Чем бы ни завершились выборы президента Украины, сторонам политического противостояния придется искать общий язык. Так можно кратко выразить настроения представителей команд двух кандидатов в президенты, народных депутатов Украины Игоря Шкири (фракция «Регионы Украины») и Иосифа Винского (фракция СПУ), с которыми общался корреспондент «Дня».
— Политическая реформа, за пару недель до выборов принятая в «пакете» с правками к избирательному законодательству, хоть и собрала рекордное количество голосов — более 400, однако была неоднозначно оценена экспертами. Ваше мнение по поводу внесенных в Конституцию изменений, а также «пакета» в целом?
— Весь «пакет» комментировать не хотелось бы. Ибо ни я сам, ни наша фракция не были инициаторами других, кроме политреформы, «пакетных» документов. Что же касается политической реформы, то это событие, которое давно назрело. Пожалуй, основная коллизия вокруг реформирования Основного Закона была связана с законом о выборах. Мажоритарщики не хотели сдавать завоеванные позиции, и у них были на то свои резоны. Ведь многие из них, наверное, человек 150, интенсивно работали в округах и пользуются там несомненным авторитетом. Но барьер, связанный с переходом к пропорциональной системе, уже позади. Хотя определенные проблемные моменты, такие, как императивный мандат, остались. Жаль, что столь важное решение, как внесение изменений в Конституцию, принималось под давлением ситуативных факторов, стало предметом торга. Тем не менее, это решение принято. Другое дело, что на этом редактирование Конституции вряд ли закончится. В первую очередь, я думаю, реформированию будут подвергнуты взаимоотношения центральной и региональных властей.
— Одобрение политреформы снизило напряжение в сессионном зале. Поспособствует ли политическая реформа достижению элитами взаимопонимания после президентских выборов?
— После выборов — да. До этого в любом случае страна и парламент останутся разделенными на две части, одна из которых за Виктора Ющенко, другая — за Виктора Януковича. Но мы должны понимать, что после президентских выборов такой жесткий раздел не должен существовать. Мы — одна страна, и должны строить общее, единое будущее. Общение с депутатами из других фракций показывает: мы едины в понимании того, что после выборов две противоборствующие стороны должны направить усилия на унификацию позиций, на сглаживание тех разногласий, которые обострились во время выборов. Думаю, народ от нас этого как раз и ждет. Люди уже устали от противоборства. Простых граждан в первую очередь интересует благосостояние, стабильность, здоровье, работа, семейные дела. Политика далеко не на первом месте.
— Каковы, по-вашему, исходя из этого, шансы Виктора Ющенко, если он станет президентом, найти общий язык с населением Восточной Украины, и в частности — Донбасса?
— Сегодня Донбасс находится на экономическом и моральном подъеме. В этом большая заслуга Виктора Януковича, а также региональной элиты, бизнеса. За эти годы на востоке страны люди впервые почувствовали какую-то экономическую, финансовую стабильность. И благосостояние там за последние пару лет выросло как минимум вдвое. Естественно, люди не хотят это терять. И если так случится, что президентом будет не Янукович, а Ющенко, в чем лично я вовсе не уверен, перед ним встает колоссальная задача: найти себя в Донбассе и в целом на востоке Украины. Это означает: экономический рост в государстве должен продолжиться. Бизнес, предприятия должны по-прежнему работать стабильно. Более того, бизнес должен получить сигнал, что новая власть готова защищать его интересы. Как-никак, 80% нашего экономического потенциала находится на востоке Украины. Если Виктору Ющенко не удастся завоевать благосклонность этого региона, можно будет говорить о том, что новая власть потерпела крах.
— Готова ли ориентированная на Виктора Януковича элита востока Украины принять любой законный результат выборов?
— К сожалению, в последнее время на западе, в центре Украины, в столице сформировалось мнение, что восток — это бандиты. Такое понимание — результат зомбирования. Ни я, ни окружающие меня люди бандитами себя не считаем. Мы все граждане Украины и подчиняемся ее Конституции и ее законам. И если ЦИК объявит об избрании президентом того, кому мы не симпатизируем, но все будет законно, то, разумеется, мы признаем это решение.
— Янукович заявил, что ни за что не снимет свою кандидатуру, будет бороться до конца. Как вы считаете, это — правильная позиция с точки зрения стратегии и тактики?
— Если Виктор Янукович уверен в своей победе однозначно, а я полагаю, что он в ней уверен, думаю, он должен идти до конца. Если же у него есть какие-то сомнения, тогда следовало бы действовать по-другому.
— Какие задачи Янукович должен решить за оставшееся время до повторного голосования, чтобы рассчитывать на победу?
— Ему нужно убедить ту часть Украины, которая его не поддержала ранее, что он в состоянии стать лидером для всех украинцев, доказать, что многое из сказанного в его адрес оппонентами — это ложь. Я думаю, что Виктору Федоровичу следует вести более публичную политику, что он и делает в последнее время, практически ежедневно озвучивая свою позицию по тем или иным вопросам. Так нужно и дальше продолжать.
— Но чтобы убедить в чем-то западный регион, неплохо бы поехать туда. А он пока не собирается...
— Виктор Янукович только недавно в отпуске. Конечно, в отпуск надо было раньше уходить, по крайней мере, с сентября. И делать ставку на публичную политику. Тогда 21 ноября он победил бы с гораздо большим преимуществом, и ни у кого не было бы сомнений в его победе.
— Среди шагов, предпринятых Виктором Януковичем за последнее время, многих удивило назначение начальником избирательного штаба Тараса Чорновола...
— Меня это поразило не меньше. Но комментировать не буду.
— Виктор Янукович заявил, что принятые изменения в закон о выборах, а также ротация ЦИКа — в интересах лишь его соперника, кандидата Виктора Ющенко...
— Правильно заявил. Ведь ни один представитель от него не прошел в ЦИК. И тем самым были нарушены все договоренности, в том числе и «пакетные», которые обсуждались до этого.
— Получается, позиции Януковича перед 26 декабря слабее, чем перед 21 ноября?
— Провокационный вопрос. Ответ на него нам будет известен 27 или 28 декабря. Я думаю, что очень многие из тех, кто раньше не голосовал за Януковича, после 21 ноября могут отдать ему свои симпатии. После того беспредела, который происходил в Киеве, когда у фактически победившего кандидата отняли победу давлением — силовым, психологическим и юридическим...
— Вплоть до второго тура Виктор Янукович официально шел как кандидат от власти. Сейчас он от власти отмежевывается и критикует Президента Леонида Кучму. Не слишком ли резкий поворот? А если избиратели в неискренности заподозрят?
— Виктор Федорович высказывал свои мысли по поводу того, что Президент нарушил имевшиеся договоренности. Может быть, все это прозвучало чересчур эмоционально...
— Но он обвинил некоторых своих соратников в «трусости и измене». Почему, с вашей точки зрения, этот конфликт стал возможен?
— Причиной тому ошибки в подборе и формировании команды, когда в ее состав принималось много случайных людей, конъюнктурщиков. Вот они и предали его в последний момент. Я, честно говоря, от многих из них другого и не ожидал.
— Заявления руководителей некоторых восточных регионов о намерениях то ли создать у себя автономии, то ли вообще отделиться от Украины, прозвучавшие после второго тура президентских выборов, впечатляют своей дерзостью. Кто, на ваш взгляд, инициатор этих демаршей — местное население, сами губернаторы, еще кто-то?
— Главный толчок — митинг 22 ноября на майдане Незалежности. То, что произошло на съезде депутатов всех уровней в Северодонецке, было ответом Киеву, отрезвляющим душем для столицы. Звучавшие в Северодонецке заявления были во многом эмоциональными, призванными остудить горячие головы в Киеве. В Харькове съезд представителей местных властей уже был более прагматичным и менее агрессивным и радикальным. А прошедшее в Донецке заседание Координационного совета Межрегионального союза органов местного самоуправления показало, что дискуссия уже перешла в русло абсолютно конструктивного, нормального диалога региональных элит на тему перераспределения полномочий от центра к регионам. Кстати, наши оппоненты, в частности депутаты из «Нашей Украины», высказывают схожие позиции, они являются нашими сторонниками в этом плане.
— Но принципиальный вопрос в следующем: речь о том, чтобы просто дать больше полномочий регионам или о федерализации страны?
— Мы можем называть будущее устройство Украины так, как нам нравится. Что касается автономий в обычном понимании, то я не считаю, что нам они нужны. Суть же идеи состоит в том, чтобы регионы, и не только области, но и районы, и города получили больше полномочий, в первую очередь в отношении распоряжения заработанными средствами. В конечном итоге, я думаю, нам следует прийти к распределению бюджета в пропорции 70% на 30% в пользу регионов.
— Еще с неделю назад многие политики заявляли, что Украина оказалась на грани экономической пропасти. В последние дни столь резких оценок уже не слышно. Как, по-вашему, политические события последних недель отразились на экономике?
— Главной разрушающей силой, которая уже повлияла на развитие экономики, была паника. Паника, посеянная слухами и ожиданиями бизнеса и части народа, проголосовавших за своего кандидата в президенты. Частично это состояние уже преодолено, но только частично. Речь не только о том, что люди покупают доллары и снимают деньги со счетов в банках. Это — одна составляющая паники. Вторая — очень многие бизнесмены, пытаясь воспользоваться панической ситуацией, взвинчивают цены. И не только на продукты первой необходимости — питание, одежду. Скачок цен произошел и в промышленности, из-за чего в конечном итоге дорожает и готовый продукт. Поэтому так важно, чтобы быстрее закончились выборы, быстрее был сформирован новый Кабинет Министров, быстрее успокоилось население, бизнес и мы не потеряли то, что наработали за последние годы.
— Одно из важнейших для всей страны экономических событий, которое происходит в конце года, — одобрение парламентом бюджета на следующий год. Как вы видите перспективы принятия бюджета-2005 в нынешней политической обстановке?
— Я считаю, что мы сегодня можем его рассматривать, можем спорить и обмениваться мнениями. Но в конечном итоге бюджет должно защищать новое правительство, которому его выполнять. Потому что сегодня мы можем что-то напринимать, а завтра придет новый премьер и скажет: я это выполнять не буду. Думаю, не смертельно, если мы бюджет не примем до Нового года. Лучше мы примем его в январе качественным и основательным.