Теперь, когда мы научились летать по воздуху, как птицы, плавать под водой, как рыбы, нам не хватает только одного: научиться жить на земле, как люди.
Бернард Шоу, английский драматург

Годовщина языковой капитуляции

О попытках общественного сопротивления и восемь советов, как остановить украинский лингвоцид, — от эксперта «Дня»
4 июля, 2013 - 11:03
ФОТО НИКОЛАЯ ТИМЧЕНКО / «День»
КИЕВ. 3 ИЮЛЯ 2013 г. АКЦИЯ ВОЗЛЕ УКРАИНСКОГО ДОМА. ГОДОВЩИНА «МОВНОГО» МАЙДАНА ПРОШЛА НЕЗАМЕЧЕННОЙ, КРОМЕ КАК ДЛЯ ДВУХ ДЕСЯТКОВ ЛЮДЕЙ, СОБРАВШИХСЯ ВОЗЛЕ УКРАИНСКОГО ДОМА В СТОЛИЦЕ / ФОТО АРТЕМА СЛИПАЧУКА

«Не хочется больше говорить об украинском языке. Печаль. Стыдоба. И часто — безнадежность» (Дзюба І. Інтернаціоналізм чи русифікація? / Іван Дзюба.— К.: Вид. дім «Києво-Могилянська акад.», 2005.— С.40) — такие горькие слова написал в 1998 году академик Иван Дзюба в коротком предисловии к переизданию своего эпохального по общественной значимости публицистического трактата «Інтернаціоналізм чи русифікація?». С тех пор прошло вот уже полтора десятилетия, а тональность отчаяния Ивана Дзюбы только усилилась, ведь в независимой Украине периода последних «трех лет» власти Януковича наблюдаем последовательное нагнетание духовного мрака, особенно относительно курса официальной языковой политики и изучения родной истории: «украинская пресса сегодня практически вытеснена из общественного быта», «книгопечатание и книготорговля почти уничтожены» и «даже те интересные малотиражные издания, которые в последнее время появляются, до читателя не доходят. Девятый вал русскоязычной «массовой культуры» заливает руины культурной инфраструктуры Украины» (Там же. — С.32).

В короткой истории новейшего утверждения украинской государственности общественные процессы происходят с маятниковым эффектом — на смену национально одержимому подъему, как правило, приходит нигилистически-равнодушное оцепенение. Следовательно, за справедливым оптимизмом от внезапно добытой и почти стопроцентно всенародно легитимированной независимости в 1991 году наступил период постсоветской кучмовской стагнации, а демократическая помаранчевая победная эйфория за каких-то три года «регионального правления» была кардинально заглушена деградированным и денационализированным неосталинским реваншизмом. Неизменной, правда, на протяжении всего этого периода остается шовинистически агрессивная интервенция хищнически неутомимого «русского мира» на социально-культурные и духовно-религиозные материки политически еще слабоиммунитетной независимой Украины.

В общественно-политическом простое возрожденной украинской государственности последовательно сбываются неутешительные прогнозы Ивана Дзюбы, который больше десятилетия назад предупреждал: «Несомненно: за счет капитуляции в языковом вопросе, за счет украинского языка будут пытаться компенсировать политические и экономические просчеты, социальные беды. Украинским языком будут торговать в предвыборной тягомотине. На украинском языке как эмблеме украинства отразится недовольство многих существующим положением вещей. И то, что не успели доконать царский урядник, московский поп и большевистский комиссар, — довершат родные шаромыжники «общерусскости», компрачикосы «коммунистической идеи» и коновалы «либерализма» (Там же. — С.40).

3 июля исполняется год с тех пор, как 248 (двумястами сорока восемью) депутатскими карточками с нарушением Конституции Украины, норм регламента и процедуры рассмотрения был принят в целом закон «О принципах государственной языковой политики», ставший уже традиционным для нынешней власти продуктом правовых манипуляций и идеологического мошенничества и очередной спекулятивной попыткой Партии регионов вместе с коммунистами спасти собственный обанкротившийся политический рейтинг в канун парламентских выборов. Впоследствии марионеточные органы местного самоуправления на юго-восточных территориях Украины устроили парад регионализации для русского языка, даже не задумываясь над тем, что делают ему медвежью услугу — упрямо стаскивая с постамента «язык межнационального общения» (так он еще продолжал существовать в постсовковом сознании некоторых украинцев) на маргинесы языка нацменьшинств. Монополию установления нового статуса для «языка» «обстоятельно» подорвали местные советы единичных населенных пунктов на Закарпатье и Буковине, удовлетворив таким образом патриотические аппетиты венгерского и румынского обществ, а измаильским болгарам отказали, дескать, Одесская область патент на национальное языковое меньшинство выписывает «только для русских».

Ситуативные группы из научных работников и правительственных чиновников, призванные латать уже подписанный закон, возглавляли по очереди премьер, вице-премьер и экс-президент. Наработали изменения, подали на подпись, и, к сожалению, их труд оказался сизифовым, ведь никто и не собирался совершенствовать сугубо политический «языковой закон». Зато министр образования и науки получил полный карт-бланш на реализацию своих украинофобских стратегий, а глумление над достоинством народа стало лейтмотивом всех образовательных нововведений и реформ: из школьных программ по истории Украины для пятиклассников исчезают фундаментальные понятия «Украинское государство», «Киевское государство», «восстановление государственности», грубо изъяты славные имена Богдана Хмельницкого, Тараса Шевченко, Ивана Франко, Михаила Грушевского, а выпускникам средних школ во время итоговой внешней аттестации запретили упоминать о героико-патриотической деятельности Ивана Дзюбы, Евгена Сверстюка, Ивана Свитличного, вместе с тем из нафталина советской истории вытянули всяческих щорсов и их большевистских сателлитов. Отчитавшись на всероссийском учительском «собрании» о резком сокращении издательских тиражей учебников «на ненужном языке», Табачник получил там очередное задание — навязать украинским школьникам со 2-го по 11-й класс конкурс «Лукоморье», цель которого — превратить прежде всего юго-восточные общеобразовательные учебные заведения в эдакие инкубаторы «любителей русской словесности и культуры». Базовым в его проведении определен Донбасский государственный педагогический университет, а следовательно, лукавое «Лукоморье» будет отбирать лучших среди местных янычар за счет украинского бюджета, в то время как на участие талантливой школьной и студенческой молодежи в международных олимпиадах нынешняя смета не предусматривает ни одной копейки, то есть внешнему имиджу нашего государства нанесен непоправимый вред. На треть сокращено количество бюджетных мест в аспирантуру, чтобы уничтожить молодую украинскую науку, а распределение мест государственного заказа в высших учебных заведениях переведено на тендерный принцип, чтобы в ручном режиме стимулировать лояльных ректоров и наказывать непослушных. Одобрена новейшая образовательная стратегия, согласно которой предложено увеличить количество студентов на одного преподавателя с 12 до 18, что логично приведет к значительному сокращению университетской профессуры, росту педагогической нагрузки, уменьшению академического времени для научной деятельности, а следовательно, к ощутимой интеллектуально-поисковой деградации высшей школы. Появляется закономерный вопрос, каким по количеству и циничной сущности должен быть перечень украинофобских «подвигов» Табачника и его «сотоварищей», чтобы вывести нас из национального оцепенения и безгосударственной апатии? Когда, наконец, он будет отвечать за свои манипуляции и махинации, в результате которых для трех процентов выпускников, изъявивших желание писать ВНО по русскому языку и литературе, печатаются 2/3 от общего количества учебников на этом региональном языке, а в школах ведется безумное давление за тотальное внедрение «русского языка» на правах второго иностранного?

Правда, нынешнюю языковую капитуляцию не надо считать полной, ведь отдельные попытки парламентско-общественного сопротивления все же были. Депутатская фракция «Свободы» последовательно добивается употребления украинского языка с трибуны Верховной Рады и на заседаниях парламентских комитетов. Когорта молодой русскоязычной интеллигенции по принципиальным соображениям стала общаться исключительно на украинском, несмотря на то, что для многих он не является родным. Во Львовском национальном университете имени Ивана Франко в декабре прошлого года создана «Всеукраїнська асоціація викладачів української мови і літератури» с представительством в каждом областном центре, основной целью которой является утверждение государственного статуса и укрепление международного авторитета украинского языка, а историко-филологическое сообщество Гражданской инициативы «Український національно-державний обов’язок» организовало заседание пяти резонансных Всеукраинских научно-практических семинаров «Українофобія як явище та політтехнологія», в работе которых в качестве основных докладчиков приняли участие ученые-гуманитарии из Киева, Ужгорода, Одессы, Луцка, Ровно, Львова.

И этот процесс необходимо продолжать. Среди возможных путей преодоления государственно-управленческой стагнации и скатывания Украины в цивилизационную пропасть неототалитаризма, остановки украинского лингвоцида и недопущения эсхатологии возобновленной государственности можно выделить такие:

•  1. Делегитимизация правовым путем пресловутого закона «О принципах государственной языковой политики» через организацию постоянного общественного наблюдения за деятельностью Конституционного суда Украины. Принятие концептуально нового закона «О порядке применения языков» с четко прописанными в нем организационно-финансовыми приоритетами развития государственного украинского языка.

•  2. Консолидация всех сознательных украинских общественных сил на отвоевание информационного пространства и самое широкое использование правового поля для эффективного противостояния каждому, даже малейшему украинофобскому проявлению как в Украине, так и за ее пределами. Каждый, кто сознательно или нет будет причинять вред украинству, должен осознать, что будет нести за свои действия юридическую (в судебном порядке) или общественно-политическую ответственность (потеря репутации, научно-институционная обструкция, социокультурная игнорация, политический бойкот).

•  3. Мониторинг решений и поступков украинских политиков и правительственных чиновников с целью обеспечения общественного контроля их деятельности.

•  4. Переход к линии мощной национальной атаки в гуманитарной сфере. И если нынешний министр от образования хочет постоянно менять учебные планы школьникам или студентам, стоит провести их изменение таким образом, чтобы максимально увеличить количество часов на изучение украинского языка, литературы, фольклора и истории Украины.

•  5. Инициирование обязательной аттестации государственных служащих на знание государственного языка.

•  6. Внедрение эффективного механизма запрета попадания на украинский культурный рынок откровенной украинофобской кинопродукции (идеология или цензура не является сдерживающими факторами в этом случае, так как и при распространении некачественных или испорченных продуктов, от которых попахивает). Противодействие любым проявлениям языкового кретинизма, например засилья низкопробной московской попсы в заведениях отдыха и эфирном пространстве общественного транспорта.

•  7. Публичный отказ представителей интеллектуальной элиты, в частности западноукраинского региона, от участия в работе Гуманитарного совета при Президенте Украины ввиду абсолютной национальной яловости и полной властной подконтрольности этого совещательного общественного органа.

•  8. Установление обязательной ответственности вплоть до лишения права на гражданство Украины для тех лиц, которые публично называют использование государственного украинского языка проявлением фашизма.

Наконец, окончательная победа возможна только при условии максимальной консолидации всех национально-демократических центров и общественных институций, или, говоря словами Ивана Франко: «Наша аж до границь безхарактерності посунена толеранція хиб та слабостей наших ближніх... мусить уступити місце живішому моральному почуттю і енергійнішій реакції против усякої моральної гнилизни».

Ярослав ГАРАСИМ, доктор филологических наук, профессор, первый заместитель председателя «Всеукраїнської асоціації викладачів української мови і літератури»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ