— Социалисты были среди самых ярых сторонников принятия политреформы. Наконец вы этого добились. Что это дало Соцпартии?
— Мы добивались политреформы для государства и общества, а не для партии. В чем мы абсолютно убеждены, так это в том, что проголосованные изменения к Конституции создают возможности для более демократичного развития Украины.
— Лидеру СПУ Александру Морозу вроде удалось договориться относительно поддержки политреформы с Виктором Ющенко. Однако, как показало голосование, команда Ющенко не монолитна в этом отношении. Там есть люди, которые иначе смотрят на внесенные в Основной Закон изменения и после президентских выборов собираются их обжаловать. Вы признаете, что заключенный СПУ и «НУ» союз является ситуативным и непродолжительным?
— Объективности ради надо сказать, что политреформа была не единственным ли моментом, разъединявшим социалистов и «Нашу Украину» с Блоком Юлии Тимошенко. В конце концов значительная часть «Нашей Украины» изменила точку зрения в пользу политической реформы, выполнив условия политического соглашения между нашими силами. Для нас это засвидетельствовало, что мы имеем дело с серьезными партнерами, которые готовые ради совместных действий пожертвовать собственными амбициями. Итак, с Ющенко у нас нет противоречий.
Что касается позиции Юлии Тимошенко, то я считаю ее ошибочной, консервативной, ретроградской, азиатской, а не европейской. Она может приводить какие угодно аргументы, но я ставлю вопрос: то, что проголосовали в Верховной Раде, Украину приближает к стандартам Европы или отдаляет? Я абсолютно убежден, что приближает. А то, что мы имели до этого, — отдаляло. Возможно, позиция Юлии Тимошенко обусловлена определенными ментальными установками, которые заключаются в надеждах на «доброго царя». Наша же позиция — нет царям в Украине! Нет их сатрапам в регионах! Даешь Украину как республику!..
— В то же время среди утвержденных поправок к Конституции противоречивых моментов хватает. Чего стоит норма, которой прокуратуре предоставляется функция общего наблюдения. Неужели это тоже нас приближает к Европе?
— Эта норма является такой, которая отражает реальную ситуацию в Украине. Судебная система не работает. Права людей от чиновников не защищены. При нормальной работе прокуратуры ее полномочия защищать права людей через свои инструменты — протесты или обращения в соответствующие органы — ни у кого бы не вызвали сомнений. Бывает же так, что человек, не приученный защищать свои права в суде, годами ходит по судебным инстанциям, и все даром. Тогда как одного обращения прокурора может оказаться достаточно, чтобы права этого человека были учтены. Поэтому я считаю, что на переходный период подобная норма абсолютно уместна.
— А разве прокуратура у нас менее коррумпирована, чем суды?
— Прокуратура более динамична в принятии решений, она более приемлема как инструмент разрешения текущих проблем. Что касается коррупции, то стоит появиться честному Генеральному прокурору, — и через 3-4 месяца робота прокуратуры будет выглядеть иначе. Судебная же система более инерционна.
— В «пакете» с политической реформой Верховная Рада приняла закон об особенностях применения закона о выборах президента, призванный свести к минимуму злоупотребления в день голосования. На обеспечение легитимности голосования 26 декабря направлены и ряд других решений, принятых парламентом в последние дни. Но несмотря на это, разговоры о возможности срыва «третьего» тура не утихают. Считаете ли вы такую перспективу реальной?
— Политически срыв невозможен. Электорально тоже нет: люди придут и проголосуют. И технологически команда Виктора Ющенко выполнит все, что положено по закону. Я не исключаю настроенности на технологический срыв выборов определенной части команды нашего оппонента. Но мне кажется, что это вряд ли удастся. Поэтому ставлю 90 против 10, что повторное голосование будет результативным. На мой взгляд, сегодня Виктору Януковичу невыгодно срывать технологический процесс. Так, электоральные настроения свидетельствуют не в его пользу. Но участие в выборах 26 декабря делает его чрезвычайно мощным региональным лидером. Лидером, который будет представлять не только Донецкую, но и ряд других областей Украины. Думаю, как человек, который хочет принимать участие в политике и в перспективе, в том числе в 2006 году, он не потеряет возможности стать во главе такой широкой и мощной электоральной базы.
— Некоторые члены команды Януковича уже начинают говорить, что, если выборы пройдут в соответствии с законом, они признают любой результат, в том числе и победу Ющенко. А команда Ющенко может сказать аналогичное?
— Наша позиция всегда была такой. Мы никогда не говорили, что мы кого-то не признаем. А говорили только об одном: должны быть честные выборы. Если 26 декабря выборы состоятся честно, какие могут быть основания не признавать их? Я думаю, что заявления о готовности признать любой честный результат следовало бы сделать обоим кандидатам. Но под гарантии того, что события с фальсификациями, которые имели место 31 октября и 21 ноября, больше не повторятся.
— А какие это могут быть гарантии?
— Гарантиями могут быть политическая позиция команды Ющенко и политическая позиция команды Януковича. Сегодня на законодательном уровне ситуация упростилась. Я имею в виду паритетное участие кандидатов в формировании избирательных комиссий, то, что теперь не будет такого грубого голосования открепительными талонами, как это имело место раньше и тому подобное. Хотя могут быть применены другие механизмы фальсификации. Например, замена протоколов, подмена бюллетеней и т.д.
Для Виктора Ющенко сегодня важно не сделать никакой серьезной ошибки. Необходимо также обеспечить разъяснение своих позиций в центральной и юго-восточной Украине. Там, где он не набрал большинства голосов, где существует немало мифов о нем, и есть неотложная необходимость объяснить людям реальное положение дел. И здесь мы, как партия, которая пользуется в этом регионе немалым доверием людей, как раз и прикладываем усилия.
— Очевидно, в обмен на эту поддержку вы рассчитываете на определенные политические, но и не только политические, дивиденды?
— Наши политические требования мы изложили в соглашении — недопущение торговли землей, политреформа, осуществление социально направленной политики и тому подобное. Безусловно, это все будет политической платой за нашу поддержку.
— На днях Виктор Янукович фактически обвинил Президента Леонида Кучму в «заговоре» с Ющенко. Отдельные шаги главы государства, например, восстановление Святослава Пискуна на должности Генпрокурора, согласие на назначение Владимира Стельмаха на должность главы НБУ, заставили некоторых экспертов допустить, что определенные договоренности могли иметь место. На чем нынче остановилась оппозиция в отношениях со своим многолетним оппонентом?
— СПУ не одобряет тех назначений, которые сделал Президент Кучма, — у нас есть вопрос и к одному, и к другого вышеназванному должностному лицу. Я не думаю, что произошел, так сказать, заговор. Просто до определенного периода Кучма как Президент Украины поддерживал одного кандидата — полностью. После того, что произошло в Украине после 21 ноября, эта поддержка значительно ослабела. Что, очевидно, и дало Януковичу основания для «подозрений». Но если бы Леонид Кучма кардинально изменил свое отношение к Януковичу, он, безусловно, пошел бы на отставку его как премьера, — это дело двух минут, и на ряд других связанных с этим шагов. Поэтому мне ситуация представляется так: ослабление админдавления в пользу Януковича ему кажется доказательством того, что якобы Президент принял сторону оппозиции. Но пока что этого не происходит.
— Победа на выборах 26 декабря — не конец проблем для кого-либо из кандидатов. Какой вам видится формула понимания между элитами, да и избирателями в целом, которые сейчас оказались по разные стороны избирательных баррикад?
— Что касается элит, то давайте разделим их на представителей бизнеса и чиновников. Что касается последних, вопрос решается просто: чиновник, который не вписывается в новую систему, будет вне ее. Бизнес, если ему предложат четкие, прозрачные правила игры, сразу изменит свою позицию. Те клановые группы, которые паразитировали на теле Украины, и сейчас сознательно толкают определенные регионы на противостояние, должны быть расформированы — как экономически, так и политически. Когда все эти вопросы будут урегулированы, тогда наступит очень ответственный этап борьбы за доверие избирателя. Здесь достаточно будет сделать несколько точных шагов, которые бы дали всем людям понимание, что ничего страшного не произошло, что их интересы — независимо от того, за кого они голосовали — будут учтены. И я уверен, что в течение 3-4 месяцев ситуация полностью успокоится.
— А не случится ли так, что «вне системы» окажутся не отдельные чиновники, а целые области, поскольку тамошнее чиновничество полностью не будет воспринимать новой власти?
— Я думаю, что чиновничество в массе своей будет ориентироваться на собственное руководство, — на то оно и чиновничество. А какая-то часть, которая будет действовать не адекватно, будет вынуждена сойти с дороги, — ее просто уберут.
— Ваша партия уже предлагала выбирать руководителей регионов. Сейчас эта позиция сходится с позицией Партии регионов, которая говорит о необходимости передачи регионам большего объема полномочий. Как далеко вы готовы идти в отстаивании интересов местного самоуправления?
— Проголосованный в первом чтении законопроект № 3207-1 дает значительные полномочия местным советам и исполкомам, расширяя их влияния на жизнь регионов. Но это не значит, что мы будем создавать федеральный уклад. Потому что можно иметь федеральный уклад на бумаге, но не иметь самостоятельности регионов. Поэтому СПУ категорически против федерализации, мы за Украину как унитарное государство, но с широкими правами местного самоуправления.