, можно прогнозировать, в случае реализации референдума в том виде,
как он задуман, безусловную победу Леонида Даниловича — ментальность наша
такова, особенно, когда речь зайдет о чьих-то привилегиях... А вообще —
затея абсурдная. Мало того, что свою работу сваливают на налогоплатильщика,
ему же, не всегда специально подготовленному, предлагают экономические
законы принимать.
В истории с референдумом есть один принципиальнейший поворот
— впервые в начавшейся президентской кампании речь зашла о институциональной
поддержке нынешнего Президента. То есть от чисто интриганской политики
администрация перешла к «законодательной работе». Хотя идея с референдумом
— тоже интрига, но это не меняет дело — очевидно недоверие Президента своему
окружению (как нынешнему так и любому возможному) и желание помочь себе
на уровне Конституции.
Во-вторых, Президент ясно нарисовал свою линию поведения
по отношению к закону о выборах Президента. Наиболее важным является тезис
о, мягко говоря, неадекватной норме о миллионе подписей, которые должен
собрать кандидат в Президенты. Угадайте с трех раз — кто точно соберет
этот миллион? Автор может с уверенностью назвать лишь двух кандидатов —
Кучму и Симоненко. Таким образом, цель администрации — получить противостояние
коммуниста против Президента — может быть достигнута без лишних усилий.
Нужно сказать, что «проблему миллиона» недооценивают — автор многократно
принимал участие в подобных мероприятиях и со всей ответственностью заявляет
— даже если не «ходить по избирателям», а просто заполнять фальшивыми фамилиями
подписные листы, необходимы очень и очень большие финансовые и организационные
ресурсы, которыми обладают только коммунисты и власть.
Президента многое беспокоит в будущем законе, но есть очевидный
пункт, о котором он никогда не договорится с законодателями — о том, кто
проводит выборы. Парламент предлагает поручить это советам, Президент говорит
об исполнительной власти, заранее обвиняя советы в ...фальсификациях. Таким
образом, Кучма уже готов наложить вето на закон о выборах Президента, чтобы
максимально оттянуть принятие его окончательной редакции. Единственная
разумная тактика всех кандидатов в Президенты — поспособствовать скорейшему
принятию закона. Чем раньше это произойдет, тем в большей степени проявится
неконструктивная позиция нынешнего Президента и ее цель — любой ценой удержаться
у власти.