Украина может получить в 2006 году грант правительства США на реализацию программы, направленной на преодоление коррупции. Об этом на днях сообщил директор-распорядитель Программ пороговых стран Корпорации по управлению фондом «Вызовы нового тысячелетия» Кевин Саба. По его словам, Корпорация признала в ноябре 2005 года пять стран пороговыми, которые имеют возможность на получение финансовой помощи для продвижения на пути реформ. Кроме Украины, это Иордания, Молдова, Киргизстан и Индонезия. Корпорация по управлению фондом «Вызовы нового тысячелетия» является американской государственной организацией. Она имеет совет директоров, который возглавляет государственный секретарь США Кондолизза Райс. К. Саба отметил, что правительство США для финансирования программ, которые реализуются фондом «Вызовы нового тысячелетия», предоставило в 2004 году $1 млрд., в 2005 году — $1,5 млрд. и в 2006 — $1,770 млрд. По его словам, фонд осуществляет руководство двумя видами программ — полноправного сотрудничества, а также программ для пороговых стран. На финансирование программ по полному сотрудничеству фонд направляет около 90% всей выделенной ему суммы, пороговых стран — 10%. Таким образом, Украина и остальные четыре пороговые страны могут получить гранты на общую сумму $177 млн. Финансирование программ каждой страны будет зависеть от качества представленной правительством этой страны программы. К. Саба сообщил, что делегация фонда, которая прибыла в Киев из Вашингтона, имела ряд встреч с представителями руководства Украины. В частности, с рабочей группой, разрабатывающей предложения по реализации программы, которая будет финансироваться фондом. Эту группу возглавляет первый заместитель главы секретариата Президента Украины Иван Васюник. На встрече группа представила концепцию программы. По словам К. Сабы, концепция предполагает предоставление полномочий общественным организациям отслеживать случаи коррупции, декларирование государственными служащими своих доходов и расходов, а также мероприятия по борьбе с коррупцией в сфере образования, проведения судебной реформы. «При условии реализации эти мероприятия очень существенно изменят положение вещей в сфере борьбы с коррупцией», — сказал он. Окончательные предложения украинская сторона должна разработать и подать Корпорации по управлению фондом до 15 апреля.
А пока американские эксперты решают, предоставлять ли Украине финансовую помощь, «День» спросил у украинских экспертов: Могут ли помочь гранты вылечить нашу страну от коррупции?
Владимир СТРЕТОВИЧ, народный депутат Украины, председатель парламентского комитета по вопросам борьбы с организованной преступностью и коррупцией:
— Коррупция у нас цветет махровым цветом, как амброзия в херсонских степях. А вот состояние борьбы с ней — никакое. Именно это вызвало желание американского правительства выделить нам огромный, многомиллионный грант на противодействие коррупции. Моя позиция такова: в случае предоставления этот грант не должны использовать государственные институты, его нужно отдать третьему сектору. Если государство не желает бороться с коррупцией, нужно предоставить это право общественным организациям. И провести распределение средств открыто, прозрачно, с привлечением журналистского корпуса, чтобы осуществлялся общественный контроль. Другого выхода я не вижу, потому что за четыре года моего пребывания во главе комитета, к сожалению, ничего не изменилось.
На эти деньги можно сделать сеть по всем районным центрам, куда будут входить люди, не замеченные за эти 15 лет в никаких гешефтах, аферах и не являющиеся представителями власти. С их помощью можно каждого коррупционера выводить из тени. Более всего коррупционер боится света. Прозрачность — это главный залог противодействия коррупции. Нужно создать прозрачные правила принятия управленческих решений, прозрачные правила обсуждения, принять кодекс административных процедур, чтобы каждый чиновник был в рамках закона и не мог выходить за его пределы. Нужно через телевидение, через газеты создать атмосферу нетерпимости к каждому коррупционеру, начиная с председателя сельского совета и заканчивая вице-премьером или президентом.
Евгений ГОЛОВАХА, заместитель директора Института социологии НАН Украины, член экспертного совета Научно-исследовательской фундации «Антикоррупционный комитет «Межа»:
— У многих государств есть положительный опыт преодоления коррупции как массового и всеохватывающего явления общественной жизни. Из их опыта можно вычленить три составляющие преодоления коррупции. Первая — это изменение экономического положения. Опыт и статистика показывают, что нет бедных государств, которые не были бы поражены коррупцией, как нет и богатых государств, которые были бы ею поражены. Чтобы прийти к такому выводу, достаточно сравнить рейтинги уровня жизни разных стран и рейтинги распространенности коррупции. Поэтому одним из фундаментальных факторов преодоления коррупции является повышение уровня жизни населения.
Но мы не должны ждать, когда экономика сама перемелет коррупцию, потому что это может произойти и через 100 лет. Если же мы хотим, чтобы этот процесс шел быстрее, необходимо, прежде всего, вылечить от той же коррупции судебную систему. Это второй важный фактор. И если речь идет о разного рода антикоррупционных вливаниях, то их, прежде всего, следует направить на создание некоррумпированной судебной системы. А также — на создание нового типа журналистики, которая бы серьезно занималась расследованием разного рода антиобщественных явлений, в том числе и коррупционных. А для этого нужны СМИ, абсолютно независимые от власти, формирование целой когорты бесстрашных журналистов и бесстрашных судей.
Ну и третий, тоже очень важный фактор, который зависит во многом и от духовной элиты страны, — это преодоление традиционных ценностей. Наше общество во многом еще традиционно (у нас сохраняются патриархат, кумовство). А в традиционном обществе всякого рода мелкое воровство, даяния высшим чинам считаются небольшим грехом. Формула «уважить начальство» укоренена в системе ценностей украинцев. И ее изменение требует изменения психологии и морали. К этому людей должна готовить духовная часть элиты. Она должна объяснять, что не потому мы плохо живем, что начальство плохое, а потому что мы поощряем начальство работать плохо, давая взятки. Поэтому в тот период, когда у нас будет развиваться экономика, необходимо еще делать все, чтобы люди менялись внутренне. Думаю, в этом должны участвовать все духовные авторитетные источники, начиная от представителей религии и заканчивая средствами массовой информации.
То есть это должна быть очень сложная программа, рассчитанная лет на 30—40. Ожидать в этом деле быстрого успеха просто смешно.
Любые гранты на борьбу с коррупцией могут выполнять двоякую функцию. С одной стороны, позитивную, если деньги будут направлены на один из компонентов вышеуказанной комплексной программы. Но с другой — могут стать маленьким дополнительным источником коррупции, как это у нас происходит со многими грантами. Гранты ведь разворовать очень легко, если нет независимого наблюдательного совета. Значит, должен быть такой совет, который бы контролировал распределение этих денег. Только тогда любой грант может стать одной из подготовительных мер к последующей счастливой жизни без повсеместной коррупции.
Богдан ШКАРАДА, помощник министра внутренних дел во Львовской области:
— Коррупция есть во всех государствах — где больше, где меньше. И в Америке есть, и в Европе. Я много работал с экспертами Совета Европы, несколько лет ездил по свету, и везде эта проблема существует. Задача правоохранительных органов — свести к минимуму коррупционные деяния в государстве. И для этого необходимо провести комплексные мероприятия. Не только правоохранительные органы, но и все другие государственные институты власти должны направить свою деятельность на профилактику и предупреждение коррупции. Борьба должна быть не только с последствиями, но и с причинами. А причин очень много. Возьмем, к примеру, такой аспект, как продажа земли — это очень сейчас актуально. Если ее продавать открыто с аукционов, так, как продавали некоторые объекты государственной собственности, с соблюдением всех необходимых правил — чиновники не нагреют руки на такой продаже. Если упростить процедуру регистрации субъектов предпринимательской деятельности, чтобы не надо было ходить от одного к другому чиновнику за каждой справкой, тогда также очень многие возможности для коррупции сами по себе отпадут.
У нас за этот год сделано многое, но за один год нельзя уменьшить коррупцию. И даже Президент на днях сказал, что один из десяти шагов не выполнен. Он имел в виду именно преодоление коррупции.
По моему мнению, было бы более эффективно, если бы борьбой с этим негативным явлением занимался какой-то один государственный орган. Потому что начинаем мы, правоохранители, а далее дело передаем прокуратуре. Также надо провести реформирование внутренних органов (милиции). Вот на это и нужно использовать грант. Нужно отделить деньги на подготовку профессионалов. Потому что борьбой с коррупцией должны заниматься специалисты, которые прошли соответствующую школу. И не только школу у нас в государстве, но и имеют какой-то международный опыт.
Вообще надо поэтапно, по статьям расписать, как использовать эти деньги. Тогда из этого будет польза. Мне кажется, что у новой власти есть воля преодолеть коррупцию, но нужно еще мужество, чтобы дело довести до конца.
Олег БУТЕНКО, кандидат в народные депутаты от блока «Евгений Марчук — «Єдність», экс-начальник управления уголовного розыска МВД Украины в Донецкой области:
— С помощью грантов коррупцию не победить. Надо начинать с людей, с их моральности. Гранты тут ничем не помогут. Тем более, если они опять осядут в чьих-то нечистых руках. Коррупция — это следствие, ведь каждый чиновник начал использовать свою должность, как личную кормушку.
Выход из ситуации очень простой. Каждый чиновник, каждый человек должен понимать одно: закон — это закон, наказание неотвратимо. Что бы ни случилось, рано или поздно он будет отвечать. Незначительные нарушения, на которые общество и правоохранительные органы закрывают глаза, поселяют в душах наших чиновников ощущение безнаказанности. А когда закон нарушается систематически и на всех уровнях государственной власти, это означает подрыв государственности.