Первая в современной истории Украины волна действительно народного протеста фактически схлынула. В сухом остатке от почти трех недель Майдана, во-первых, назначение третьего тура президентских выборов на 26 декабря, во-вторых, максимально благоприятные для В.Ющенко условия проведения голосования и в третьих, поддержанный Верховной Радой законопроект о внесении изменений в Конституцию Украины. Вот вроде бы и все. Конечно, можно и нужно много и подробно говорить о пробуждении нации, рождении гражданского общества, расширении сферы публичности и других не менее, а может, и еще более приятных для слуха прозападного либерала вещах. Уже написана не одна тысяча страниц на эти и подобные темы, автор этих строк тоже приложил руку к формированию новых исторических мифов. Они необходимы, и с каждым годом все больше и больше. Но хочется обратить внимание и на некоторые другие, вероятно, не такие заметные, но от того не менее важные проблемы.
У многих из тех, кто бывал на Майдане в разгар революционных событий, вероятно, возникало странное чувство дежа вю: мы это где-то, давным-давно, может, даже не в этой жизни, видели, эти чувства испытывали, или, во всяком случае, слышали о них. Откуда же взялось это ощущение?
Бизнесмен, раскрасивший свой автомобиль представительского класса в оранжевые цвета, — колоритнейший образ бурного ноября. Но так ли далек он от казацких старшин, бросающих бархатные кунтуши в грязь, чтобы помочь атаману и народу? Или же демонстрирующих таковое желание?..
Самоуправление, выдержка и толерантность народа, продемонстрированные на Майдане две недели назад, — так ли уж беспрецедентны в нашей истории? Не в Украине ли годами кружило Гуляй-поле — удивительный феномен мировой истории: ведь именно украинцы смогли наладить действительно самоуправляемое общежитие на достаточно большой территории. Управление без урядников, полиции и чиновников. Можно возразить: мол, неотъемлемым свойством Гуляй-поля была агрессивность, направленная вовне. Однако Майдан просуществовал всего 18 дней, а за такой период все самые, как понимаем мы сейчас, страшные и кровавые революции воспринимались современниками как мягкие и бескровные. Кто перелистает публицистику марта-апреля 1917 года, найдет в старых журналах множество до боли знакомых слов, выводов, да и целых текстов. Не спешим ли мы, провозглашая новую эпоху? Может, речь идет лишь об очередном повороте колеса Истории?
Да, вот еще один неуместный вопрос. А под какими лозунгами вихрился Майдан? Их можно достаточно условно разделить на три группы. Во-первых, «так дальше жить нельзя», во-вторых, «Так, Ющенко!», и в-третьих, самовнушение «Нас багато, і нас не подолати!». Конечно, смешно и нелепо требовать от народа формулирования четкой программы, но некоторые акценты и так достаточно очевидны.
В частности, весьма отчетлив и силен, хотя и (благодаря лидерам оппозиции) чрезвычайно смягчен четкий антигосударственный дискурс в народном выступлении. Да, любая революция — это разрыв ткани бытия, это смерть, за которой должно нарождаться что- то принципиально новое. Но этого нового мы пока и не видим.
Тут уместно вспомнить о старых, увы, не нами впервые изреченных мыслях о близости архаики и постмодерна. Об особенностях нашего третьего и четвертого сословий, об их пост- и сверхмодерновости и одновременно удивительной премодерновости, даже архаичности. Ведь давно известно, что демонстративная рациональность и прагматизм лишь скрывают бездну древних страстей. Лозунги и названия молодежных протестных движений также весьма красноречивы — «За правду ! », «Пора ! », «Раздавить таракана ! » (почему не «гадину»? Было бы и историчнее, и намного точнее).
Не столкнулись ли мы с удивительным парадоксом непубличной публичности? Давно известен феномен различных, часто несовместимых видов публичности: в частности, что бунтарская публичность не только не совпадает, но и жестко конфликтует с публичностью буржуазной — и это создаст и уже создает очень серьезные проблемы в функционировании модерновых институтов новой власти. Что фольк, активно эксплуатируемый поп-дивами, — вещь очень и очень непростая, а «дикие танцы» танцуют не только и не столько на свадьбах. Что революции не только сплачивают сторонников, но и формируют оппозицию. И насколько далеко уйдет маятник сейчас, таким же, если не больше, будет и его обратный ход. «Бело-голубые», возможно, — это лишь первые тучки на горизонте, и не дай Боже, нам увидеть пролетарский бунт. И еще очень много вопросов...
Не произошла ли такая желанная и простая для нас всех подмена, не увидели ли мы то, что и хотели увидеть: движение третьего и четвертого сословия за свои права и свободы в обычном народном движении за Правду, оформленном в соответствии с этикетом начала XXI века?
Украина сейчас на распутье. Будет ли благотворный народный порыв, его высвобожденная энергия направлена на решение задач модернизации Украины? Ответ будет очевиден уже очень скоро.