Государственная комиссия по ценным бумагам сделала новую попытку разрешить давний спор между Национальным депозитарием и коммерческим депозитарием МФС за власть на фондовом рынке Украины. Комиссия поручила Нацдепозитарию в полугодовой срок разработать новый программный продукт для работы рынка в электронном режиме, который бы устраивал МФС. Именно из-за несоответствия в программе, обслуживающей рынок, в прошлом году МФС объявил фактический бойкот правилам заключения сделок (стандарту №1), утвержденным Нацдепозитарием. На сегодняшний день эти правила не соблюдаются всем рынком, потому что именно в «взбунтовавшемся» депозитарии МФС находятся, по сути, все счета частных украинских собственников ценных бумаг.
Госкомиссия провела проверку участников фондового рынка на предмет соблюдения стандарта №1. Как оказалось, практически никто его не соблюдал, и в Комиссии резонно решили, что накладывать штрафные санкции на весь рынок смысла нет. «Поручение Нацдепозитарию разработать программный продукт, который бы устраивал МФС, должно стать компромиссом», — заявил заместитель председателя Госкомиссии Сергей Бирюк. Но реакция на эту инициативу президента МФС Николая Швецова дала повод для новых сомнений: «Я удивлением прочитал вот это решение Госкомиссии — в течении полугода разработать программный продукт. Я считаю его просто непрофессиональным. Либо люди не понимают, что такое программный продукт для депозитарной деятельности, либо это просто блеф. Я не считаю, что у разработчиков этого продукта будет пядей во лбу в 20 раз больше, чем у тех, кто разрабатывал у МФС. Сделать это за полгода просто невозможно». Выяснилось, что МФС уже заканчивает разработку нового программного продукта для украинского рынка своими силами, и затратив на это довольно много времени и средств, явно не в восторге от необходимости в скором будущем внедрять «чужие» программы в свою депозитарную систему. Тем не менее в Национальном депозитарии уверяют, что за полгода справятся, хотя заместителя председателя Нацдепозитария Владимира Ульянова уже сейчас тоже грызут сомнения: «Я не исключаю, что когда мы закончим разработку программного продукта, у нас возникнут сложности с его внедрением из-за противодействия определенных сил».
Суть конфликта двух украинских депозитариев сводится к борьбе за право хранить счета всех украинских акционеров, а также устанавливать правила заключения сделок. Кроме стабильного дохода, это дает еще и определенную власть, а также доступ к информации о перемещении прав собственности на украинские предприятия.
Другим фронтом войны между МФС и Национальным депозитарием стало присвоение ценным бумагам кодов. МФС, принимая ценные бумаги на сохранение, присваивает им одни коды, а Национальный депозитарий — совершенно другие. Это часто приводит к путанице, особенно у иностранных инвесторов, не посвященных в хитросплетения отечественной фондовой войны. Но в этом вопросе, кажется, все-таки намечается компромисс. Президент МФС Николай Швецов заявил, что не будет выступать против кодификации украинских ценных бумаг в Национальном депозитарии, но в тоже время отказываться от своих кодов тоже не намерен. «Нам нужно сохранить коды МФС хотя бы для того, чтобы учитывать внутреннее движение бумаг. Коды Нацдепозитария в основном используются для выхода бумаг на международные рынки, поскольку они соответствуют международным стандартам кодификации», — говорит Швецов. В свою очередь, смягчил свою позицию и Национальный депозитарий. По словам Владимира Ульянова, его ведомство не будет запрещать оборот на рынке тех ценных бумаг, которые до сих пор не получили код Нацдепозитария. Таких бумаг, кстати, на сегодня 90%. В тоже время эмиссия всех новых ценных бумаг, считает Ульянов, должна кодифицироваться по международным стандартам. В целом, это уже похоже на частичный компромисс.
И все же, глобальные причины противостояния двух депозитариев, заложенные в несовершенной структуре рынка, вряд ли позволят добиться прекращения конфликта. «По причинам, которые, на мой взгляд, сводятся к желанию убрать конкурента, все действия Национального депозитария вызывают сопротивление у МФС», — говорит Владимир Ульянов. «К счастью, для нас конкурентами мы их назвать не можем. Они нам не конкуренты. Они для нас головная боль», — парирует Николай Швецов, и судя по этим словам, до окончания противостояния еще далеко .