Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Игры избранных

Геннадий МОСКАЛЬ: На самом деле парламентаризма в Украине сегодня нет
10 августа, 2010 - 00:00

 Депутат фракции НУ-НС Геннадий Москаль прошел в свое время путь от простого инспектора до генерал-лейтенанта милиции. В ходе внеочередных выборов, состоявшихся в 2007 году, Геннадий Москаль вошел в Раду по спискам «Народной Самообороны» Юрия Луценко, являющейся одной из составляющих полумертвого ныне блока НУ-НС. Сегодня, в 2010-м, он жестко критикует своих коллег за смену политической ориентации, парламент — за имитацию работы, людей, за то, что симуляторов привели к власти. Москаль — один из наиболее активных законодателей, в интервью «Дню» рассказал также о том, почему прекратил писать законы, о подкупе нардепов от БЮТ и НУ-НС и обоюдной безответственности украинцев и владельцев депутатских мандатов.

— Летним каникулам ВР предшествовал «розничный», но регулярный переход представителей БЮТ и НУ-НС в лагерь правящего большинства. Некоторые из ваших коллег, тот же Юрий Луценко, Олесь Доний, говорят о том, что не по доброй воле оппозиционеры меняют парламентскую прописку. Дескать, со стороны регионалов используется метод кнута (угрозы возбуждения уголовных дел) и пряника (более чем солидные суммы за вступление в коалицию). Сколько тут правды, сколько — домыслов?

— Уверяю: никто и никого в парламенте не запугивал. К тому же, там и не надо было никого запугивать, поскольку безукоризненно срабатывал другой механизм — финансовый. Давайте будем говорить откровенно: «Наша Украина», как, впрочем, и «Народная Самооборона», не имеют больше шансов самостоятельно попасть в парламент. Это и было основным аргументом в беседах с представителями фракции НУ-НС. Разговор примерно выглядел так: «Побудешь ты в парламенте до 2012 года, и что, куда дальше пойдешь? Никуда. Так что бери деньги, давай карточку, зашей рот и сиди себе тихо». Это не преувеличение, вы же видите: «тушек» никуда не пускают — ни на телевидение, ни на интервью. Они могут даже и в парламент не ходить, это никого не интересует. Интересует то, чтобы их карточка была. На этом и конец истории.

— Нет, не конец, Геннадий Геннадиевич. То, что Верховная Рада превратилась в площадку «купи-продай», — это факт. Но факт и то, что в истории деградации парламента, как в любой медали, есть обратная сторона. В данном конкретном случае — это отношения и ответственность (а точнее, их отсутствие) законодателей и тех, кто делегировал им власть, — избирателей. Избиратели НУ-НС голосовали за одну идеологию, а так называемые слуги народа, меняя политическую ориентацию на диаметрально противоположную, даже не удосуживаются извиниться перед людьми. В любой европейской стране «тушка» на следующий же день становится политическим трупом, у нас — нет. Именно то, что нарушение, в том числе моральных принципов, становится правилом, а не исключением, пугает.

— Если уж затронули эту тему... Ситуация напоминает небезызвестное «из грязи в князи». Откровенно скажу: могу сэкономить на чем угодно, но костюма с троещинского рынка не одену. Если ты публичный человек, будь добр, выгляди опрятно. Так вот, некоторые из нынешних «тушек», которые вчера выглядели как постоянные клиенты троещинского рынка, сегодня ходят в костюмах Brioni, с портфелями от Dupont. Я иногда не удерживался — спрашивал: «Брат, тебе что, дядя в Канаде наследство оставил?» Если бы это был стиль жизни — нет вопросов, но ведь все видели, как он выглядел вчера и за счет чего разбогател сегодня.

Помню, в 2005-м я пришел в МВД и мне один сотрудник говорит, дескать, вот Геннадий Геннадиевич, вы в костюме Brioni ходите. Всегда в таких случаях говорю следующее: «Я пришел сюда в этом костюме, в нем и уйду. Было бы плохо, если бы я пришел в костюме фабрики «Большевичка», а ушел из министерства в Brioni». А что перебежчики? Они уже в парламентскую столовую не ходят кушать — в ресторанах обедают. Раньше я со многими депутатами — нынешними «тушками» — летал в командировки. Так они спрашивали в аэропорту: «Геннадий Геннадиевич, у вас есть машина или нам из гаража ВР заказывать?» А теперь у них надо проситься, чтобы подвезли...

Произошло искажение волеизъявления. Если взять результаты выборов, суммировать их, увидим, что БЮТ+НУНС=228 голосов (для создания коалиции достаточно и 226. — Авт.). Таким образом, очевидно, что люди отдали свои голоса не за тех, кто сегодня создал правящее парламентское большинство. Однако вернемся к истокам. Кто изначально рушил и в последствии разрушил коалицию? С благословения господ Ющенко и Балоги большинство было разбито, а фракция НУ-НС разбомблена на группы. Например, ЕЦ, за который люди не голосовали. В блоке НУ-НС было девять партийных акционеров, однако такой политической силы как ЕЦ не было. Как они могли оказаться в парламенте, не будучи легитимно избранными народом на выборах? Затем те же Ющенко и Балога методично добивали «Нашу Украину — Народную Самооборону». Когда Ющенко собирал представителей НУ-НС, вел себя подчеркнуто пренебрежительно. Более того, так и просил: «Что-то не нравится? Стукните дверью и уходите». Именно это большинство депутатов НУ-НС, в том числе я, Гриценко, Тарасюк, другие, в последствии и сделали. То есть все делалось для того, чтобы развались, уничтожить единство. Это первое.

Второе. Конституционный Суд узаконил коалицию «тушек». Волю народа КС попросту нивелировал. И вы правильно задаете вопрос: действительно, если человек шел на выборы под знаменами «Нашей Украины», «Народной Самообороны», «Поры», УНП или БЮТ, избиратели проголосовали за данную конкретную политическую силу и за ее лозунги. И вряд ли бы избиратели отдали голос за то, чтобы, баллотируясь от одной политической силы, он представлял в ВР другую партию и реализовывал ее идеологию. Что им делать, у Серка глаза одолжить? Вы, как журналист, аккредитованный в парламенте, сами знаете: они подвальными коридорами ходят, избегая контакта с представителями СМИ. А почему? Да потому, что журналисты обязательно ведь зададут такие же едкие вопросы, какие и вы сейчас задаете. Поэтому «тушки» прячутся, и ни перед кем отчитываться, а уж тем более извиняться, не будут. Вместе с тем они четко понимают, что их в избирательные списки больше никто не возьмет. Кому нужны предатели?

— Снова-таки о неоднозначности ситуации. Да, предатели никому не нужны. И в этом контексте Юрий Луценко, являющийся лидером ныне «покойной» «Народной Самообороны», в эфире Шустер live сказал, дескать, это же отлично, за деньги Партии регионов мы избавляемся от предателей. Но ни Луценко, ни Тимошенко как лидер БЮТ не пояснили, как так получилось, что такие люди появились в проходной части списка их политических сил? Неужели вчера такие опытные политики не видели «ху из ху»?

— Давайте все-таки не забывать, что Москаль — это Москаль, а Луценко — это Луценко. Я не был акционером «Народной Самообороны». Акционеров было два (50х50) — господин Жвания и господин Луценко. Я, как говорят в Центре занятости, — нанятая рабочая сила, меня пригласили в список. Причем, попал в список в последние минуты. Поэтому лично своей вины я не чувствую. Я никого не рекомендовал в список НС...

— Переформулирую: почему проект «Народная Самооборона» обанкротился, кто за это должен отвечать, почему вчерашние «самооборонцы», никому ничего не объясняя, бегут либо в коалицию, либо, как господин Куликов — в искусственный проект ЕЦ?

— Что касается Куликова. Тут впору вспомнить советский анекдот, когда радостный сын пришел домой и говорит: «Мама, я вступил в партию». А она отвечает: «Вечно ты, сынок, вступишь то в г...но, то в партию». Так и Куликов. Если «Единый Центр» — это политическая сила, то водка — безалкогольный напиток. ЕЦ — это проект трех людей: Балоги, Криля и Петевки. ЕЦ была партией за счет того, что Ющенко отдал Балоге вместе с президентским факсимиле административный ресурс. Сегодня же ситуация иная. Очевиден бунт в рядах ЕЦ в Киеве, потому как Куликов заявил, что будет главой столичной ячейки «Единого Центра». Но ведь на эту должность не назначают, должна пройти районная избирательная конференция, затем — местная, которая и выбирает главу. Но так происходит в случае, если это партия. Если же это авторитарный лагерь Балоги, тогда — да, возможны и назначения подобного рода. Но что, спрашивается, они в Киеве набрать могут? Ноль целых, ноль десятых?

Чем сильна была Компартия? Тем, что основным их принципом было: подбор, расстановка и воспитание кадров. К огромному сожалению, ни одна из политических партий в нашем государстве этим не занимается. Отсюда и результат. А вы думаете, если победила бы Юлия Владимировна, в Партии регионов, блоке Литвина не нашлись бы Павлики Морозовы? Нашлись бы!

— А возможно, стоит упразднить институт коалиции, который ведет к деградации и без того не образцового украинского парламентаризма?

— Дело в том, что парламентаризма сегодня в Украине нет. Поверьте мне, не только «тушки», но и ярые сторонники Партии регионов, которые стояли у ее истоков, в парламенте сегодня имеют нулевое влияние. Почему? Потому что за 10 минут до старта пленарного заседания Чечетов приносит распечатку законопроектов, и против каждого из них стоит либо «минус», либо «плюс». Одним словом, парламент сегодня — это декорация, а депутаты не влияют на принятие любого рода решений. Парламентарии попросту освящают своим голосованием принятые в какой-то «масонской ложе» решения, обозначенные «плюсами» и «минусами». Даже лидер фракции ПР Ефремов ничего не решает, поскольку решение «плюс» или «минус» по тому или иному законопроекту окончательное и обжалованию не подлежит.

Единственное, что сегодня радует, так это то, что в парламенте нет коалиции конституционного большинства.

— ВР — больна безнадежно и неизлечимо, или все же есть некие, пускай не медикаментозные — реанимационные — методы, способные изменить ситуацию?

— Ситуация примерно такова: и смерти Бог не дает, и жить человеку неохота. Есть ВР — нет ее, ходит депутат на заседания парламента — не ходит — это не имеет никакого значения, поскольку, как я говорил ранее, депутат сегодня ничего не решает. Я входил в десятку депутатов, которые были наиболее активны на законодательном поле. Но я перестал писать законопроекты! А смысл? Видя, что автор из НУ-НС или БЮТ — документ проваливают, не рассматривая. Разве что под псевдонимом регистрировать законопроекты, может, повезет — рассмотрят, повезет в квадрате — примут.

Что последнее меня поразило. Президент собирает СНБО, поднимает тему наркомании. Незадолго до этого я вношу законопроект, основанный на европейском опыте, на опыте DIA — Дирекции по борьбе с наркотиками США. Нет, зная актуальность проблемы, взяли и провалили, несмотря на рекомендации к принятию со стороны КМУ. Какой тогда смысл писать законопроекты?

— Ну, это как посмотреть. Вот, например, ваш коллега по фракции — Юрий Кармазин, пишет не только законопроекты, но также многочисленные поправки к законодательным инициативам коалиционеров. Конечно, поправки отклоняют, но Кармазин может обоснованно заявить: я предлагал альтернативу, указывал на недостатки и т.д. А опустить руки и ничего не делать — легче всего.

— А с кем вы предлагаете бороться? С регионалами? Так их народ выбрал. С предателями, «тушками», которые отстаивают не ту идеологию, с которой шли на выборы? Так за них больше люди не проголосуют. В Уголовном кодексе есть такое. Если идут двое, один видит открытое окно — залез, ограбил, ушел, а второй промолчал. Но отвечать он будет как соучастник, поскольку он молча наблюдал, одобряя тем самым кражу. Сказать о себе, что я сижу сегодня в Украине, засунув голову в песок, не могу.

— Есть ли шанс, что ситуация (в том числе в ВР) изменится после выборов? Сегодня ведь оппозиция выглядит слабо, власть действует агрессивно — наступательно, пытаясь надолго зацементировать себя на всех уровнях власти...

— Да, согласен, власть можно зацементировать, но вопрос в том, можно ли зацементировать избирателя? Это — с одной стороны. С другой... Знаете, я сам из Западной Украины, часто бываю в селе, общаюсь с людьми. Они постоянно возмущенно так говорят: «Что же это за власть такая!» На мои аргументы, что вы сами эту власть и выбирали, заявляют, дескать, их вынудили отдать голос. Это — байки. Кого, кто принуждает? Зашел на избирательный участок, взял бюллетень, задернул шторку, поставил галочку. Никто в кабинке никого не запугивает ведь.

На меня обижаются, но я часто говорю: скоро Украине как независимому государству исполнится 20 лет. Это уже, как говорится, взрослый, сформированный человек. Так может быть нам надо не парламент менять, а избирателей? Наших отправить в Канаду, а из Канады — сюда. Тогда проголосуют четко, ясно, правильно и дальновидно.

Нам, похоже, нравится кувыркаться в болоте: выбрали власть, через месяц клянем ее. И так из года в год. Нет сегодня, в первую очередь, ответственности избирателя, а вы хотите, чтобы была ответственность депутатов. Сейчас вот народ на местах сидит, жужжит, ругает власть. Я говорю: «Не ругайте, продемонстрируйте свою гражданскую позицию на выборах 31 октября». Но ведь пойдут, и за тех же будут голосовать...

Однако есть еще один нюанс. С каждыми новыми выборами все больший вес имеет финансовое поощрение избирателей. Все ждут денег за голос. Сейчас вот меня постоянно спрашивают: сколько одна партия давать будет, сколько — другая, сколько десятая? Люди ждут, кто сколько даст, а вы о высоких материях говорите ...

Как выходить из сложившейся ситуации? Я считаю, что надо сместить центр на места. Нечего ни коалиции, ни оппозиции сидеть в Киеве. Надо ехать в регионы и, начиная с маленького села, говорить с людьми. Если люди не поймут и свою вину в сложившейся ситуации — будем в болоте и далее.

Вообще, я считаю, что мы имели единственные демократические выборы в 1994 году, которые провел Кравчук. Тогда никто — ни власть, ни милиция, ни СБУ- не вмешивался в избирательный процесс. Боюсь, больше таких выборов не будет.

Имеем то, что имеем. К сожалению, эти слова Кравчука уже стали крылатыми и народными. Какие избиратели, такие и депутаты, и наоборот. Никто с парашюта на территорию парламента, обл-рай-горсовета не спустился. Всех выбрал народ. А вот как выбирал... Вы же, журналисты, — цепные псы демократии — будите народ. К сожалению, мы сегодня в глубоком сне...

Наталия РОМАШОВА, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ