«Невероятно жалкое зрелище» — наверно, так назвал бы то, что происходит с партией «Наша Украина», Ослик Иа, герой известного произведения Алана Александра Милна «Винни-Пух».
• Эта партия, имевшая на момент своего рождения небывалый в Украине рейтинг в 55—60%, а также не просто формальную власть в стране, а в полном смысле народную любовь значительной части населения, за считанные месяцы все профукала, разнообразными «коалициадами» настолько девальвировала не только себя, а ценности, с которыми была связана в народном воображении.
А сейчас эта партия в очередном расколе, а на последних выборах соревновалась за народную любовь с Олегом Ляшко (на самом деле, очевидно, небескорыстно, за то, чтобы оттянуть от оппозиции побольше голосов).
• В украинской истории было немало ситуаций, похожих на нынешнюю. Получив с огромными усилиями победу над внешними и внутренними противниками, Украина потерпела поражение в борьбе сама с собой. В украинской песне XVII века так и говорится: «През незгоду всі пропали. Самі себе звоювали».
В 1658 году гетман Иван Выговский под Конотопом разбил московское войско, так что царь начал эвакуацию Москвы. Однако власть гетмана показалась слишком большой для его конкурентов, которые объединились и свергли его. В результате была похоронена суперамбициозная идея Великого княжества Российского со столицей в Киеве — возобновление Киевской Руси.
В 1667 году, после подписания Москвой и Польшей соглашения о разделении Украины по Днепру, народ поднялся против такого вероломства. Движение против Москвы и Польши возглавил гетман Петр Дорошенко, разбивший войска обоих захватчиков и объединивший Украину по обе стороны Днепра. Однако его конкуренты посчитали, что гетманами кусочков Украины быть лучше, нежели полковниками, и пошли на союз с иностранцами.
В результате Украину захлестнул период, который современники назвали «руиной». Его последствиями стало опустошение огромных территорий, а на Киевщине волков, по свидетельствам современника, «стало в десять раз больше, чем людей».
В 1918 году Владимир Винниченко и другие «деятели» упорно воевали с «бонапартистом» Симоном Петлюрой за полномочия. А когда получили эти полномочия, убежали за границу, вместо того чтобы воевать с большевиками, как это делали украинские повстанцы. Через пятнадцать лет треть населения Украины выморили голодом.
• Сегодня мы имеем приблизительно то же самое. Получив власть в результате победного народного восстания — Помаранчевой революции — представители нынешней элиты бесхозно и бездумно разбазарили то, что было добыто не ими, а украинским народом, по крайней мере теми семью миллионами граждан, которые, по данным социологов, принимали непосредственное участие в событиях Помаранчевой революции.
Мир не глупый и хорошо видит позорный уровень украинской элиты и ее ответственности. «Ваша элита имеет суицидальные наклонности», — говорили иностранные дипломаты в 2006 году, в разгар помаранчевой ссоры. И как в воду смотрели.
К сожалению, эти иностранные дипломаты не всегда хотят понимать нашу ситуацию и представлять, что бы осталось от их собственных народов, если бы, не дай Бог, у них веками выкашивали наименьшие побеги любой элиты и геноцидом уничтожили треть народа.
• Национальные болезни легко не лечатся. Украинская элита хронически безответственна. Этот факт критически обострился специфическим ее отбором в советские времена, когда наверх было вынесено множество безответственных и случайных людей.
И эта суицидальность касается не столько самих представителей «элиты» (себе они как раз при любых условиях «наколядуют»), сколько дела, за которые они берутся.
«Наибольшая аморальность — это браться за дело, которое не умеешь делать», — говорил Наполеон Бонапарт, тот самый, победители которого, боясь его тени, не осмелились отрезать ни один сантиметр территории Франции.
• В настоящее время излечение Украины от постсоветского наследия, которое продолжает угрожать стране смертью, приостановлено. И все из-за безответственности представителей элиты, которые (как бывало десятки раз в истории Украины) оказались недостойными своего народа.
Анализировать фигуру Ющенко особого смысла нет . У нескольких народов есть сказка о царе, у которого все в руках превращается в черепки. Причем до определенного момента этот царь был очень успешным, пока его «эго» не раздулось до невиданных размеров. Кажется, это как раз случай Ющенко.
Каких-то результатов его политики нет, кроме нескольких памятников. Причем Ющенко умудрился дискредитировать даже такие вещи, которые в принципе невозможно дискредитировать.
Все в соответствии с завещанием В.Ленина: «Лучший способ дискредитировать идею — бессмысленным выполнением довести ее до абсурда». Это именно тот Ленин, который сочно и метко называл сторонников Советской России среди так сказать «интеллектуалов» на Западе «полезными идиотами».
Отсюда один выход — найти веру в себе. Рекрутировать новую элиту из числа патриотов Украины, способных срочно разгрести эти конюшни и привлечь к этому наиболее ответственные и работоспособные кадры.
Они среди нашего народа обязательно найдутся.
• Потому что в Украине есть миллионы и миллионы людей, имеющих больше патриотизма и ощущения ответственности перед страной, чем большинство бывших президентов, премьеров, министров и тому подобное. Более того, их концентрация просто на улице наверняка больше, чем в Верховной Раде, Кабмине или Администрации Президента.
Как-то Мать Тереза сказала: «Вера творит чудеса». Даже атеистам и самым упорным реалистам здесь нечего отрицать. Ведь и Рокфеллер признавал, что более охотно нанимал человека с энтузиазмом, чем просто хорошего специалиста.
А что творится в Украине?
• Как свидетельствует социология, огромная часть страны погрузилась в болезненную апатию. Цена безверия — упадок и деградация. Без веры миллионы соотечественников — безвольная толпа. Хотя один маленький солидарный шаг 46 миллионов, который возможен лишь при условии веры, будет означать колоссальные сдвиги общегосударственного масштаба.
Например, как только миллион людей всего лишь три недели померз на Майдане — и власть разбежалась кто куда. Недавние арабские революции назвали «пятничными» — в каждой стране люди переступали через страх после пятничной молитвы.
Тем временем у нас оппозиции (после ряда поражений) доверяют не намного больше, чем власти. Люди боятся разочарования в том, что их стремление к правде и свободе используют очередные «тушки». А политики, которых они изберут, будут создавать видимость борьбы, а не бороться за них на самом деле.
• Политическая каста крайне дискредитирована. Депутат и власть имущий — это сейчас, скорее, клеймо. Хотя до большинства из них это пока не дошло. Эта каста живет по своим правилам, которые имеют мало общего с интересами страны и ответственностью за нее. Если завтра появится информация о людоедах или что-то еще хуже, в ВР никто не удивится. Невзирая на это, общество вынуждено ходить по кругу, в силу нехватки альтернативы. И его волеизъявления становятся все жиже. В сущности, единственное весомое голосование сейчас происходит в стране не раз в два года, как раньше, а раз в пять лет на президентских выборах.
Все это ведет к застою и консервированию отсталости, к снижению конкурентоспособности Украины. Выход из этой ситуации один — задействовать какие-то другие, неполитичные авторитеты.
В Польше 1980-х годов таким авторитетом стала церковь. У нас это пока еще только мечта. В стране множество людей, воспитанных на безбожных принципах, на примере Павлика Морозова и т. д. К тому же часть церквей имеют клеймо советской системы, разделены между собой и заняты взаимной борьбой.
Если общественные авторитеты, профессионалы с активной позицией всего лишь критикуют современное положение дел и не пытаются ничего изменить, не является ли это прятаньем головы в песок? Без готовности взять личную ответственность, чем моральные авторитеты будут отличаться от остальных, кроме прошлых заслуг? Как говорил апостол, вера без дел — мертва.
Кое-кто спросит: зачем авторитетам политика, неужели нельзя оставаться такими себе «моральным гуру», влияя призывами на общество?
Однако позиция самоустранения от ключевой сферы жизни страны — политики, через которую может быть решено 90% вопросов ее бытия, — явно не пересекается с определением «моральный».
• Нужно четко понимать: львиная доля социальных и моральных патологий, которыми переполнена Украина, растет из нынешней власти, ее бесчестия и моральной деградации. Давайте посмотрим: чуть ли не к каждому резонансному преступлению в стране так или иначе причастны представители власти.
Через власть все вопросы решаются намного быстрее, чем через длительные общественные процессы. Неужели гуманно мучить свой народ еще несколько десятилетий или веков, ожидая, пока он «поймет»? Может, давайте пожалеем его сейчас?
В конечном итоге моральный гуру Индии, Махатма Ганди не только призывал к морали, но и писал Конституцию в индийском Конгрессе.
• Если наш народ не будет иметь амбиций реально взять власть, реально вернуть себе страну и стать ее хозяином, то изменений будем ждать веками. Еще в большей степени это касается обществ с фрагментарным информационным пространством, таким как украинское.
Если ты критикуешь и не пытаешься ничего сделать, чтобы изменить положение вещей, это ничто иное, как сотрясание воздуха и чистый мазохизм. Тогда, возможно, пусть те, кто смогут, расслабятся и попробуют «получать удовольствие» от того, что на наших глазах происходит со страной.