На этой неделе Верховная Рада планирует рассмотреть предложенный Кабмином законопроект об особенностях приватизации гиганта связи Украины — «Укртелекома». Президент Украины вчера пригласил участников «круглого стола» журнала «Экономист» принять участие в соответствующем тендере.
По мнению правительства, продажа такого объекта сразу решит многие социальные проблемы: принесет в бюджет сумму с девятью нулями — до 8 миллиардов гривен. По мнению же специалистов, в частности некоторых членов Комитета ВР по вопросам транспорта и связи, акционирование накануне президентских выборов нежелательно, поскольку объект может быть продан за бесценок. Подробностями с «Днем» поделился первый зампред Комитета ВР по вопросам транспорта и связи Олег Шевчук, ранее работавший заместителем генерального директора «Укртелекома»:
— На сегодняшний день «Укртелеком» — одно из самых крупных государственных предприятий Украины. Объединение возникло после распада СССР — согласно закону о связи, «Укртелеком» и «Укрпочта» начали существовать отдельно. «Укртелеком» обеспечивает все виды электросвязи: телефонную, мобильную, сотовую, пейджинговую. Согласно постановлению КМ от 4 января с.г. №1, это объединение, состоящее ранее из нескольких юридических лиц, реформировано в государственное предприятие электросвязи. Областные предприятия электросвязи «Донецктелеком», «Лугансктелеком» и так далее стали одним целым. Раньше все они могли распоряжаться своими прибылями, самостоятельно разрабатывать программы развития и тому подобное. Теперь это филиалы. Основная причина реорганизации — повышение эффективности функционирования национальной системы связи и подготовка к приватизации.
Меняются принципы оценки деятельности: конечно, количество телефонизированных сел — это с социальной точки зрения важно, но сейчас больше нужно ориентироваться на прибыльность, динамику развития.
— Поскольку это стратегический объект, не повредит ли его акционирование интересам государства?
— Тут есть и плюсы, и минусы. «Укртелеком» при правильном подходе может привлечь в Украину очень большие инвестиции. Ввиду нынешнего кризиса в Украине осталось очень мало инвестиционно привлекательных предприятий: только телекоммуникации и магистральные проводы. При правильном подходе спад на фондовом рынке весьма незначительно может повлиять на стоимость акций «Укртелекома». Без приватизации решить проблему бюджетных задолженностей невозможно. Поэтому закон об особенностях приватизации этого предприятия стоит в первой десятке антикризисных мер правительства, об этом идет речь на совещаниях и у вице-премьеров, и у премьер-министра, и у председателя парламента.
Но приход серьезного инвестора приведет к достаточно жесткой рационализации и модернизации предприятия, что повлечет за собой сокращение штата, сокращение темпов телефонизации (там, где нет окупаемости), повышение тарифов (абонплата и внутренние междугородние звонки у нас дешевле, чем даже в России). Хотя по оплате установки телефонов мы уже давно обошли принятые в мире расценки.
Еще одна проблема — сам механизм приватизации. Предложенный закон предусматривает стопроцентную приватизацию при сохранении за государством механизма «золотой акции» (что означает право государства вмешиваться в управление предприятием не приобретая его акций. — Ред). У нас такого еще не было, и в других восточноевропейских странах нет большого опыта. Неизвестно, насколько получится таким образом сохранить интересы государства, в частности государственной безопасности. Но инвесторы умеют считать деньги: если они не будут принимать достаточного участия в управлении предприятием, достичь приемлемой оплаты при приватизации будет невозможно. Очень сложно все это совместить. Я не уверен, что механизм золотой акции — оптимальный вариант. Вероятно, будут и другие законопроекты.
— Какая форма собственности Телекомов других стран СНГ и Европы?
— Нет двух стран с одинаковой формой собственности. Всем известен нашумевший опыт приватизации в России. Там приватизировались областные предприятия Телекома — у государства должны были оставаться 51% акций. Но поскольку Россия очень большая, перед приватизацией «Связьинвеста» попытались собрать все пакеты государства в телекоммуникациях и продать их. Удалось только с третьего раза. Получены лишь незначительные средства, что бюджетных проблем не решило.
В Восточной Европе Телекомы либо приватизированы, либо еще в процессе приватизации. Нельзя сейчас сказать, какой формы собственности они будут: процедура тянется по несколько лет. Везде есть какие-то пакеты акций государства: 51, 25 и меньше процентов. А Франция или Германия вообще по 10—15 лет готовились к приватизации, последовательно решая социальные проблемы.
— Насколько «Укртелеком» завязан в системе национальной безопасности?
— Прежде всего речь идет о мобилизационных объектах. В случае военных действий государство должно иметь под контролем всю сеть коммуникаций. Иначе правительство, парламент, спецслужбы, гражданская оборона не смогут работать. Поэтому при приватизации наши силовые органы должны отстоять статус специальных законсервированных объектов связи.
Второй аспект — действующая правительственная связь (ВЧ, АТС100, АТС10 и так далее). Все эти сети проложены вместе с общими. Когда в одной трубе среди шести кабелей общего пользования лежат три правительственных, очень сложно сберечь их отдельный статус (и разработать механизм защиты информации), а остальные приватизировать.
— На какую сумму можно рассчитывать при приватизации?
Никто еще «Укртелеком» не оценивал. Оценка предприятия, где работают 130 тысяч человек и подключено 9 млн. абонентов, стоит много миллионов. Оценки, которые сегодня даются, базируются на опыте Восточноевропейских стран. Количество абонентов умножают на стоимость одной телефонной линии. Если умножить тысячу долларов (в России одна линия стоит $240, в Чехии больше $1,5 тысячи) на 9 миллионов абонентов, получается 9 миллиардов. Но у нас только 15% цифрового оборудования, и это снижает стоимость до 4—5 миллиардов. Такие расчеты очень приблизительны. С абсолютной убежденностью могу утверждать, что никто в Украине и во всем мире не знает, сколько стоит «Укртелеком». Только при предприватизационной подготовке мы узнаем цену. Стоимость резко уменьшилась из-за создания в 1991 году совместных предприятий UMС и Utel, которые получили самые рентабельные услуги. Таких нюансов очень много.
— Опыт России показывает, что перед президентскими выборами крупные предприятия идут с молотка, деньги тратятся на избирательную кампанию действующего Президента...
— Вопрос даже не в России. Есть конкретный мировой опыт: перед и после таких глубоких для государства потрясений, как парламентские или президентские выборы, продажа крупных пакетов акций не проводится. Конечно, где-нибудь в Латинской Америке могут и не учитывать мировой опыт. Но не хотелось бы, чтобы наша европейская страна это проигнорировала. До выборов год, но я не вижу, как можно было бы успеть провести приватизацию, не повторяя российских и латиноамериканских ошибок.
— В связи с приватизацией «Укртелекома» вы постоянно называете лишь зарубежных инвесторов. Наши не потянут?
— Предполагается, что первый пакет (25 + 1 % акций), который будет продан стратегическому инвестору, стоит 1—2 миллиарда долларов. Я не согласен с этими цифрами, но кто у нас сможет инвестировать такую сумму?
Я считаю, что украинский бизнес в какой-то форме должен участвовать в приватизации. Возможно, какой-то пакет акций (5—10 %) будет продаваться только резидентам. Но он не должен быть значительным, иначе мы не получим ни реальных денег, ни реальных инвесторов. Важнее тут даже не зарабатывание денег украинскими предпринимателями, а передовой опыт работы в таком бизнесе.
— Были уже какие-то заявления западных инвесторов об участии в приватизации?
— Официальных заявлений никто не делал, учитывая состояние нашего рынка, отсутствие нормативной базы. Компании Дойчтелеком, TNT, Франстелеком постоянно удерживают руку на пульсе, в зависимости от ситуации они могут сделать такое заявление, а могут от него отказаться.
Как правило, стратегическими инвесторами выступают компании- операторы (в России пошли по пути работы с «портфельным» инвестором — акции приобрели инвестиционные компании, занимающиеся фондовыми спекуляциями, а не технологией управления). Из операторов прежде всего речь идет о тех, кто имеет опыт работы в Украине, то есть о соучредителях наших телекоммуникационных совместных предприятий.