Почему мы бедные? — Потому что глупые. — А почему глупые? — Потому что бедные. В каждой шутке, как говорят, есть доля правды. Однако эта шутка и эта доля правды требует некоторых уточнений. Мы — бедные, но не все, и некоторые наши богатые становятся все богаче, в то время как значительное количество бедных постепенно становится все беднее. Это свидетельствует о том, что в Украине существуют значительные перекосы не только в сфере производства, но и в сфере распределения материальных благ.
С другой стороны — действительно ли мы такие уж глупые? Если провести скрупулезную инвентаризацию нашего национального интеллектуального достояния, то можно констатировать, что, хотя по общему уровню культуры (в широком смысле слова) мы и отстаем от многих европейских государств, но ситуация не безнадежна: у нас пока имеется достаточный интеллектуальный потенциал. Вся проблема в том, что используется этот интеллектуальный потенциал крайне неэффективно. Казарменный социализм с одной стороны поощрял развитие интеллекта, прежде всего в тех сферах, где это представлялось правящему классу чиновников жизненно необходимым (например, в военно-технической области), но с другой стороны, старался как можно прочнее опутать интеллект идеологическими путами, а если это не удавалось, то закрывал его в прочную клетку или просто разрушал, так как умные, но не преданные были для системы гораздо опаснее, чем глупые. В конце концов, большинство жизненно важных решений стали принимать персоны и государственные органы, интеллектуально неспособные принимать оптимальные решения, система стала быстро вырождаться, и рухнула. Украина все еще не может освободиться от старых перекосов в сфере функционирования и развития интеллекта, добавив к ним и новые.
В связи с этим возникает много вопросов. Наши политические и интеллектуальные лидеры должны были бы определять тактику и стратегию Украины не только на годы, но и на многие десятилетия вперед, но что они знают об особенностях и возможностях своего народа? А на основании чего они делают выводы о возможных изменениях в политике Китая, России, Германии, США, Польши и других стран и наций, воздействующих на развитие экономической, политической и социальной ситуации либо в отдельных регионах, либо во всем мире? Создается впечатление, что наши влиятельные умы знают в этой сфере мало, и самое опасное — больше они и знать не хотят.
Почему крайне слабо функционируют «мозговые тресты» политических партий, и существуют ли они вообще?
Почему не происходит значительного совершенствования технологических процессов в большинстве отраслей производства? Почему во многих странах с недоверием относятся к нашим дипломам о высшем образовании? Почему даже при беглом знакомстве с работой многих организаций и учреждений бросается в глаза отсутствие продуманности, то есть совершенно не видна работа развитого интеллекта?
Ответ очевиден: в украинском обществе национальный интеллектуальный потенциал крайне слабо структурирован. Недостаточно стимулируются, плохо функционируют и практически почти не координируют свою деятельность отдельные очаги и центры анализа, изобретений и совершенствований. Они не связаны с центрами принятия решений и воплощения этих решений в жизнь.
Оптимальной структуризации национального интеллекта прежде всего препятствует коррупция и вообще низкий моральный уровень общества. Это выражается в простой формуле: высокая квалификация и развитый интеллект в соревновании за лучшее место проигрывают связям, взяткам, закулисной изворотливости, наглости, бессовестности... В результате возникает морально ущербная антиструктура, охватывающая все общество. Неограниченный индивидуальный, семейный и клановый эгоизм преобладает над общечеловеческими и национальными интересами. Поэтому борьба за повышение уровня морали общества и значительное уменьшение коррупции является важным мероприятием, необходимым для «поумнения» нации как единого целого, как хорошо организованной системы.
Украинское общество и государство развиваются по большей части хаотически, что в нынешней ситуации крайне опасно. Время благодушного ожидания воцарения в международных отношениях так называемого нового мышления прошло. Новое мышление оказалось всего лишь разновидностью старого, построенного на эгоистических расчетах основных мировых игроков. Поэтому чем раньше украинцы избавятся от иллюзий о том, что какие-то старые или новые друзья и «братские народы» будут нам помогать из чисто альтруистических побуждений, тем лучше для нас. «Благожелатели» выторговывают у нас за бесценок, забирают, переманивают, перекупают и просто крадут все, что плохо лежит и не находит применения, в том числе и наши интеллектуальные богатства
В Украине до сих пор не научились (или просто не хотят) вовремя достойно оценивать ценные интеллектуальные разработки и идеи, бережно их хранить, достойно оплачивать и своевременно их использовать на практике. Наши производители благ по-прежнему предпочитают получать прибыль за счет крайне низких зарплат наемных работников и всевозможных манипуляций и махинаций, а не за счет совершенствования производства. Талантливый и честный менеджер у нас лишь начинает входить в моду, а вот талантливый изобретатель, исследователь, аналитик, эксперт и ученый — это для большинства украинцев что-то вроде инопланетян: вроде бы они и существуют и кто-то даже их видел собственными глазами и даже про них читал, но все это может быть и просто вымыслом.
Чтобы нашей бесхозяйственностью не пользовались до бесконечности «братья» или «друзья», обществу и государству необходимо менять отношение к носителям ценных знаний и умений, ко всем тем, кто может составить мозговой центр нации, ее интеллект.
В нашей стране не хватает высококлассных специалистов в сфере кибернетики, об этом заявил недавно премьер-министр Азаров. Слишком много хирургических операций и медицинских лечебных процедур наши граждане вынуждены получать за границей, в том числе и в таких маленьких странах, как Израиль, Куба, а в некоторых случаях даже и Беларусь (!). Наши Вооруженные силы оснащены по большей части устаревшим вооружением и техническим оборудованием. Большинство наших селян все еще используют в производстве дедовскую технику и дедовские приемы. И нам не стыдно?
Представители власти правильно утверждают, что нужны реформы, нужна модернизация. Однако как эту модернизацию осуществить?
Сколько бы высококлассных специалистов в области кибернетики не подготовили наши учебные заведения, если их зарплата будет значительно ниже, чем за рубежом, большая их часть там, в конце концов, и окажется. И пенять на слабый патриотизм нашей молодежи не стоит, потому что нормальному человеку свойственно стремление к самореализации, а чувство собственного достоинства многим говорит, что не стоит давать себя обманывать и наживаться на своих знаниях всяким ловкачам и прохвостам, которые, разглагольствуя о патриотизме, сами-то катаются как сыр в масле. И не стоит утешать себя тем, что «прихватив» на Западе новые знания, украинские гастарбайтеры вернутся домой, чтобы строить новую Украину. Гораздо полезнее было бы, если бы лучшие умы с Запада старались перебраться к нам хотя бы на несколько лет и здесь передавали свои знания украинцам.
Особая роль в развитии интеллекта нации принадлежит системе обучения: средней и высшей школе, которые и готовят тех самых политиков и специалистов, которые должны своевременно проводить модернизацию страны или отдельных сфер ее жизни. Ныне от реформы высшей школы ожидают изменений к лучшему. Однако... Если вузовские преподаватели не перейдут в разряд среднего класса по экономическим меркам хотя бы таких стран, как Венгрия, Чехия или Польша, то высоких результатов от реформы ожидать не стоит. Значительная часть лучших умов будет по-прежнему уходить из учебных заведений в примитивный бизнес или уезжать за рубеж, а возможность существования за счет взяток будет привлекать в сферу образования все новых и новых мошенников. В первую очередь должен быть уничтожен сам военно-чиновничий дух большинства учебных заведений с его почитанием чинов, а не реальной научной и преподавательской ценности, дух беззащитности нижестоящих перед вышестоящими «интеллигентами-чиновниками».
В последние годы многие учебные заведения ввели в целях экономии новую моду: на кафедрах несколько преподавателей оформляют на работу лишь на один учебный год; их увольняют в июне, даже не предоставляя им летний оплачиваемый отпуск, а затем вновь зачисляют с конца августа. Принятые на работу таким образом специалисты являются абсолютно социально беззащитными, полностью зависят от прихоти заведующего кафедрой, декана или ректора и поэтому готовы на любые действия по первому слову начальства — лишь бы не потерять работу окончательно. Это является вопиющим нарушением человеческой морали и удивительно, что университетская интеллигенция и профсоюзы молча терпят это безобразие.
Неудивительно, что, согласно сообщениям СМИ, уже появились учебные заведения, где почти весь преподавательский состав дружно вступил в правящую партию. Такого не было даже при коммунистах, и в демократической стране это должно было бы стать предметом разбирательства со стороны соответствующего министерства и вообще стать грандиозным скандалом.
Автономия вузов, естественно, должна сопровождаться повышением их ответственности, однако отнюдь не повышением всевластия университетских единоличных начальников, которые часто превращаются в несменяемых удельных князьков, боящихся лишь своего сюзерена (декана, ректора, министра...)
Понятно, что как можно более быстрыми темпами должна осуществляться замена устаревшей экспериментальной и материально-технической базы учебных заведений. Говорят, что на это нет денег. Значит, все-таки мы глупые, потому что бедные? Однако недавно в Интернете появилось сообщение, что один наш миллиардер обеспокоился положением учащихся лондонских школ и выделил им значительную сумму денег. Видимо, у нас не хватает ума, чтобы заставить наших миллиардеров и миллионеров заботиться в первую очередь не о зарубежных школьниках и студентах, а об украинских. Ведь до сих пор большинство украинских вузов используют в своей работе компьютерную технику, постоянно отстающую на одно-два поколения от современных образцов.
Большой бедой советской высшей школы была всеобщая и всеобъемлющая унификация, а также напичкивание учебных курсов идеологическими и прочими бесполезными для специалиста предметами. Пора, наконец, прекратить навязывать студентам предметы, совершенно не связанные с их будущей деятельностью. Все общеобразовательные предметы будущие специалисты должны изучить в средней школе.
Университеты и академии в принципе должны быть своеобразным трамплином для самореализации одаренных людей. И ученый, и преподаватель, и студент должны иметь возможность проявить все свои лучшие качества и таланты. Использовать для достижения этого можно самые различные и нестандартные методы. Например, принципиальное значение для Украины имеет обучение будущих специалистов иностранным языкам (прежде всего английскому), поскольку культура владения иностранными языками у нас пока находится на низком уровне, хотя в последние годы положение значительно улучшилось, и выпускники многих (особенно«элитных») средних школ уже неплохо владеют английским. Однако большинство вузовских кафедр все еще применяют дедовские методы обучения иностранным языкам: нудное чтение и перевод, прерывающиеся лишь объяснением грамматики и выполнением упражнений из учебника, написанного двадцать или тридцать лет назад.
Преподаватели-носители языка, учебные и художественные фильмы на изучаемом языке, эффективное использование Интернета и прочие активные формы освоения языка и коммуникации на нем — все это остается недоступным для многих кафедр иностранных языков: отчасти из-за их бедности, отчасти из-за неподготовленности преподавателей, а часто просто из-за рутины. Да и чего греха таить — для многих вузовских преподавателей иностранных языков общение на этом языке осложнено лишь по одной причине — они владеют им в недостаточной мере. Против этого недостатка существуют различные средства, в том числе и такое: преподаватели должны показывать студентам преимущества владения иностранным языком на собственном примере.
Обучаясь в шестидесятые годы на немецком отделении в Алма-Атинском институте иностранных языков, я привык к тому, что большинство преподавателей не только во время занятий, но и на перемене разговаривали со студентами на немецком. В те времена там было несколько преподавателей из волжских немцев, прекрасно владевших языком, и они задавали тон. Это стимулировало развитие навыков мышления на изучаемом языке. После двух курсов я перевелся в Днепропетровский госуниверситет и с удивлением обнаружил, что иностранный язык у нас заканчивается вместе со звонком. По старой привычке я стал общаться с преподавателями на немецком и во время перерывов, но сразу же заметил неодобрительные взгляды однокурсников и удивление большинства преподавателей — и перешел на русский.
Неофициальное общение преподавателей иностранного языка в вузе не на преподаваемом языке должно стать дурным тоном и показателем низкой квалификации соответствующих специалистов; тогда с кафедр быстро исчезнут те, кто попал явно не на свое место. Это же касается и средних школ. Подобный подход помог бы и в освоении украинского языка в школах с украинским языком обучения в юго-восточном регионе. Общение преподавателей во время перемены не на украинском языке должно рассматриваться как свидетельство несоответствия их квалификации необходимым требованиям или как нежелание способствовать учебно-педагогическим целям этой школы.
Поскольку высшие учебные заведения имеют две основные задачи — подготовку специалистов и развитие науки, то среди многих формальных критериев оценки работы учебных заведений качество знаний, полученных студентами, и реальные достижения в научной работе (публикации, внедренные разработки и открытия) должны быть на первом месте, и руководство вузов и министерства должны всемерно способствовать проявлению неординарности мышления и реализации таланта. Сейчас же во многих учебных заведениях серенький преподаватель или доцент, ничем не приметный, послушный и непритязательный, не пользующийся авторитетом у студентов, ценится начальниками гораздо выше, чем талантливые и неординарные личности, которые могут лишь доставить хлопоты своей активностью и своими идеями. У преподавателей и ученых должен, наконец, исчезнуть страх проявления инициативы, желание не высовываться, стремление промолчать и тихо пересидеть до очередного прохождения по конкурсу или до выхода на пенсию.
Оптимальную структуризацию и развитие национального интеллекта нужно начинать с системы образования и заниматься этим постоянно и добросовестно — как это делают нации, добившиеся наибольших успехов в цивилизационном развитии и живущие не за счет продажи своих природных богатств, а за счет интеллектуальных достижений.