Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Государство на перепутье

14 декабря, 2004 - 20:55
АЛЕКСАНДР ЛИТВИНЕНКО

Первая в современной истории Украины волна действительно народного протеста фактически схлынула. В сухом остатке от почти трех недель Майдана, во-первых, назначение третьего тура президентских выборов на 26 декабря, во-вторых, максимально благоприятные для В.Ющенко условия проведения голосования и в третьих, поддержанный Верховной Радой законопроект о внесении изменений в Конституцию Украины. Вот вроде бы и все. Конечно, можно и нужно много и подробно говорить о пробуждении нации, рождении гражданского общества, расширении сферы публичности и других не менее, а может, и еще более приятных для слуха прозападного либерала вещах. Уже написана не одна тысяча страниц на эти и подобные темы, автор этих строк тоже приложил руку к формированию новых исторических мифов. Они необходимы, и с каждым годом все больше и больше. Но хочется обратить внимание и на некоторые другие, вероятно, не такие заметные, но от того не менее важные проблемы.

У многих из тех, кто бывал на Майдане в разгар революционных событий, вероятно, возникало странное чувство дежа вю: мы это где-то, давным-давно, может, даже не в этой жизни, видели, эти чувства испытывали, или, во всяком случае, слышали о них. Откуда же взялось это ощущение?

Бизнесмен, раскрасивший свой автомобиль представительского класса в оранжевые цвета, — колоритнейший образ бурного ноября. Но так ли далек он от казацких старшин, бросающих бархатные кунтуши в грязь, чтобы помочь атаману и народу? Или же демонстрирующих таковое желание?..

Самоуправление, выдержка и толерантность народа, продемонстрированные на Майдане две недели назад, — так ли уж беспрецедентны в нашей истории? Не в Украине ли годами кружило Гуляй-поле — удивительный феномен мировой истории: ведь именно украинцы смогли наладить действительно самоуправляемое общежитие на достаточно большой территории. Управление без урядников, полиции и чиновников. Можно возразить: мол, неотъемлемым свойством Гуляй-поля была агрессивность, направленная вовне. Однако Майдан просуществовал всего 18 дней, а за такой период все самые, как понимаем мы сейчас, страшные и кровавые революции воспринимались современниками как мягкие и бескровные. Кто перелистает публицистику марта-апреля 1917 года, найдет в старых журналах множество до боли знакомых слов, выводов, да и целых текстов. Не спешим ли мы, провозглашая новую эпоху? Может, речь идет лишь об очередном повороте колеса Истории?

Да, вот еще один неуместный вопрос. А под какими лозунгами вихрился Майдан? Их можно достаточно условно разделить на три группы. Во-первых, «так дальше жить нельзя», во-вторых, «Так, Ющенко!», и в-третьих, самовнушение «Нас багато, і нас не подолати!». Конечно, смешно и нелепо требовать от народа формулирования четкой программы, но некоторые акценты и так достаточно очевидны.

В частности, весьма отчетлив и силен, хотя и (благодаря лидерам оппозиции) чрезвычайно смягчен четкий антигосударственный дискурс в народном выступлении. Да, любая революция — это разрыв ткани бытия, это смерть, за которой должно нарождаться что- то принципиально новое. Но этого нового мы пока и не видим.

Тут уместно вспомнить о старых, увы, не нами впервые изреченных мыслях о близости архаики и постмодерна. Об особенностях нашего третьего и четвертого сословий, об их пост- и сверхмодерновости и одновременно удивительной премодерновости, даже архаичности. Ведь давно известно, что демонстративная рациональность и прагматизм лишь скрывают бездну древних страстей. Лозунги и названия молодежных протестных движений также весьма красноречивы — «За правду ! », «Пора ! », «Раздавить таракана ! » (почему не «гадину»? Было бы и историчнее, и намного точнее).

Не столкнулись ли мы с удивительным парадоксом непубличной публичности? Давно известен феномен различных, часто несовместимых видов публичности: в частности, что бунтарская публичность не только не совпадает, но и жестко конфликтует с публичностью буржуазной — и это создаст и уже создает очень серьезные проблемы в функционировании модерновых институтов новой власти. Что фольк, активно эксплуатируемый поп-дивами, — вещь очень и очень непростая, а «дикие танцы» танцуют не только и не столько на свадьбах. Что революции не только сплачивают сторонников, но и формируют оппозицию. И насколько далеко уйдет маятник сейчас, таким же, если не больше, будет и его обратный ход. «Бело-голубые», возможно, — это лишь первые тучки на горизонте, и не дай Боже, нам увидеть пролетарский бунт. И еще очень много вопросов...

Не произошла ли такая желанная и простая для нас всех подмена, не увидели ли мы то, что и хотели увидеть: движение третьего и четвертого сословия за свои права и свободы в обычном народном движении за Правду, оформленном в соответствии с этикетом начала XXI века?

Украина сейчас на распутье. Будет ли благотворный народный порыв, его высвобожденная энергия направлена на решение задач модернизации Украины? Ответ будет очевиден уже очень скоро.

Александр ЛИТВИНЕНКО, доктор политических наук
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ