Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Готтентотская мораль Владимира Путина

Президент России требует от партнеров соблюдать те нормы, которые он сам не соблюдает
23 сентября, 2020 - 20:19

Владимир Путин выступил с видеообращением на пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН, посвященной 75-летию организации. Он призвал вспомнить о «зафиксированных в Уставе ООН непреходящих принципах межгосударственного общения», а именно — «равенство суверенных государств, невмешательство в их внутренние дела, право народов самим определять свою судьбу, отказ от угрозы или применения силы, политическое урегулирование споров». Тут сразу возникает вопрос, а насколько сама Россия соблюдает эти принципы, аннексировав Крым, оккупируя часть Донбасса, поддерживая диктатора Асада в  гражданской войне в Сирии, не останавливающегося перед применением запрещенного конвенциями ООН химического оружия против мирного населения, и другого диктатора Александра Лукашенко, столкнувшегося с беспрецедентной волной протестов белорусского народа.

Путин ратовал за сохранение права вето у пяти постоянных членов Совета Безопасности ООН, поскольку оно «отражает реальный военно-политический баланс» и представляет собой «тот абсолютно необходимый и уникальный инструмент, который не допускает односторонних действий, чреватых прямым военным столкновением крупнейших государств, дает возможность искать компромисс или как минимум избегать решений, категорически неприемлемых для других, действовать в рамках международного права, а не в зыбкой, серой зоне произвола и нелегитимности». На деле же право вето в руках Москвы становится орудием прикрытия российской агрессии. Наряду с термоядерным оружием, оно стало единственным подтверждением статуса России как великой державы.

Путинская речь явно готовилась для планировавшейся в год 75-летия окончания Второй мировой войны встречи лидеров пяти держав — победительниц во Второй мировой войне (они же — пять постоянных членов Совета Безопасности ООН), похороненной из-за коронавируса и отравления Навального. Путин еще раз повторил свой призыв к созыву саммита «Большой пятерки»: «Рассчитываем провести такую, именно очную встречу в верхах сразу, как только позволит эпидемиологическая обстановка». Но вряд ли он сам верит в то, что его призыв будет услышан. Коронавирус-то рано или поздно уйдет, а факты отравлений никуда не денутся.

Президент России осудил политизированные, основанные не на фактах, а на домыслах попытки произвольно трактовать причины, ход и итоги Второй мировой войны, переиначивать решения конференций союзников и Нюрнбергского трибунала». Но это именно то, чем занимается сам Путин, отрицая роль Советского Союза в развязывании Второй мировой войны, сговор Сталина и Гитлера и советские аннексии, осуществленные благодаря пакту Молотов — Риббентроп. Путин также утверждал, что «идея качественного интеграционного роста, «интеграции интеграций» заложена в российскую инициативу по формированию Большого Евразийского партнерства с участием всех без исключения стран Азии и Европы. Она сугубо прагматична и сейчас становится еще более актуальной». На самом деле идея Большого Евразийского партнерства — это лишь слегка замаскированная идея восстановления СССР. По мнению Путина, «освобождение мировой торговли от барьеров, запретов, ограничений, нелегитимных санкций могло бы стать хорошим подспорьем для восстановления глобального роста, сокращения безработицы». Здесь фактически содержится призыв снять санкции с России, но шансы на это равны нулю в условиях, когда Москве угрожают новые санкции в связи с отравлением лидера российской оппозиции. Путин прямо заявил, что «миссия политики сейчас — прокладывать дорогу торговле, совместным проектам и честной конкуренции, а не связывать руки бизнесу и деловой инициативе».

Очевидно, речь идет прежде всего о проекте «Северный поток-2», реализация которого сейчас под большой угрозой. Еще Владимир Владимирович посетовал на «случаи, когда проявлялся дефицит гуманизма и, если хотите, доброты в отношениях на межгосударственном, официальном уровне». Вероятно, тут ему вспомнился недавний неприятный разговор с Эммануэлем Макрона, когда в ответ на обвинения со стороны французского президента пришлось нести откровенную пургу о том, что, дескать, этот Навальный сам себя отравил.

Также Путин, в пику США, говорил о «центральной координирующей роли входящей в структуру ООН Всемирной организации здравоохранения» и заодно прорекламировал российскую вакцину от коронавируса. И пообещал, что «Россия приложит все усилия к тому, чтобы содействовать мирному, политико-дипломатическому урегулированию региональных кризисов и конфликтов, обеспечению стратегической стабильности». Забыл только добавить что в разжигании многих таких конфликтов, в частности, в Ливии, Сирии и в Донбассе Москва сыграла далеко не последнюю роль. Российский президент говорил о запрете «химического, биологического и токсинного оружия». Но химическое оружие применяют как силы сирийского президента Асада при попустительстве России, так и сама Россия для устранения оппонентов Путина.

Президент России заявил: «Хорошо понимаем, что и вопросы безопасности, и все другие проблемы, которые обсуждает юбилейная Генассамблея ООН, требуют консолидации усилий на основе тех ценностей, которые нас объединяют, нашей общей памяти об уроках истории, о духе союзничества, когда члены антигитлеровской коалиции во имя Победы и мира для всех народов планеты смогли стать выше разногласий и идеологических предпочтений». Но беда как раз в том, что у официальной России и Запада — разная память о Второй мировой войне, и совершенно непонятно, как можно решать проблемы безопасности, опираясь на несуществующую общую память. И издевательством выглядит заключительный призыв о том, что «во взаимосвязанном, взаимозависимом мире, в водовороте международных событий необходимо действовать сообща и опираться при этом на зафиксированные в Уставе ООН принципы международного права». Ведь путинская Россия давно уже следует этим принципам весьма избирательно, а теперь вообще записала в конституцию, что российские законы имеют приоритет над международными обязательствами. И Путин требует от партнеров соблюдать те нормы, которые он сам не соблюдает.

Борис СОКОЛОВ, профессор, Москва
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ