Экономика Украины — хронически больна. Этот факт не поддают сомнению ни специалисты, ни один рядовой гражданин. И если энергетика — кровь экономики, то ТЭК — именно та система, которая разносит смертельную угрозу по всему ее организму.
Банально говорить, что лечение любой болезни — от гриппа до самых тяжелых — требует точного диагноза, всестороннего обследования всего организма и взвешенного отбора лекарств по самой первой врачебной заповеди: «Не навреди!» Я все более убеждаюсь — сегодняшние политические шаги относительно решения проблем ТЭК — ни что иное, как политическое шаманство, ничего общего не имеющее со здравым экономическим смыслом.
ОБЩЕЕ СОСТОЯНИЕ
На фоне общего роста промышленности в этом году производство электроэнергии уменьшается. Вместе с тем растет потребление топливных ресурсов: за 1 квартал в условном измерении 54,4 млн.т, что на 2% больше, чем в прошлом году. То есть из все большего количества топлива мы получаем все меньше конечной электроэнергии.
А среди топливных ресурсов все большую часть занимает самый дорогой и в экономическом, и в политическом смысле природный газ. Его потребление возросло за 5 месяцев на 9%. Причем, не в быту украинцев, и не в промышленном химическом синтезе, что было бы оправданно, а на теплоэлектростанциях, где с не меньшим успехом горели бы значительно более дешевые национальные энергоносители — от угля до мусора. Отпуск газа энергетикам, как и отпуск электроэнергии потребителям, относительно своевременности оплаты конкретными субъектами контролировать нелегко. Отсюда возникают текущие задолженности. А уже наша бесконтрольность превращает их в бессрочные неплатежи. Как следствие, растут долги перед Россией — за «голубое» и перед шахтерами — за «черное золото». В этом году долг за импортируемый газ возрос на 3,5 млрд.грн., а по оплате труда шахтеров — на 80млн.грн. Это — 99%(!) всех невыплаченных за 5 месяцев зарплат в ТЭК и треть(!) невыплаченных зарплат по всей промышленности страны.
В еще худшем состоянии экономические отношения энергокомплекса с потребителями: промышленными, аграрными, транспортными предприятиями, коммунально-бытовой сферой, населением. Запутанность внутренних проблем ТЭК не дает возможности увеличить производство энергии для других отраслей экономики и бытового потребления, снизить затраты на производство, предложить доступные цены. Именно высокие цены и тарифы делают промышленность не конкурентоспособной, а населения выстраивают в очереди за субсидиями для оплаты электричества, газа, воды и отопления. В итоге промышленность оплачивает лишь 40%, а население 80% потребляемых энергетических услуг. Дабы компенсировать эти свои потери, поставщики энергии завышают ее себестоимость и цены. По новым ценам неплатежей становится еще больше, а попытки отключать должников — все чаще. Круг замыкается: доходы ТЭК постоянно падают, производство электроэнергии уменьшается, а ее себестоимость возрастает.
ЭНЕРГОПРОИЗВОДИТЕЛЬ — ХОЗЯИН, НАЕМНИК ИЛИ ХОЛОП?
Административное давление органов госуправления на всех участников топливно-энергетических отношений, что в особенности проявилось в последние месяцы, привело к фактическому огосударствлению энергорынка. Не скрывается диктат предприятиям методов и порядка расчетов за потребленные ресурсы, административный передел рынков газа, угля и электроэнергии, игнорирование прав предприятий всех форм собственности относительно их воспроизводства и развития. Налицо попытка решить все проблемы сугубо силовыми, откровенно неэкономическими методами. Подобные подходы истории известны. И их последствия предугадать нетрудно: «пожарная» мобилизация ресурсов, игнорируя экономические условия воспроизводства, возможно, и позволит разово погасить проблемы (хотя и это сомнительно), но не предотвратит их новое возникновение в значительно более острых формах.
И в довершение, правительством образована очередная монопольная хозяйственная структура — коммерческое предприятие «Энергорынок», подчиненное Секретариату Кабмина(?) — этакий «Госплан» в ТЭК. Итак, вырабатывать и транспортировать энергию будут одни, а получать и делить деньги — другие. Это решение, вопреки известной истине, что холопский труд еще никогда и нигде не был продуктивным, как бы отменяет манифест Александра II 1861 года и восстанавливает крепостничество в одной, отдельной отрасли.
ЗАПРЕТ КАК АДМИНИСТРАТИВНАЯ «ПАНАЦЕЯ»
Под реформаторскими флагами фактически происходит ликвидация отдельных рыночных элементов системы производства, оборота и потребления энергоресурсов, которые постепенно вводились с 1995 года. А поскольку без рыночных механизмов и экономической мотивации субъектов хозяйствования ТЭК не в состоянии накопить капитальные средства для восстановления и перевооружения, подобные «реформы» рисуют очень сумрачную перспективу.
Нынешняя сверхэмоциональная дискуссия — приватизировать или реприватизировать облэнерго? — отражает разногласия между интересами самостоятельного развития предприятий (что особенно выражено у приватизируемых объектов) и обязательствами выполнять хозяйственные расчеты даже в ущерб собственному финансовому и техническому состоянию. К последнему административно принуждают государственные облэнерго. Подобная дискуссия — бесплодна: не платить зарплату, не ремонтировать и не модернизировать оборудование, передающие устройства, — значит завтра уничтожить саму энергосистему.
Особое неприятие вызывают у некоторых членов правительства немонетарные средства расчетов и платежей как такие и отнюдь не методы их эмиссии и применения, допускающие спекулятивную или демпинговую подмену стоимостного значения платежно-расчетных документов. Отмена применения ликвидных долговых ценных бумаг, безусловно, еще больше ухудшит общее состояние задолженности предприятий комплекса. Вместо налаживания общих и специальных финансовых предпосылок эквивалентности оплаты товаров с помощью расчетно-долговых средств, правительство избирает самый легкий «реформаторский» путь — запрет.
Убыточные расчеты возникают не из-за использования векселей или взаимозачетов. Согласие на убытки фактически дают руководители государственных предприятий, абсолютно безответственные перед собственником (государством) за финансовые результаты деятельности. В то же время именно частные и приватизируемые предприятия полностью ориентированы на положительные финансовые результаты деятельности, выступают дебиторами в отношениях с участниками рынка и всеми возможными методами (отсрочки, скидки) стараются переориентировать на себя общие доходы энергокомплекса.
О СИМПТОМАТИКЕ БОЛЕЗНЕЙ ТЭК
Самая тревожная ситуация — в газовом секторе.
Постоянно воссоздается дисбаланс между поставкой газа и его оплатой: на следующий осенне- зимний период — от 4,2 млрд.грн. до 5,7 млрд.грн. К подобному избыточному спросу побуждает наличие разных цен отпуска, а следовательно, и возможности его спекулятивных перепродаж. Векселя, которые «ходят» здесь при расчетах, не имеют материального подкрепления и не могут использоваться в отношениях с российскими поставщиками. Главный посредник в торговле, НАК «Нефтегаз Украины», перестает быть реальной коммерческой структурой: правительство непосредственно распределяет газ, вмешивается в ценообразование. Сама компания обросла вторичными посредниками, не обладающими имущественными комплексами, адекватными объемам сделок.
Другой «оголенный нерв» — угольная промышленность. В мае производство угля в Украине упало в сравнении с апрелем на 8,4%. Поскольку, в отличие от газового сектора, продукция здесь — дискретная, сложностей по контролю за использованием и оплатой товара нет. Проблемы отрасли — в волевом диктате производителю со стороны потребителя и правительства, поддерживающего последнего относительно цен, условий продажи и оплаты. Это — следствие искусственной монополии из-за неразгосударствления системы и существования отраслевых распределительных объединений.
Если угольную отрасль не реструктуризировать и не приватизировать, ее состояние кредитора энергетики и металлургии, должника перед шахтерами, убыточность и аварийность не изменятся. Отрасль будет требовать все больших дотаций и инвестиций из бюджета.
И совсем особый характер проблем в электроэнергетическом комплексе. Первая — отсутствие реальных, обязательных к выполнению договорных отношений между производителем энергии, ее передатчиком и потребителями. А поскольку производитель здесь не персонифицирован, ответственности перед ним не существует вообще. С другой стороны, генерирующие компании не в состоянии инициировать санкции против недобросовестных потребителей. Главный же недостаток в том, что продуктивно работают — одни (производственные и инфраструктурные предприятия), а распределяют деньги — другие.
Вторая проблема — неконкурентное ценообразование на продукцию. Цена оптового рынка усреднена для всех потребителей, но дифференцирована между производителями соразмерно затратам на ее генерацию. Это — прямой соблазн не уменьшать, а повышать себестоимость электроэнергии. Соответственно, возрастают и цены для потребителей, а следовательно, падает реальная платежеспособность последних.
И третья проблема. В единой, технологически неделимой системе производства, передачи и потребления электроэнергии действуют по разным правилам и с различными целями субъекты хозяйствования: государственного, частного, смешанного государственно-частного и государственные, переданные в управление частным лицам. Известно, что одни из них работают на приумножение капитала предприятия, а другие — на потери и растранжиривание капитала. Одни стремятся в расширению объемов производства и услуг и, следовательно, — к снижению цен, другие — к возрастанию цен через убытки. Между такими участниками возникают искривленные соглашения, доходы идут к заинтересованным лицам по взаимному согласию (точнее — сговору) сторон.
Итог известен: дисбаланс потребления и оплаты электроэнергии, уменьшение ее производства, недостаток средств для оплаты оптовых поставок материалов, топлива, для выплаты зарплаты, для внесения налогов в бюджет (у предприятий различных форм собственности — разные долги).
И в совсем критическом состоянии — финансовая система ТЭК. Возрастают кредиторская и дебиторская задолженности предприятий. (На 1 апреля 2000г. в ТЭК сконцентрировано 58% просроченной задолженности перед бюджетом всей промышленности. Треть общей суммы просроченной кредиторской задолженности в промышленности приходится на электроэнергетику.) Не накапливаются отчисления для осуществления капиталовложений, нарушены текущие и сезонные запасы топлива и оборудования. Не имеют кредитных ресурсов в необходимых объемах коммерческие банки, обслуживающие комплекс. Приостановлены международные кредиты. Финансовая необеспеченность потребителей ТЭК (и из-за невыделения бюджетных средств) не дает возможности осуществить масштабные фьючерсные операции, на что ориентируется правительство.
ЕСТЬ ЛИ РЕЦЕПТЫ ДЛЯ ТЭК?
Безусловно — есть. И первая предпосылка — нормальные рыночные отношения между всеми субъектами комплекса. А для этого нужно отменить распределительные функции правительства, Минтопэнерго, структур подобных «Энергорынку», «Укрэнерго», «Нефтегаз Украины», иных государственных холдинговых компаний, относительно товарного и платежного оборота. Предоставить предприятиям ТЭК реальные права собственника своей продукции: с прямыми договорами купли-продажи, условиями их обязательного выполнения, непосредственного получения платы за поставленную продукцию, выбора рынков продажи продукции и т.п. Ввести саморегулирующие рычаги распределения топлива и энергии между потребителями в зависимости от их платежеспособности, условий оплаты продукции, гарантий погашения платежных задолженностей.
А рыночное ценообразование на общенациональных конкурентных рынках топлива и энергии обеспечить путем создания аукционно-биржевых механизмов их продажи, перехода к договорному ценообразованию на оптовых рынках, установления единых взаимосогласованных цен конечной реализации топлива и энергии и бюджетных дотаций убыточным предприятиям угольной области по единым ставкам на одну тонну отгруженного угля. Нужно, в конце концов, дать право предприятиям увеличивать или уменьшать договорные цены, в зависимости от видов оплаты продукции и иных обстоятельств (сезонных, время-пиковых, региональных и т. п.).
Еще одной предпосылкой экономического оздоровления является системная коммерциализация предприятий ТЭК. Нужно разделить вертикально интегрированные государственные компании, перевести отраслевые объединения на самофинансирование за счет предоставления производственных услуг и сделать невозможным безоплатный отпуск продукции бюджетным организациям.
В конце концов, время перейти к активной приватизации отделенных предприятий ТЭК (кроме стратегических объектов транспорта, водо- и газохранилищ, атомных и гидроэлектростанций, общей производственной инфраструктуры). Осуществлять расчеты между участниками ТЭК всеми законными способами — деньгами, платежно-долговыми документами и опционами, путем прямых срочных зачетов между предприятиями. Достоверность немонетарных документов в расчетах с участием государственных субъектов должна подтверждаться Министерством финансов Украины, а долговые документы частных компаний гарантироваться их имущественными ликвидными ценностями.
Это — не «общая гигиена». Любое оздоровление должно начинаться с чистоты. Оздоровление же ТЭК — с чистоты рыночной, экономической. Иначе главная жизнетворная отрасль превратится в подобие «хосписа», в котором тихо усопнет вся экономика Украины.