Перед актом самосожжения Василий Макух написал письмо в Центральный комитет Коммунистической партии Украины, где выразил протест против колониального положения Украины в составе СССР и против ввода советских войск в Чехословакию, а охваченный огнем, восклицал: «Хай живе самостійна Україна! Геть окупантів із Чехословаччини»! Возле дома № 27 упал, с него сбили пламя. Получил 70 процентов ожогов (ожог кожи — сильнейшую физическую боль) поверхности тела, что было несовместимо с жизнью. В больнице от медицинской помощи отказался. 6 ноября в 23 часа скончался. Похоронен 14 ноября 1968 года на Клочковском кладбище в Днепропетровске.
Оправдана ли такая жертва ценой жизни? Придирчиво исследуя жизненный путь Василия, могу сделать только один вывод: для Макуха это была не жертва, а применение последнего оружия за свободу своего народа. За вашу и нашу свободу.
Поступок Василия не был следствием психической болезни, эмоционального срыва ни стечением обстоятельств, ни слепым фанатизмом. Василий видел шокирующие последствия оккупации Украины: везде царил упадок, традиционно чистая и аккуратная страна превращалась в помойку, трудолюбивые земледельцы теряли интерес к производительному труду, потому что все у них отбиралось, а самим производителям оставалось полуголодное существование. Отбирался родной язык, уничтожалась славянские культура, церковь, образование. Везде и ко всему стояли огромные очереди. Ввели даже льготы для благонадежных и верных заслуженных — право на получение, покупку чего-то «вне очереди». Люди начали остерегаться друг друга и самих себя. Нормой стали явления, которые не присущи украинцам, и чего Василий с детства никогда не видел на своей земле — доносительство, ложь, воровство, присвоение чужого, зависть и попытка унизить более развитых людей, а не тянуться к их уровню. Частной жизни как таковой уже не было — государственные органы имели доступ в самой грубой форме ко всему, даже интимному. Эта «чума» доминировала на востоке страны, где Украина фактически была уничтожена полностью, на то время уже укоренялась на западе и десантировалась в Европе. Василий, радовавшийся освободительной революции в Чехословакии, болезненно воспринял известие о ввода туда войск «соцлагеря» под рукой Москвы. Имея опыт военной борьбы в составе УПА (Украинской Повстанческой Армии — вооруженная борьба с оккупантами в Украине продолжалась до 1962 года), он понимал: любая вспышка сопротивления в тылу врага будет существенной помощью чешским борцам за свободу.
Василий принадлежал к активным, действенным участникам сопротивления. Освободившись из советских лагерей, он сразу включился в организационную работу сопротивления. С этой целью объездил всю Украину — Донецк, Горловку, Киев, Мелитополь, Крым, Днепропетровск, Львов, Каховку... И это под милицейским и КГБистским наблюдением, работая за копейки (в СССР все работали за копейки), с жестокой регламентации принудительной работы, когда свободных денег и времени было в обрез. Чем дольше искал Василий людей, способных к организованному сопротивлению, тем больше убеждался, что таких уже почти не осталось. Василий понимал, что настал момент применения последнего оружия, личного оружия невероятной силы и сверхчеловеческого чувственного воздействия — акта самосожжения. Восстание в Чехии стало для него сигналом для открытого вступления в войну с врагом.
Протестный акт Василия был осуществлен накануне празднования Октябрьской революции (7 ноября) и Крещатик был переполнен работниками КГБ, внутренними войсками, милицией и сексотами. Свидетелям подвига В. Макуха «объяснили», что «ничего не было» и что они «ничего не видели». Но правду не спрячешь. В газете «Шлях Перемоги» (23.02.1969 г., Мюнхен), уже после подобного подвига чеха Яна Палаха, есть тому подтверждение, нашлись смельчаки в Украине — это Евгений Пронюк, который написал статью «Памяти героя» и передал ее на Запад, это Степан Бедрило, Богдан Чабан Ярослав Литвин, которые собственноручно изготовили листовки-сообщения с фотографией Василия Макуха о его подвиге и распространяли их. За что и были впоследствии арестованы. Но свое патриотическое дело успели сделать, чем засвидетельствовали: «Борьба продолжается».
Василий Макух в истории нашего народа не только жертвенник и достойный человек. Это — личность, которая требует детального, пристального внимания. Вдова героя — Лидия Макух, при жизни свидетельствовала, что ее муж был заведомо готов к самопожертвованию во имя своего народа, а потому готовился к этому срыву много лет.
Василий Макух и его подвиг не забыты. Все больше информации о Герое. В Администрации Президента считают правильным провести торжества к 50-летию подвига Украинского Прометея. В Киеве, на месте самосожжения, и в родном селе Карове будут установлены памятные доски — есть соответствующие решения местных органов власти. В областных музеях Днепропетровска и Львова запланировано сделать специальные экспозиции о В. Макухе. В Донецке уже пять лет функционирует музей «Факел», где главная экспозиция посвящена Герою. Юрий Бурых снял документальный фильм-посвящение «Василий Макух. Вольный сын несвободного народа». Заместитель директора по научной работе музея «Факел» Людмила Огнева упорядочила и издала двухтомник «Василий Макух в воспоминаниях и документах», а затем однотомный сборник «Воин Армии Бессмертных»...
Не все происходит, как хотелось бы, но происходит. Склоним головы — человек отдал жизнь ради нас. Вечная память, вечная слава и дай Бог, чтобы это была последняя жертва. Борьба продолжается, только другими средствами...