Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Губернатор Красноярского края собирается приехать в Терны

28 января, 1999 - 00:00

Генеалогическое дерево генерала коренится там же, где и сумского Ивана Ивановича — в Тернах Недригайловского района. Дед Александра Ивановича, Андрей Лебидь, был человеком зажиточным, мастеровитым, имел многодетную трудолюбивую семью. И до сих пор в поселке по улице Буденного стоит добротный кирпичный дом, в котором когда-то жила эта семья. В годы коллективизации Андрея раскулачили, дом отобрали, оставили век доживать в чужой хате в Тернах. А его сыновей, в том числе и отца генерала — Ивана Андреевича — отправили на разные сроки в ссылку.

Терновчанка Галина Красько, как выяснилось, двоюродная сестра генерала Лебедя, еще с детства помнит брата матери, а своего дядю — Ивана Андреевича. После ссылки он воевал во время Великой Отечественной войны, а потом вернулся в Терны. Но впоследствии выехал в Новочеркасск, где в то время уже жили его сестры. Там обжился, завел семью. Пока была жива мать Галины, между семьями велась переписка, а потом семейные связи сами собой оборвались.

Что же касается Ивана Ивановича Лебедя, то он — троюродный брат генерала, поскольку их деды были родными братьями, а родители — Иван Андреевич и Иван Петрович — двоюродными.

Конечно, я не мог не спросить у вахтера, знает ли его родственник о существовании Тернов и о своей родословной. Оказывается, знает. Во время одного из телеинтервью на вопрос журналиста — «Откуда у вас такая фамилия?» — генерал рассказал красивую историю. Он сказал, что есть на Сумщине живописное село Терны. Там неподалеку от дома, где жили его пращуры, было незамерзающее озеро. В нем постоянно плавали лебеди. Наверное, это, высказал гипотезу генерал, и дало их роду такую красивую фамилию.

Терновчане утверждают, что и теперь в тех местах есть водоем, но уже не озеро, а скорее болото. К сожалению, лебеди там сегодня не плавают. А относительно упомянутого уже дома Лебидей, то после раскулачивания семьи в нем была школа, потом клуб, затем — жилой дом. Сегодня в нем, одиноком и заброшенном, никто не живет.

Поэтому генерал хоть и не поддерживает отношений с терновчанами, зато о корнях своих помнит и даже гордится ими. Терновчане, в свою очередь, тоже не надоедают очень занятому и знаменитому земляку. Однако, когда Александр Лебедь победил на выборах и стал губернатором Красноярского края, И. И. Лебидь послал ему поздравительную телеграмму и подписался «... Иван Иванович Лебидь и земляки».

И все же сам Александр Лебедь, говоря о своем украинском происхождении, очевидно, на все 100 процентов не был уверен, что именно Терны являются его малой родиной. А поэтому, когда в прошлом году по инициативе терновского краеведа Анатолия Лисного поселковый председатель послал на имя губернатора Красноярского края приглашение на празднование 350-летия Тернов, тот направил в поселок своего советника Станислава Селивелова. И приказал ему отснять все на видеопленку и установить, действительно ли в Тернах коренится генеральский род. По словам главы Недригайловской райгосадминистрации Михаила Макаренко, советнику показали и поселок, и упоминавшийся уже кирпичный дом, и местных жителей. Но когда Станиславу Филипповичу представили двоюродную сестру генерала Галину Красько, у него развеялось всякие сомнения: настолько эта женщина оказалась похожей на генерала: и внешне, и манерами. Еще из Недригайлова советник позвонил по телефону в Красноярск и сообщил, что Терны, бесспорно, и являются тем поселком, откуда берет начало генеалогическое дерево губернатора. Узнав об этом, генерал пообещал приехать в Терны накануне президентских выборов в России.

Кто знает, сдержит ли Александр Иванович данное слово, ведь всем известна непредсказуемость действий этого политика. Взять, например, хотя бы его решение отказать Украине в принятии Красноярским краем наших ядерных отходов. Кстати, когда я шутя спросил у Ивана Ивановича, почему это его брат так настроен против украинцев, тот вполне серьезно ответил: «Напишу ему письмо. Кого-кого, а земляков он должен выслушать. Иначе в президентах ему нечего делать». А что, может и действительно генерал прислушается к голосу дяди Вани — не чужой же он ему в конце концов.

Сергей ХАНИН, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ