На украинском рынке сахара сложилась патовая ситуация. Склады перерабатывающих заводов забиты продукцией, а реализовать ее легально практически нереально. Дело в том, что правительство еще в прошлом году утвердило минимальную цену для продажи оптовых партий сахара, 1370 гривен за тонну, но контроля за выполнением своего распоряжения не наладило. В итоге рынок сахара Украины сейчас делится на две приблизительно равных части: тех, кто торгует в тени, и тех, кто терпит ужасающие убытки из-за невозможности продать товар.
В прошлом году Украина произвела сахара в объемах, приблизительно равных годовому потреблению страны — 1,6 миллиона тонн. Казалось бы, обеспечивайте внутренний рынок и зарабатывайте живые деньги. Но для этого нужно было поставить мощные заслоны на пути импорта. Формально ввозные пошлины на сахар в Украине действуют, но объемы контрабанды достигли фантастических масштабов. В четверг, 14 февраля, Президент заявил, что заработки сахарных контрабандистов уже сравнимы с барышами алкогольных теневиков.
Вице-премьер по вопросам АПК Леонид Козаченко в происходящем винит, естественно не себя. По его словам, «зеленый свет» ввозу сахара дали коррумпированные чиновники. «В прошлом году в Украину нелегально было ввезено почти полмиллиона тонн сахара. Это огромная интервенция, которая привела к падению цен», — говорит Козаченко. Дело в том, что сезон переработки сахара в соседних странах закончился, и и именно компании Молдовы и других стран стремятся сбыть излишки по «бросовым» ценам. Легальные украинские торговцы таким образом оказываются просто на обочине конкуренции. Ведь они, по закону, не могут продавать сахар дешевле, чем 1,37 гривни за килограмм, иначе будут оштрафованы. Реальная же цена на оптовом рынке иногда падает до 1 гривни.
«Сахар лежит. И реализации его я не вижу. Придется искать законные схемы ухода от минимальной цены. Эти схемы уже найдены. Их все знают», — говорит Юрий Поляков, начальник управления группы «Интерпайп», владеющей шестью перерабатывающими заводами в Сумской области. При этом Поляков признает, что реализация по низким ценам может оказаться убыточной для компании, но другого выхода нет. «Когда рыночная цена ниже минимальной, это значит, что рынок не работает. Правительство не понимает реалий рынка. И производители, и торговцы несут убытки, значит срочно что-то нужно менять», — считает Сергей Федоренко, президент крупного сахарного трейдера группы «Укррос». Начальник управления концерна «Укрпроминвест», контролирующего цепочку от выращивания свеклы до кондитерских фабрик, Борис Кренецкий считает, что сама идея минимальной цены на сахар в Украине абсолютно правильна, поскольку дает производителям определенные гарантии рентабельности. Но то, что творится сейчас, на его взгляд, требует срочных мер со стороны правительства. «При таком положении, если оно будет сохраняться, мы не сможем работать рентабельно в свеклосахарной отрасли», — считает Кренецкий, и настаивает на борьбе с импортом.
Возможным сговором таможенников с импортерами сахара уже заинтересовались в СБУ. Вся Одесса сейчас обговаривает скандал с задержанным судном «Монарх», которое привезло в порт 35 тысяч тонн сахара- сырца. Получатель груза, ООО «Пульс», обвиняется в контрабанде. Американская компания «Cargill international SA», которая является отправщиком груза, уже проводит пресс-конференции с протестами против действий СБУ. В Харькове, в офисе учредителей «Пульса» пока проходят безуспешные обыски. Но сам факт одесского скандала одновременно показал как первые попытки государства ограничить ввоз сахара, так и пока слабый эффект от этих попыток.
Чтобы хоть как-то контролировать соблюдение минимальной цены на рынке, Кабмин принял решение ввести лицензирование оптовой торговли сахаром. Законопроект по этому поводу в ближайшее время будет передан на рассмотрение парламента. Те, кто будет спекулировать на низких ценах, окажется без лицензии. Но введение этого механизма требует нескольких месяцев. Тем временем производители, уже было привыкшие работать честно, терпят убытки.