Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Формула социального благополучия

Средний класс — гражданское общество — возрождение села
1 марта, 2003 - 00:00

К «мозговому штурму» ученых, парламентариев и членов СНБОУ вынудили не только лишь видимые симптомы социальных болезней, угрожающие, по словам заместителя секретаря СНБОУ Валентины Гошовской, как развитию украинского общества, так и евроинтеграции. С одной стороны, презентация постоянно действующего «круглого стола» стала логичным продолжением принятия Верховной Радой в первом чтении концепции национальной безопасности. А с другой — результаты анализа, выводы и стратегии, по мнению экспертов, еще не поздно учесть при утверждении программы деятельности правительства.

Основной же стратегией и одновременно основой основ для социальных реформ в демократической стране должно быть формирование среднего класса. По данным Совета по изучению производительных сил НАНУ, к таковым сейчас можно отнести лишь 12 — 15% населения. И, что внушает оптимизм, 40 — 45% имеют все предпосылки, чтобы туда войти. При условии, разумеется, если поможет государство. В противном случае, по словам научного консультанта президента Эллы Либановой, развитие Украины пойдет по латиноамериканскому сценарию. На Западе, например, фундамент среднего класса составляют наемные, но высококвалифицированные рабочие. Для чего и создается надлежащее количество рабочих мест с соответствующими стандартами. У нас же, по словам Э. Либановой, создающиеся места критериям качества не отвечают и вместе с тем не реализуют инновационные модели. Уже очевидно, что экономический рост, на который указывают цифры, оказался лишь необходимым, но отнюдь не достаточным условием для расширения рядов «средних». Интересный факт: страна, гордившаяся своим образовательным и научным потенциалом, теперь оказалась по этим критериям в хвосте. Если в Украине за последние десять лет количество выпускников вузов увеличилось на 30% и высшее образование у нас получает 36% людей соответствующего возраста, то в восточноевропейских странах, к примеру, в Венгрии и Польше, — все 50%. Кроме этого, 80% украинцев на данный момент работает не по специальности, и основную массу безработных, по данным центров занятости, составляют юристы, экономисты и бухгалтеры. Несмотря на то, что еще пять лет тому назад пережившие великие реформы поляки предупреждали: в переходный период спрос появляется в первую очередь на специалистов в технологических сферах.

Разумеется, мотивация для повышенного предложения на те специальности, на которые уже практически не осталось спроса, ясна — устойчивая установка на финансовое благополучие. И опыт первопроходцев еще раз в этом убеждает. В то время, как большинство юристов получают свыше тысячи гривен, научно- исследовательские институты на грани вымирания, а оклад хирурга лишь на 50 грн. больше, чем санитарки. Эксперты считают, что достичь цели, то есть создать средний класс, позволит решение нескольких задач. Первая: государство должно сделать бюджетные сферы ориентиром для частных предпринимателей. Вторая: решить налоговую проблему с последними. Ведь, согласно официальным данным, большая их половина платит налоги по упрощенной системе, а отсюда вытекает, что занятые на этих предприятиях люди могут рассчитывать лишь на социальную пенсию, а не трудовую. И наконец, третья задача заключается в привлечении к общественно-политической активности широких слоев населения. Скажем, сельская громада должна самостоятельно решать: выгоднее им содержать у себя в населенном пункте школу или проще ездить за несколько километров к соседям.

К слову, именно в сельской местности социальная инфраструктура осталась бесхозной. После того, как из под крыла колхозов в собственность семи миллионов селян перешло 30 млн. га плодородных земель, больницы, школы, детсады остались не у дел. По словам народного депутата Екатерины Ващук, частникам сейчас содержать их невыгодно, а значит, что «испепеление» социальной инфраструктуры происходит параллельно с приватизацией села. Только за последние десять лет 335 сел оказались без школ, 2,5 тыс. — без детских садов, 2 тыс. — без культурно-развлекательных учреждений и 287 — без больниц. А для жителей 1200 населенных пунктов самым ценным подарком на любой праздник является емкость с чистой питьевой водой. На то, что, условно говоря, село покупает, — цены растут, а на то, что производит, — нет.

В итоге, говорит Е. Ващук, сейчас в сельской местности процесс деградации идет семимильными шагами. Людям выгоднее получать социальные выплаты, чем работать — и работать тяжело — себе в убыток. Аграрная сфера в Украине дотаций из бюджета не получает, в то время как Польша по причине возможных рисков в этой отрасли ежегодно подкармливает ее двумя миллиардами долларов. По словам Е. Ващук, уже можно утверждать, что в этом году из- за погодных условий селяне потеряли 5 млрд. грн. Но самое печальное заключается в том, что на сегодняшний день есть все основания говорить, что в стране, входящей в пятерку европейских экспортеров зерна, завтра некому будет заниматься сельским хозяйством. Уже сейчас в 90% сел смертность превысила рождаемость, 8 тысяч малых населенных пунктов из 28 707 мисуществующих в Украине утратили возможность к воспроизведению, а трехсот уже нет на карте Украины. По словам заместителя секретаря СНБОУ, директора Национального института проблем международной безопасности Сергея Пирожкова, нынешний демографический кризис как в сельской местности, так и в городе существенно разнится с тем, что имел место во время голодомора и двух Мировых войн. Тогда он был быстротечен, и как только пик миновал, рождаемость резко увеличивалась. Сейчас же тенденция стабильна — и, за исключением нескольких регионов, со знаком минус. Решить это, считает эксперт, могло бы законодательство, обеспечивающее поддержку семьям с детьми. Но в то же время факт остается фактом: с одной стороны, в прошлом году одноразовая помощь при рождении ребенка была увеличена более чем вдвое, на треть — помощь по уходу за ребенком и на 20% — малообеспеченным семьям. А с другой, по данным Минздрава, общий коэффициент рождаемости составил 8,1 на 1000 человек, а смертности — 15,6. Социологи объясняют это просто: большинству украинцев не хватает уверенности в собственном будущем и материальном достатке.

Впрочем, в Стратегии преодоления бедности значится, что к 2010 году бедными останутся лишь 10 млн. украинцев. Но в то же время в 2002 году она не финансировалась вовсе. В Министерстве труда и социальной политики утверждают, что в прошлом году реальные доходы населения возросли на 21,2%, а зарплата — на 18,2%. Эксперты же понимают, что жить лучше украинцы не стали (возросли тарифы на коммунальные услуги, подорожали лекарства). По мнению главы комитета ВР по вопросам национальной безопасности и обороны Георгия Крючкова, в решении социальных проблем мы зашли в глухой угол, и ситуация в обществе взрывоопасна. «Сейчас главное, — говорит Г. Крючков, — это изменить отношение власти к социальной сфере и следовать Конституции, в которой четко сказано: при принятии новых законов не должны сужаться социальные гарантии». Но на данный момент эксперты не видят в стране комплексных и перспективных стратегий. И считают, что существующая тысяча государственных целевых программ — отнюдь не программно-целевой метод регулирования экономики. Вот, например, чтобы компенсировать льготы, в этом году необходимо 17,2 млрд. грн. — втрое больше, чем заложено на эти цели в бюджете. При том, что 25% производств функционируют в условиях, не соответствующих санитарным нормам и стандартам безопасности, ежегодные убытки бюджета на компенсации «жертвам труда» составляют 100 млн. грн.

Но в любом случае, как считают собравшиеся на «круглом столе», почин решению социальных проблем дан. Диалог планируют активизировать и о результатах информировать. «Если мы сейчас не продвинемся вперед, — говорит В. Гошовская, — и не адаптируем наше законодательство к Европейской социальной хартии, то вполне вероятно, что мы дождемся санкций со стороны Европы».

Оксана ОМЕЛЬЧЕНКО, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ