Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Хельсинки пока что не стали Мюнхеном

Лишь дальнейшее развитие событий, в том числе в Украине и в Сирии, покажет, кто же в действительности выиграл от встречи Трампа и Путина
17 июля, 2018 - 19:00
ФОТО REUTERS

Как и ожидалось, первая полноформатная встреча Дональда Трампа и Владимира Путина в столице Финляндии завершилась без каких-либо конкретных результатов и сенсаций не принесла. Противоречия между двумя странами слишком велики, а их позиции мало в чем совпадают. Слова Путина о том, что встреча прошла «в откровенной и деловой атмосфере» в переводе с дипломатического языка на общечеловеческий означают, что ни о чем договориться не удалось.

Но и Путин, и Трамп вовсю будут использовать пропагандистский эффект от самого факта их встречи. Российский президент демонстрирует соотечественникам и своим сторонникам на Западе: вот, дескать, глава крупнейшей державы мира разговаривает со мной на равных, значит, ни о какой изоляции России в мире и речи быть не может. Трампу же важно было продемонстрировать своим оппонентам в Америке, утверждающим, что он чуть ли не является российским агентом и действует в интересах Путина: вот, мы встретились с российским президентом, и ничего сногсшибательного не случилось, каждый остался при своем мнении, но Путин, оказывается, не какое-то чудовище, а обыкновенный человек, с которым, по крайней мере, можно разговаривать.

Выступление Путина на пресс-конференции было построено по принципу «за все хорошее против всего плохого» и свелось к простому изложению официальной российской позиции по основным вопросам мировой повестки дня, без каких-либо уточнений, в чем именно она совпадает с американской позицией (некоторые уточнения прозвучали в ответах на вопросы). По поводу Украины российский президент заявил: «При обсуждении внутриукраинского кризиса обратили внимание на важность добросовестной реализации минских договоренностей. Соединенные Штаты могли бы решительнее настаивать на этом и настраивать украинское руководство на эту работу». Из этого пассажа можно только понять, что никакого сближения позиций сторон здесь не произошло, и Россия и США по-прежнему различным образом трактуют минские соглашения.

И, разумеется, Путин категорически отрицал российское вмешательство в американские выборы. Трамп этот ритуальный вопрос Путину задал, хотя иного ответа, конечно же, не ожидал. Действительно, невозможно представить себе, чтобы Владимир Владимирович заявил американскому президенту нечто вроде следующего: «Видишь ли, друг Дональд, скажу тебе, как на духу: да, вмешивались мы в Ваши выборы, но совсем чуть-чуть, и денег больших не потратили, и все исключительно в твою пользу». По поводу же выдачи американскому правосудию 12 сотрудников российских спецслужб, подозреваемых во вмешательстве в выборы в США, Путин сослался на российско-американский договор 1999 года, позволяющий американским прокурорам допросить этих лиц в России. Толку в этом мероприятии, ясное дело, не будет никакого. Разведчики, знающие, что их не выдадут, ни в чем признаваться не будут. Путин же намекнул, что если даже и будет доказано, что некий ресторатор (имелся в виду не названный по имени Евгений Пригожин) действительно вмешивался в выборы в США, то Россия, дескать, тут ни при чем. Вон у вас Сорос много куда вмешивается, так при чем здесь американское государство? Сорос, замечу, не создает ЧВК, в отличие от Пригожина, чьи «вагнеровцы» воевали на Донбассе, а потом в Сирии под командованием штаба российской группировки.

Трамп на совместной пресс-конференции заявил, что «у нас был открытый продуктивный диалог, очень хорошо прошел этот диалог». Можно понять, что договориться не удалось, раз диалог был открытый, но сам Трамп испытывает от этого диалога куда большее удовольствие, чем Путин, а продуктивность, вероятно, сводится к тому, что президенты изложили друг другу свои позиции по основным вопросам международной политики, включая двусторонние отношения. Владимиру Владимировичу, как настоящему диктатору, никому ничего внутри страны доказывать все равно не надо. Пропаганда давно уже убедила основную массу российского населения в том, что «фюрер всегда прав». Трампу же требуется убедить американскую публику, что он не агент Кремля.

Выступление президента США также изобиловало благими пожеланиями и прописными истинами, вроде того, что «дипломатия лучше, чем война» и «лучше сотрудничать, а не воевать. Судя по всему, американскому президенту показалось, что Путин готов поддержать его диалог с главой Северной Кореи. Во всяком случае, Трамп заявил следующее: «В прошлом месяце с Ким Чен Ыном я обсудил вопрос денуклеаризации Северной Кореи. И сегодня я уверен, что Президент Путин и Россия хотят также закончить эту проблему и готовы работать с нами над этим вопросом. Я благодарю их за это». Путин же, в свою очередь, поблагодарил Трампа за налаживание диалога с северокорейским лидером. Упомянул Трамп и обмен любезностями по поводу несостоявшегося теракта в Петербурге, который помогла предотвратить ФБР (Путин об этом не говорил — у российских спецслужб собственная гордость!) По поводу же Сирии американский президент лишь заметил, что «это очень сложный вопрос» и намекнул на необходимость ухода Ирана из Сирии. Украину же он вообще не упомянул, что, скорее всего, свидетельствует о том, что разногласия в этом вопросе столь глубоки, что ничего хорошего вообще сказать нельзя. Путин же признал, что по Крыму позиции сторон остаются диаметрально противоположными. Из ответов обоих президентов на вопросы журналистов о Сирии можно понять, что общность позиций пока что сводится к признанию интересов безопасности Израиля и необходимости сотрудничества в гуманитарной сфере.

Отвечая на вопросы журналистов, Трамп назвал Путина «хорошим соперником». Путин же заверил журналистов, что Россия готова сохранить украинский транзит энергоносителей, «в случае урегулирования спора между хозяйствующими субъектами в Стокгольмском арбитражном суде». Фактически это означает, когда рак свистнет. Трамп на данный пассаж никак не отреагировал.

Замечательным было следующее высказывание Путина: «Никому нельзя верить. С чего Вы взяли, что Президент Трамп мне доверяет, а я ему в полной степени доверяю?». Эти слова вроде как должны были убедить американскую аудиторию, что Трамп — не российский агент. На самом деле, высказанные в такой форме, они скорее разожгут еще больше страсти в Америке: раз Путин так явно пытается убедить нас, что не доверяет Трампу, значит, им обоим есть что скрывать. А Путин ничего просто так не говорит. По всей вероятности, он сейчас заинтересован в том, чтобы в США Трампа продолжали критиковать по «русскому вопросу», что, по замыслу Кремля, должно ослабить его позиции на дальнейших переговорах.

Создается впечатление, что мы присутствуем в начале большой игры с неясными целями и непредсказуемым результатом. Один из наиболее жестких критиков Трампа, сенатор Джон Маккейн, уже назвал пресс-конференцию Трампа «позорной» и обвинил его в «самомнении, ложной лояльности и сочувствии к диктаторам», утверждая, что «президент Трамп оказался не только неспособен, но и не пожелал противостоять Путину». Однако лишь дальнейшее развитие событий, в том числе в Украине и в Сирии, покажет, кто же в действительности победил в Хельсинки (если там вообще были победители).

РЕАКЦИИ

Министр иностранных дел Германии Гайко Маас в интервью группе изданий Redaktionsnetzwerk Deutschland (RND) заявил, что Вашингтон и Москва, даже после саммита президентов, должны продолжать переговоры. «Мы не можем позволить тишину между Москвой и Вашингтоном относительно Сирии, Украины, контроля над вооружением и его сокращением», — цитирует его слова DW.

«За всю историю нашей страны американцы никогда не видели президента США, который поддерживает американского противника так, как Дональд Трамп поддержал президента Путина», — написал в Twitter лидер демократов в сенате Чак Шумер.

«И вот что интересно: мир день и ночь обсуждал (и все еще продолжает) мероприятие, которое даже нельзя назвать событием. Речь идет о встрече лидеров государств, которые не имеют полноценных отношений. Речь о встрече, которая ничего не может изменить ни в отношениях России и Америки, ни в мировой политике, — написала в Facebook российский публицист Лилия Шевцова и добавила: — Так что надежды одних, что саммит «Трамп-Путин» приведет к разрядке, вряд ли оправдаются. При системной враждебности любая разрядка завершится очередным взаимным раздражением. Как бывало не раз. А страхи других, что Трамп все продаст Путину, тем более не обоснованы — американский истеблишмент дезавуирует все жесты президента, которые не вписываются в жесткий курс относительно России. Как он это делал до сих пор».

«Президент США не нанес прямые убытки Украине. Но он опозорил США всего через несколько дней после того, как оскорбил большинство наших ближайших союзников», — отметил в Facebook старший сотрудник Атлантического совета США, управляющий партнер Myrmidon Group LLC Адриан Каратницкий.

«Я более 30 лет наблюдал американско-советские пресс-конференции президентов, иногда лично. Впрочем, я никогда не видел ничего настолько плохого и неприятного, как выступление Дональда Трампа», — написал экс-посол США в Украине Стивен Пайфер.

«Президент Трамп потерял возможность привлечь Россию к ответственности за вмешательство в выборы в 2016 году и предостеречь относительно будущих выборов. Этот ответ президента Трампа будет восприниматься Россией как знак слабости и создаст больше проблем, чем решит», — отметил сенатор Линдси Грем.

«Удивительная пресс-конференция во многих аспектах. Трамп не сказал ни одного слова относительно действий России против Украины. Ничего», — так отреагировал на встречу экс-премьер-министр Швеции Карл Бильдт.

КОММЕНТАРИИ

«МЫ ДОЛЖНЫ ОСОЗНАВАТЬ, ЧТО КОНСОЛИДИРОВАННАЯ ПОЗИЦИЯ США НЕ ИЗМЕНИЛАСЬ. АМЕРИКА СОЛИДАРНА В ПОДДЕРЖКЕ УКРАИНЫ»

Александр МОЦИК, бывший посол Украины в США:

— Следует осознавать, что Путин является большим манипулятором современности. Манипуляциями Россия занимается не первый год и в этом достигла определенных успехов. При этом весь мир знает, кто виноват в трагедии сбитого над Донбассом Боинга рейса МН-17. Все знают, что Россия напала на Украину и оккупировала часть ее территорий. Нидерланды прямо говорят о том, чтобы Россия взяла на себя ответственность за крушение Боинга. Эти требования поддерживает весь мир — США, и Великобритания, и в целом Европейский Союз и НАТО. Суть этих претензий заключается в том, что российской власти обязательно придется отвечать за это преступление, которое она осуществила. Мы должны немножко подождать, ведь сейчас продолжается активный анализ того, что произошло.

Мы должны осознавать, что консолидированная позиция США не изменилась. И здесь очень мощный голос имеют Госдепартамент, Пентагон и разведывательное содружество.

Америка солидарна в поддержке Украины. И потому исполнительная власть там не может внести серьезные коррективы. США — это не Россия с ее авторитарным укладом. Американцы осознают, что Путин — это оккупант. Он оккупировал часть украинских территорий и проводит деструктивную для мировой безопасности политику. Американцы четко понимают, что Россия задействована не только в бомбардировках Сирии, но и в кибератаках по всему миру. Все знают, что Москва пыталась вмешаться в выборы в США, Франции, Германии. А это крайне важный показатель, который не может оставить в покое мировое содружество. Поэтому считаю, что победные реляции, звучащие из Кремля, далеки от действительности. США не могут проигнорировать разрушенную Россией систему безопасности в мире, не могут проигнорировать оккупацию украинских территорий и спонсирование мирового терроризма. Все понимают, что война на Донбассе — это не внутренне украинский конфликт. Это агрессия РФ против Украины.

Борис СОКОЛОВ, профессор, Москва
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ