Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Голод инвестиций — на 100 миллиардов Без осознанной частной собственности на землю утолить его нельзя, считает Леонид Козаченко

8 ноября, 2001 - 00:00


Принятый 25 октября после длительных парламентских баталий Земельный кодекс сейчас находится на подписи у Президента. Принятие этого, безусловно важного для страны документа, вызвало неоднозначную реакцию среди парламентариев. И если левая триада — Компартия, Соцпартия, ПСПУ отстаивали запрет частной собственности на землю, что никого не удивляет, то правые сочли предложенный документ излишне компромиссным. Фермеры также отмечают излишнюю компромиссность документа, а также неудовлетворены неурегулированностью некоторых принципиальных положений (отсрочка механизмов купли-продажи земли, отсутствие отчуждения земли в случае неуплаты кредитов и т. д.). О «жизни по кодексу» — в интервью с вице-премьер министром Украины по вопросам аграрной политики Леонидом КОЗАЧЕНКО.

— Леонид Петрович, какое значение для реформирования и развития сельского хозяйства Украины имеет принятие Верховной Радой Земельного кодекса?

— Самое главное состоит в том, что принятие этого закона является логическим продолжением позитивных тенденций развития АПК нашей страны, продолжением курса реформ, результаты которых характеризуются постепенным ростом. Следует отметить, что законодательство, которое регламентировало систему взаимоотношений в сельском хозяйстве до принятия Земельного кодекса, обеспечивало стабильность развития АПК только до определенного уровня. Если бы Кодекс не был утвержден, развитие сельского хозяйства Украины было бы остановлено. За последние два года в процессе реформирования отрасли в ней произошли существенные трансформации. В частности — смена субъектов хозяйствования. Государственные предприятия, колхозы, совхозы стали частными предприятиями. В сельское хозяйство пришел частный собственник, который не получил землю, но получил возможность руководствоваться в своей работе собственными решениями. Вторым серьезным сдвигом можно назвать тот факт, что, государство, как субъект коммерческой деятельности, ушло с рынка сельскохозяйственной продукции. Теперь государство не обеспечивает поставки ресурсов (минеральных удобрений, семян, пестицидов, топлива) и торговлю продукцией АПК, как раньше. Вместо этого предлагается датирование процентов (от 50% — до 70% от процентной суммы) по кредитам, выданным коммерческими банками, сельскохозяйственным предприятиям. Таким образом, были привлечены значительные кредитные ресурсы, которые пополнили денежное обращение в АПК. Третьим таким фактором можно назвать благоприятное налогообложение субъектов хозяйствования отрасли. Единый налог на землю позволил укрепить финансовое состояние агропромышленных предприятий. Все это обусловило стабильное позитивное развитие, в результате которого мы обеспечили ежегодный рост ВВП в сельском хозяйстве на уровне 10%. Увеличили производство зерновых: в этом году мы собрали более 40 млн. тонн зерна (вместе с кукурузой). Однако без обеспечения села долгосрочными кредитами и инвестициями такой уровень производства остался бы без изменений. Для того, чтобы решить проблему замены устаревшей техники и оборудования для переработки сельскохозяйственных культур, постройки современных объектов хранения продукции и т. п., сегодня необходимо около 100 млрд. грн. Очевидно, что без утверждения права частной собственности на землю на уровне закона, решить эту проблему практически невозможно. Иными словами, было бы невозможно обеспечить дальнейшее развитие АПК. Кроме того, право собственности на землю позволяет решить целый ряд социальных проблем на селе. Гарантировано обеспечить поступление в бюджет собственника нормальную прибыль за счет работы и от сдачи земли в аренду. Принятие Земельного кодекса имеет огромное политическое значение. Украина стремится к тому, чтобы ее признали государством с рыночной экономикой. Говорить об этом, не имея частной собственности на землю и цивилизованного рынка земли, более, чем проблематично.

— Представители левых партий утверждают, что не только утверждение Земельного кодекса, но и сам процесс рыночного реформирования наносит вред нашему АПК. Как вы прокомментируете эти заявления?

— Такого рода заявления базируются на том, что у нас не решена проблема бедности. Нет радикальных изменений в сторону улучшения жизни на селе. Но для того, чтобы их решить, нужно искать пути. Принятие указов Президента — это поиск путей, которые соответствуют требованиям рыночной экономики. Это не означает, что, приняв указ, мы завтра же решим проблему бедности. Главным заданием указов было преодолеть кризис в АПК. И мы его выполнили. Сегодня имеет место позитивное развитие всех отраслей сельского хозяйства. Мы остановили падение поголовья скота. По продукции птицеводства мы существенно превысили темпы, которые были достигнуты два года назад. В целом, мы не имеем в рамках развития АПК ни одной негативной тенденции, которые приводят к снижению производства. Только теперь, преодолев кризис, мы можем говорить о возможностях решения проблем бедности.

— Оппоненты принятия Земельного кодекса неоднократно указывали на социальное положение на селе и плохие стартовые возможности нашего АПК.

— Действительно, это имело место. Но, согласитесь, самое главное было не определить эти стартовые возможности, а остановить падение. Стать на определенной отметке и от нее начинать двигаться вверх. Этот процесс уже обеспечен. Критиковать законы и указы, говоря о проблемах бедности и социальной несправедливости, и ничего не делать для их решения...

— В то время, как левые силы упорно настаивают на возвращении к колхозной системе, многие сторонники принятия Кодекса указывают на его чрезмерно компромиссный характер. Как вы относитесь к отсрочке введения в действие положений о купле-продаже земли до 2005 года?

— Обеспечить сегодня операции купли-продажи земли, не имея для этого инфраструктуры, которая позволила бы осуществлять контроль за рынком земли, регистрацией прав собственности, ценой и качеством земли, нельзя. Не следует забывать также, что есть еще один аспект — образовательный. Не научив людей пользоваться правами собственности было бы поспешно вводить в действие статьи закона о купле-продаже.

Хотя, возможно, пять лет — очень большой срок. Нам следует ускорить работу по организации соответствующей инфраструктуры и осуществлению мер по сокращению промежутка времени, после которого земля будет продаваться. Отсрочку, по моему мнению, продажи земли можно сократить до трех лет.

— Вы затронули болезненную тему — рынок земли. Какие изменения будут происходить в этой сфере после принятия Земельного кодекса?

— Я не могу говорить о том, что в нашей стране существовал рынок земли. Существовал рынок приусадебных участков, где действовала норма, которая позволяла покупать и продавать эту землю. Был и остается рынок аренды земли. Если же говорить о земле сельскохозяйственного назначения, то рынка земли не было. Купля-продажа земли происходила стихийно, без необходимого законодательного регулирования. Был принят закон, запрещающий торговлю земельными паями или, чтобы быть точным, сертификатами на право собственности. Такие сертификаты юристы называли «правом на право». Не секрет, что если существует «право на право», то возникает и «право на лево». Ясное дело, что подобную ситуацию цивилизованным рынком земли не назовешь. Абсолютно закономерно, что Верховная Рада остановила этот процесс. С принятием Земельного кодекса, после его соответствующей доработки, можно будет говорить о создании нормального рынка земли.

— Вы говорите о необходимости доработки Земельного кодекса. Какие, на ваш взгляд, основные недостатки этого документа?

— Сразу необходимо подчеркнуть, что Земельный кодекс — достаточно важный документ, и принятие его во втором чтении абсолютно оправдано. Вместе с тем, в документе есть много узких мест. В первую очередь, в нем не определены приоритеты при разделе земель коммунальной и государственной собственности. Не определено, чье это право — государственное или местное. Открытым, также, остается вопрос, кто будет регистрировать права собственности на землю? Неясно, будет ли это единый орган или нет, а также под чьим контролем (Минюста, Госкомзема и т. д.) эти вопросы предстоит четко урегулировать? Кроме того, как я уже говорил, есть круг вопросов, связанных со сроками реализации Земельного кодекса, а также ограничением прав иностранцев. В общем — около 20 проблем, которые необходимо решать в первую очередь.

— Есть ли у правительства конкретные предложения?

— На протяжении месяца будут разработаны все механизмы реализации Земельного кодекса. Доработаны вопросы, связанные с ипотекой и организацией Земельного банка. На сегодняшний день, по оценкам специалистов, необходимо разработать ряд новых и внести изменения к уже существующим законам (в общей сложности — более 15). Около 20 подзаконных актов (постановлений правительства, указов Госкомзема и Министерства аграрной политики) должны быть введены в действие. Отдельно следует выделить просветительские мероприятия посредством СМИ и государственных органов. В ближайший месяц все эти вопросы будут решены, и на ваш вопрос можно будет ответить более конкретно.

— Какие механизмы реализации положений Земельного кодекса планирует «включить» Кабмин после его утверждения Президентом?

— Первые действия правительства направлены на то, чтобы закончить процесс выдачи земель и, соответственно, земельных актов в частную собственность. Мы планируем сделать это на протяжении двух лет. Следует отметить, что для этой цели привлечены бюджетные средства, «донорские» деньги правительства США и кредиты Мирового банка. Всего на это будет потрачено около 800 млн. грн. Следует отметить, что ликвидность этих затрат достаточно высокая. После передачи и оформления земельных актов плата за землю в бюджет составит не менее 4 млрд. грн. Помимо этого земельные наделы будут упорядочены. Соответственно меньше будет конфликтных ситуаций в отношении прав собственности на землю. Таким образом, решается большой круг проблем государственного значения. А также проблем, которые существуют между субъектами хозяйствования.

— Леонид Петрович, известно, что в данный момент Земельный кодекс находится на рассмотрении экспертной группы, после чего будет передан на подпись Президенту. На какой стадии этот процесс?

— Вероятно, сегодня (позавчера. — Авт. ) премьер-министр Украины Анатолий Кинах подпишет документ о предложениях правительства в отношении подписания кодекса. В ближайшие дни Президент рассмотрит и, скорее всего, подпишет Кодекс.

— Принятие Верховной Радой Земельного кодекса отвлекло внимание от ряда других важных проблем. В какой мере выполнен объем посевных работ озимых культур?

— В этом году Министерство планировало засеять около 8,3 млн. га зерновых. Из них более 7,1 млн. га — озимой пшеницы. Планы посевов выполнены на 98%. Но нельзя сказать, что невыполненные 2% представляют большую проблему. Такое решение было принято сознательно, поскольку в отдельных регионах посеяли больше, чем было необходимо. Кроме того, погодно- климатические условия в этом году достаточно неблагоприятные для посевов. В таких регионах, как Запорожская область, Крым, часть Донецкой, Луганской и Одесской областей за последние четыре месяца практически не выпало осадков. И озимые культуры, которые должны были быть посеяны, просто бы не проросли и мы не получили бы всходов. Более 2 млн. га посевов — повреждены засухой.

С другой стороны, в процессе посевной мы использовали более качественные семена, большее количество минеральных удобрений и средств защиты растений, чем в прошлом году. Другими словами, технологически мы обеспечили посевную лучше и есть все основания говорить о неплохих перспективах урожая в следующем году (естественно, при благоприятных погодных условиях).

— Практика этого лета показала, что наше государство оказалось неготовым к хорошему урожаю. Какие меры приняты, чтобы избежать возможной продажи зерна по демпинговым ценам весной?

— Для того, чтобы избежать негативных явлений на рынке зерна, проведена серьезная работа. В первую очередь, следует отметить, что в следующем году будут обеспечены четкие механизмы работы бирж. Они начнут работать по фьючерсным форвардным контрактам на зерно. Адекватно активизации работы бирж более интенсивно в этом процессе будет задействован банковский капитал. Кроме того, проводиться работа по активизации экспортной политики. Усовершенствуется инфраструктура, которая обеспечивает перемещение зерна. Транспортировка по территории Украины и погрузка в портах значительно улучшится. Построены новые портовые сооружения. Будут запущены в действие новые альтернативные средства транспортировки. В первую очередь — баржи. Все это будет залогом того, что зерно не будет продано по демпинговым ценам.

— Многие экономисты утверждают, что экономического эффекта от принятия Земельного кодекса в ближайшее время ожидать не следует. Как вы считаете, когда утверждение частной собственности принесет конкретные результаты?

— Действительно, нельзя утверждать, что принятие кодекса завтра же повлечет за собой резкие изменения в нашем АПК. А кредиты и инвестиции, как говорится, потекут в отрасль рекой. Тем не менее, я считаю, что уже в следующем году мы ощутим качественные изменения. В первую очередь они будут отображены в обеспечении дальнейшего стабильного развития АПК.

Беседу вел Вячеслав ДАРПИНЯНЦ, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ