Дело ясное, что дело темное. Именно так сегодня можно охарактеризовать процессы, происходящие вокруг Фонда Госимущества, а точнее попытки пропремьерской фракции БЮТ снять с занимаемой должности главы ФГИ «непотопляемую» госпожу Семенюк-Самсоненко. Премьерская команда делает «ход конем», сняв кандидатуру на пост главы Фонда Госимущества Андрея Портнова, которого еще недавно Юлия Тимошенко обещала отстаивать «до последней капли крови». Но в итоге и этот кадрово-ротационный ход оказался для бютовцев проигрышным: как только в повестке дня ВР оказался вопрос увольнения Валентины Семенюк-Самсоненко, регионалы тотчас заблокировали трибуну, действующая глава ФГИ внезапно оказалась на больничной койке в чужой стране, а под куполом ВР с удивительной скоростью образовалась мощная коалиция — приватизационная.
Наблюдая за жаркими и длительными перипетиями вокруг ФГИ, становится очевидным, что ни инфляционные процессы, ни конституционные эксцессы так не шатают коалицию как приватизационный вопрос и одновременно не укрепляют ситуативные тендемы фракций — антагонистов. Впрочем, как бы там ни было, факт остается фактом: правительство Юлии Тимошенко действует уже полгода не имея ни своей фигуры во главе ФГИ, ни своего ставленника в Антимонопольном комитете, ни вице-премьера по ТЭК и т.д. Может ли при таком кадровом раскладе быть эффективным Кабинет Министров? Понятное дело, что нет. Однако, несмотря на максимальные (кадровые и прочие, стратегические и тактические) уступки, на которые идут бютовцы, «кадровый воз» и ныне там...
Итак, рабочий настрой в Верховной Раде, который во вторник приветствовала едва ли не вся страна, продлился недолго. Как только началось обсуждение вопроса о смене руководства ФГИ, на работе парламентского корпуса был поставлен жирный крест. Еще с утра в четверг вопрос смены руководства ФГИ не значился в повестке дня, но вскоре, с подачи БЮТ все же возник. Чтобы добиться увольнения госпожи Семенюк, «сердечным» даже пришлось поменять выдвиженца на этот пост. Андрей Портнов положил свои карьерные амбиции на алтарь коалиционного согласия. Новый кандидат от БЮТ — генерал и бывший советник главы СБУ Андрей Кожемякин. У представителей пропрезидентской фракции новая кандидатура потенциального главы ФГИ антипатии не вызывает и лидер НУ НС Вячеслав Кириленко говорит, чтонашеукраинцы таки скажут «да» новому выдвиженцу соратников премьера. Но, как говорится, не так случилось, как ожидалось: регионалы заблокировали трибуну, а вместе с ней и вопрос смены руководства ФГИ. Валентина Семенюк-Самсоненко отчитываться перед депутатским корпусом не спешит. По меньшей мере, вчера в пресс-службе госпожи Валентины сообщили, что из официального отпуска в ближайшее время в Киев она не вернется. Таким образом, страна может получить уже второго «непотопляемого» высокопоставленного кадра. К «вечному» генпрокурору Пискуну, очевидно, присоединится и «вечная» глава Фонда Госимущества Валентина Семенюк-Самсоненко. В интервью «Дню» несостоявшийся глава ФГИ Андрей Портнов также допустил, что смена главы Фонда Госимущества вряд ли пройдет быстро и безболезненно.
— Андрей Владимирович, вы столько пережили, будучи «неудобным» для многих деятелей дня нынешнего кандидатом на пост главы ФГИ и вдруг так внезапно «капитулировали», почему?
— Я думаю, в моем ответе не будет сенсации. На мой взгляд, любой человек, будучи на моем месте, совершил бы аналогичный шаг. Брать на себя ответственность за то, что в Украине нет главы ведомства, где сегодня, простите, разбазаривается государственное имущество? Брать на себя ответственность за то, что из-за твоей кандидатуры есть проблема в ФГИ? Брать на себя ответственность, заключающуюся в том, что твоя кандидатура не воспринимается отдельными субъектами коалиции? Простите, но это лишняя ответственность. Именно поэтому я думаю, что любой человек принял бы такое же решение, кроме, безусловно, тех людей, которые спят и видят себя в том или ином кресле. Я вам хочу искренне сказать, что если бы мне очень сильно хотелось получить должность главы Фонда Госимущества, я бы никогда не критиковал Президента и его политическую силу, и эту должность получил. Однако для меня куда более важна последовательность, поскольку мои убеждения для меня на порядок ценнее, нежели любой пост в системе власти.
— Но неужели вашу кандидатуру априори не приемлют представители пропрезидентской фракции лишь потому, что вы предельно часто и предельно жестко критикуете главу государства и руководство его Секретариата?
— Да, именно. Более того, об этом публично, с трибуны Верховной Рады Украины сказал лидер фракции НУ-НС господин Кириленко. Да, моя кандидатура их не устраивает именно из-за моей критики Президента. Они, кстати, уже не впервые об этом говорят. Ранее подобного рода заявления делал и Роман Зварыч, и другие депутаты от «Нашей Украины — Народной самообороны». Однако я не отступлюсь, и буду продолжать критиковать Президента, поскольку считаю, что Президент часто занимает явно антиукраинскую позицию.
— А пани Юлия, которая, помнится, обещала отстаивать вашу кандидатуру «до последней капли крови», приняла ваши аргументы?
— Юлия Владимировна вообще не восприняла моих аргументов. Но другого пути у нас не было... Моим главным аргументом было следующее: фракции НУ-НС необходимо предоставить публичную возможность продемонстрировать всей стране, как они выполняют коалиционные договоренности. Именно поэтому и было принято данное решение.
— Но случилось, как известно, совсем не то, что ожидалось. В эфире УТ-1 вы заявили, что мало верите в то, что смена руководства ФГИ состоится быстро. Зачем же тогда снимали свою кандидатуру, зная, что ничего в принципе-то не изменится?
— Вы правильно подметили о приватизационной коалиции. Так вот, эту самую приватизационную коалицию нам необходимо было показать всей стране. Это ведь то, о чем наша команда говорит уже несколько месяцев! Реальным фактором, который мешает назначить нового главу ФГИ, является не то, что правительство избрало «неправильную» кандидатуру Портнова и не то, что Портнов критикует Президента. Реальными мотивами является желание любыми средствами остановить деятельность правительства и блокировать наполнение доходной части бюджета. Под какими предлогами это делается? Портнов не такой или Семенюк в отпуске, и ее нельзя снять с занимаемой должности, это неважно, это, скорее, риторический вопрос... Важно то, что все своими глазами увидели, что Президент Украины фактически покрывает теневую приватизацию, которая сегодня происходит в Фонде Госимущества.
— А какова сегодня цена приватизационного вопроса?
— Цена вопроса такова. Под лозунгами о том, что сегодня не происходит приватизационный процесс и ФГИ не продает предприятия, проходит теневая приватизация посредством банкротства. Как? Утверждается план санации, укладываются мировые соглашения с теми, кто банкротит предприятие. Это все в теневом режиме подтверждается решениями судов. В итоге приватизация действительно не происходит, а предприятий в стране, тем не менее, становится все меньше и меньше. Вот это и есть цена вопроса. И, кстати, показательный момент: правительству даже не дают провести проверку в Фонде Госимущества.
— Многие парламентарии из различных фракций публично говорят, что процесс смены руководства ФГИ блокирует глава Секретариата Президента Виктор Балога. Не преувеличиваете ли вы роль и вес главы СП?
— Я в этой связи отмечу следующее: оценку роли и веса Балоги, а также всей его деятельности даст история. Возможно, в том числе, это будет и криминально-правовая оценка.
— А реально ли вообще, на ваш взгляд, вывести то, что сегодня находится за завесой публичности в ФГИ из тени?
— Думаю, это сложно, но вполне реально. К слову, правительство Юлии Тимошенко однажды уже обеспечило честную приватизацию, например, той же «Криворожстали». В данном же случае, когда была попытка привлечь инвестиции на Одесский припортовый завод, аналогично — условия конкурса были одинаковы для всех: без ограничений, без искусственных недопущений, блокирований и так далее. Именно поэтому борьба с коррупцией в сфере приватизации и стартовала с ФГИ. Однако эти шаги правительства, очевидно, очень и очень кому-то не нравятся. Но сегодня кроме как идти политическим путем и именно политическим путем бороться с такой позицией Банковой, мы не имеем. Кстати, хочу напомнить, что Банковая уже даже не выполняет решений Конституционного Суда, о чем дальше говорить? Я думаю, что наше желание касательно преодоления коррупции в сфере приватизации сегодня никак не корригируются с нашими возможностями при наличии такой позиции Президента и его Секретариата.
— Выстоит ли в таких условиях коалиция, которая сама себе ежедневно создает все новые и новые препоны: то приватизационные, то инфляционные, то конституционные?
— Знаете, я ваш вопрос хочу разделить на два. Давайте будем откровенны и спросим, а есть ли сегодня коалиция де- факто, и есть ли она де-юре? Фактически коалиции нет, поскольку она не занимается реализацией единой государственной политики, которая обозначена в коалиционном соглашении. А вот де-юре коалиция есть, и именно такое математическое большинство, сложившееся сегодня в Верховной Раде (ну, нет у «Нашей Украины» 37 голосов для создания другой коалиции) не дает возможности переформировать, или сформировать другое правительство. Таким образом ситуация выглядит так: коалиции нет, но и нет голосов с тем, чтобы создать правящее парламентское большинство иной конфигурации.
— Андрей Владимирович, простите за резкость, но объясните, зачем стране коалиция, представители которой играют друг с другом на поражение? Может ли в таких условиях эффективно действовать, сформированный этой самой коалицией, Кабинет Министров Украины? Зачем власть, которая воюет сама с собой?
— К сожалению, вынужден признать, что действительно не может в таких условиях быть эффективным ни правительство, ни коалиция в полном объеме. Однако если правительство уйдет в отставку, мы увидим окончательное разграбление страны. Поэтому в полном объеме эффективными быть мы не можем, но, тем не менее, делаем все возможное с тем, чтобы продвигаться, пусть маленькими шагами, но вперед.