Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Глобализация массовой политики

Ставка Буша — безопасность и экономика США
22 февраля, 2003 - 00:00

У глобализации появилась новая форма проявления — глобальная массовая политика. Конечно, политические протесты носят глобальный характер уже не одно десятилетие, как, например, марши протеста против войны во Вьетнаме, ядерного оружия или самой глобализации. Политические трансформации 1989 и 1991 годов в Восточной Европе и бывшем Советском Союзе продолжались многие месяцы и годы и охватили огромную территорию. Но протесты против войны в Ираке носят совершенно новый характер. Около 10 миллионов протестующих вышли на улицы 600 городов в 60 странах мира в установленное время, в назначенный день — 15 февраля — продемонстрировав тем самым, что сегодня стал возможен глобальный подход к массовой политике.

Средства связи и массовой информации давно сделали возможным так называемый эффект подражания, заключающийся в том, что события в одном месте вызывают такие же события в других местах. Известие о свержении короля Луи-Филиппа в 1848 году во Франции было передано по недавно изобретенному телеграфу в Германию, положив начало революции. Телевизионные передачи о падении Берлинской стены подстегнули революционные изменения на территории всего бывшего советского блока. В других случаях протесты, такие, как, например, первомайские демонстрации, превращались в средства общественной мобилизации, как это случилось во Франции 1-го мая 1968 года.

Недавние массовые протесты против планов США в отношении Ирака отличаются тем, что все произошедшее 15-го февраля было спланировано за короткий срок, на определенный день и с явной целью придать задуманной акции глобальный характер. Решение провести массовые протесты 15-го февраля было, судя по всему, принято на собрании активистов Европейского общественного форума во Флоренции в ноябре прошлого года. За девяносто дней организаторам акции протеста удалось привлечь к участию в ней более 5 миллионов человек во всем мире.

Этому феномену можно найти три объяснения:

Интернет сделал возможным быстрое распространение организационных планов во всем мире при минимальных затратах для организаторов.

Проведение массовой акции зависело от того, подхватят ли инициативу местные организации, опираясь на общий глобальный план. Это то, что специалисты по теории сетей называют «самоорганизующим» поведением. По мере того, как каждая организационная единица предпринимала свои собственные действия, информация о действиях на местах передавалась остальному миру посредством веб-сайтов, через которые распространялись глобальные планы и предоставлялась необходимая информация, а также советы, поощрения и поддержка.

Перспектива войны в Ираке — это проблема, обеспокоившая весь мир.

Был и четвертый специфический фактор, повлиявший на масштабы демонстраций протеста — крайняя заносчивость и высокомерие, а также непрофессионализм, проявленный администрацией президента Буша. Министр обороны США Дональд Рамсфелд вызвал всеобщее негодование своим насмешливым презрением по отношению к мировому общественному мнению. Ребяческие нападки Рамсфелда на «старую Европу», несомненно, побудили миллионы людей выйти на улицы 15 февраля.

Действительно, в эпоху средств массовой информации невозможно «работать на публику в своей стране» так, чтобы это не услышал остальной мир. Самодовольная манера Буша может быть хорошо воспринята в Техасе, но не в Париже и Берлине.

Маловероятно, чтобы всемирные протесты остановили планы администрации Буша в отношении войны с Ираком, однако они, несомненно, помогут заранее продумать, какие политические и экономические последствия повлечет за собой эта война, и как это отразится на долговременной безопасности США. Война, скорее всего, неизбежна, потому что США в состоянии провести большую часть военных операций собственными силами, а также потому, что администрации Буша будет нелегко отменить военную мобилизацию.

Более того, неопределенность в отношении этой войны оказывает негативное воздействие на американскую экономику (также как и экономику других стран), вызывая задержки в выполнении бизнес-планов и понижение уверенности потребителей. Если сегодняшнее тупиковое положение продлится еще некоторое время, слабая экономика превратится в угрозу для Джорджа Буша на приближающихся президентских выборах в ноябре 2004 года. Его политические советники могли бы предупредить его, что скоро наступит момент, когда войну надо будет начинать «сейчас или никогда».

Но Америка дорого заплатит за начало войны вопреки мировому общественному мнению. Если действия администрации Буша не будут оправданы (что может произойти, если Саддам Хусейн использует оружие массового уничтожения, что настроит весь мир против него, или если США обнаружат скрываемое ядерное оружие в иракской пустыне), антиамериканские настроения, а также развязанный войной террор приобретут гигантские масштабы.

Американскому народу никто и никогда не говорил о грандиозном финансовом и политическом бремени, ожидающем его в будущем, а также о том, что они не готовы нести его. Соединенные Штаты уже испытывают огромный дефицит бюджета и финансовые затруднения при проведении популярных у народа программ — и это не учитывая предстоящих расходов на войну и ее последствия.

Дешевые и быстрые средства глобальной связи являются частью сегодняшней действительности. Как показали события 15 февраля, люди во всем мире будут использовать их для того, чтобы заявить о своем праве принимать участие в формировании политических решений мирового значения.

Джеффри Д. САКС — профессор экономики, директор Института Земли Колумбийского университета.

Джеффри САКС. Проект Синдикат для «Дня»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ