Десять лет назад железнодорожный полустанок «Кучурган» был мало кому известен, так как служил лишь местом кратковременной остановки поездов, следовавших из ближайших и дальних республик СССР в Молдову. Но в 1991 году госграница между Украиной и Республикой Молдова сделала Раздельнянский район Одесской области приграничным. Следовательно, изменился и статус этой и некоторых других станций.
Немногим более месяца назад министр транспорта Георгий Кирпа и председатель Госкомграницы генерал-полковник Николай Литвин специально выезжали в этот район, чтобы изучить нынешнее состояние дел на пограничных переходах. Увиденным они остались недовольны. За десять лет так и не были созданы приемлемые условия для проведения быстрого и качественного контроля, оставлял желать лучшего и придорожный сервис.
Координатором деятельности всех контрольных служб на кордоне являются Пограничные войска. Именно поэтому их командующий генерал Литвин в прошлую субботу вновь выезжал на украинско-молдовскую границу, чтобы проверить, что конкретно делается на железнодорожной станции «Кучурган» и автомобильном переходе «Кучурган-авто».
Выяснилось, что на станции приведен в порядок перрон, построена специальная крытая площадка для отстоя вагонов и более углубленного их погранично-таможенного досмотра, строится здание для размещения и несения службы пограничных контролеров. Перед пунктом пропуска «Кучурган-авто» выставлен информационный щит, где указаны в том числе и телефоны высокопоставленных должностных лиц Погранвойск. По словам Николая Литвина, на кордоне не должно быть искусственно создаваемых чиновниками проблем, честные люди имеют полное право быстро и без лишних формальностей въезжать в нашу страну и так же легко ее покидать. А если в проволочках и возникновении больших очередей виноваты сами контролеры, об этом можно и нужно сообщать их начальству по указанным телефонам.
Кроме того, внешне малопривлекательные будки, вагончики и лоточки перенесены за ограждение автоперехода. Это, конечно, хорошо (не мешают), но все же создает дополнительные проблемы. Лоточники по-прежнему тянутся к границе, однако располагаются, подобно цыганским таборам или восточным базарам, непосредственно возле дороги межгосударственного сообщения. Как заметил Николай Литвин, «шанхая» на границе быть не должно. Понимать это нужно так: организаторам приграничного сервиса, всегда получавшим большие и быстрые деньги, нужно сделать определенные выводы. Период «времянок» прошел, и тот, кто действительно хочет продолжать свой бизнес рядом с кордоном, должен вести его на уровне европейских стандартов, — чтоб за державу обидно не было. Иначе их место займут другие. Наглядным примером служит тот же «Кучурган-авто»: неужели наши финансовые учреждения столь бедны, что вынуждены располагаться за обшарпанной дверью, на которой приколота бумажка с солидной надписью «Банк»?