Закон о люстрации в Венецианской комиссии представит... Сергей Кивалов. Эта новость вчера «взорвала» Интернет. «Мне неизвестно, будет ли Кивалов представлять данный закон, — комментирует «Дню» бывший член Венецианской комиссии, советник Президента Украины Марина Ставнийчук. — Но я знаю, что представитель страны, который является членом Венецианской комиссии, в данном случае от Украины, никогда не представляет те или иные законопроекты. Он может лишь выразить свою позицию, замечания, объяснения...»
Но в данном случае главный вопрос — почему до сих пор вообще Кивалов является представителем Украины в Венецианской комиссии? Хотя по процедуре на эту должность человек и назначается на четыре года (Кивалова назначили в 2013-м), есть возможность досрочно прекратить его полномочия. Однако Президент, в компетенцию которого входит этот вопрос, почему-то до сих пор не воспользовался возможностью убрать из такого почетного органа одиозного политика.
«Это, безусловно, ненормально, и я согласен с теми, кто воспринимает участие Кивалова в Венецианской комиссии критически, — комментирует «Дню» политолог Владимир Фесенко. — Но когда речь идет о представительстве в международных институтах конкретными людьми, то здесь нужно действовать по процедуре, а не революционными методами».
Сам текст закона об очищении власти в Венецианскую комиссию направил Мониторинговый комитет ПАСЕ. «Люстрацию все же хотят отсрочить, — пишет в соцсети медиа-эксперт Виктория Сюмар. — Теперь с помощью мониторингового комитета ПАСЕ. Как это было: членом Мониторингового комитета от Украины является Юлия Левочкина, родная сестра Сергея Левочкина. Именно она имеет «специальный контакт» с главой комитета — социалистом, и эту связь Партия регионов «налаживала даже через специальное соглашение о сотрудничестве», чтобы получить лобби в Европе. Надеюсь, Банковая не будет играть в игры Левочкина-Тигипко и других, осознавая, что иначе люди проведут свою, уличную люстрацию».
Игры с обществом на фоне войны, действительно, могут плохо закончиться. Особенно, когда к старым и накопленным проблемам добавятся новые. Ведь избиение Нестора Шуфрича в Одессе — очередной повод задуматься над несколькими вещами. Во-первых, насколько народный метод люстрации через мусорник является правильным и действенным? Во-вторых, способна ли наша правовая система решать подобные случаи через закон? В-третьих, насколько адекватно оценивают ситуацию, особенно после событий последнего года, политики?
Рассуждать об избиении Шуфрича на фоне ежедневных убийств и издевательств на Донбассе, выглядит, мягко говоря, некорректно по отношению к пострадавшим из этого региона. Но гнев общественности как раз и является естественной реакцией на отсутствие реформ в стране, на то, что произошло с Крымом и на Донбассе, на то, что изменилось лицо, но пока не демонтирована старая система.
Итак, прав ли народ? «Вообще, в мусорник бросить нужно систему, а не отдельных политиков, ведь суть системы от этого не изменится, — говорит известный украинский социолог Евгений Головаха («День», №177 от 24 сентября 2014 г.). — Иначе есть угроза охлократии, ведь все вопросы не могут решаться подобными акциями. Нам уже нельзя жить средневековьем. Да, у нас была подобная давняя традиция, но в ХХІ веке к ней нельзя возвращаться. Поэтому программа реформ от власти — это не только пакет экономических изменений. Они должны касаться и сферы политики — усиления представительской демократии и поиска средств преодоления охлократических тенденций как бесперспективных орудий политической борьбы, которые могут разрушить Украину».
Суть системы действительно пока не меняется. И это уже начали чувствовать постмайдановские чиновники. Вчера во время пресс-конференции бывшего и.о. генерального прокурора и действующего советника Президента Украины Олега Махницкого неизвестные бросили в него торт. Напомним, общественность обвиняет свободовца в финансовых злоупотреблениях во время пребывания на должности.
Еще один важный аспект этой ситуации. Многие увидели в этом политтехнологии. «Пока здесь внутриукраинские дискуссии о гуманизме и ответственности, по результатам событий в Одессе партия Шуфрича распространяет профессионально подготовленные англоязычные заявления о произволе хунты. Не для нас. И даже не для Путина, — пишет у себя на странице в Фейсбуке Сергей Кошман. — Очевидна более широкая задача дискредитировать все, что произошло в Украине в глазах мирового сообщества. И тут все средства хороши. С одной стороны, это называется выносить мусор из избы, с другой, это очередной виток глобальной цивилизационной информационной войны. Поэтому прежде чем дать кому-то в табло, нужно лишний раз подумать о том, как разруливать последствия в англоязычном информационном поле».
Общественный гнев, который имеет естественную основу, используют все, кому это выгодно в определенных раскладах: и нападающие, и пострадавшие, и третья сторона, в частности Россия. Хотя в такой ситуации должно использоваться только одно — закон. «Право всегда тяготеет к справедливости, — дает комментарий «Дню» глава общественной организации «Украинское юридическое общество» Олег БЕРЕЗЮК. — Когда не работают правоохранительные органы, судебная система, люди начинают сами претворять в жизнь принципы справедливости. Нам срочно нужно проводить реформу охранительных и судебных органов. Когда они заработают, когда люди будут видеть, что преступники наказаны, тогда никому в голову не будет приходить совершать самосуд. К сожалению, у нас пока нет реформы правоохранительной и судебной систем. Все люди, которые принимали участие в Революции достоинства, надеялись, что когда изменится власть, придут новые люди, которые будут проводить реформы в интересах общества, но пока еще этого нет. Поэтому мы и наблюдаем самосуды со стороны граждан».
Вот какой сегодня аргумент может привести власть, чтобы успокоить недовольных, в частности, тех, кто бросает чиновников в мусорные баки? У нас почему-то Кучма — миротворец, который подписывает сомнительные «минские договоренности», консервирующие хаос и трагедию на Донбассе. А тут, оказывается, еще и Кивалов на должности. Разве такие и многие другие вещи не являются поводами для возмущения общества?
«Вся эта игра, позитивное отношение политиков, а также бездеятельность правоохранительных органов в конце концов усиливают хаотическо-анархические тенденции дестабилизации в стране во время избирательной кампании, — подчеркивает Владимир Фесенко. — Если это не прекратить, это закончится плохо. Конечно, некоторые политики чувствуют опасность от этого, но постепенно этот процесс нужно нейтрализовать и возвращать контроль».