Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Историю отдали на комиссию

20 мая, 2009 - 20:42

Президент России Дмитрий Медведев на днях подписал указ «О Комиссии при президенте Российской Федерации по противодействию попыткам фальсификации истории в ущерб интересам России». В созданную комиссию вошли 28 человек (представители администрации президента, МИД, ФСБ, СВР, Совбеза, Минрегионразвития, Минюста, Минкультуры, Общественной палаты, Госдумы, Росархива, Роснауки) во главе с руководителем президентской администрации Сергеем Нарышкиным. Комиссия будет заниматься обобщением и анализом информации о фальсификации исторических фактов и событий, наносящих вред международному престижу Российской Федерации. Результаты работы комиссии будут подаваться президенту на рассмотрение, а также будут вноситься предложения по осуществлению необходимых мер. Заседания данной комиссии будут проходить не реже чем два раза в год.

Таким образом, подписав указ о комиссии, Медведев приступил к практической реализации своих ранних заявлений «о противодействии искажению истории». Ведь, неоднократно ранее от российского президента можно было услышать такие слова: «Мы стали чаще сталкиваться с тем, что называется сейчас историческими фальсификациями. Причем — и, наверное, многие из вас это заметили — попытки фальсификации истории становятся все более жесткими, злыми, агрессивными» или «мы оказываемся в ситуации, когда должны отстаивать историческую истину и даже еще раз доказывать те факты, которые еще совсем недавно казались абсолютно очевидными» и т. д.

Напомним, что еще в феврале этого года глава МЧС России Сергей Шойгу предложил принять закон, предусматривающий уголовную ответственность за отрицание победы СССР в Великой Отечественной войне. Кроме этого, в начале мая партия «Единая Россия» подготовила законопроект «О противодействии реабилитации на территории независимых государств — бывших республик Союза ССР нацизма, нацистских преступников и их пособников», который предполагается внести в Государственную думу в ближайшее время. Можно также добавить, что высокопоставленные чиновники России за последние годы не единожды выражали свое недовольство и обращали внимание на попытки «пересмотра» истории в ряде стран бывшего СССР. В частности, речь идет о странах Балтии и Украине, где, по мнению властей России, «популяризируется и героизируется нацизм» (20-я дивизия СС в Эстонии, ОУН-УПА в Украине и т. д.) С чем связано создание вышеупомянутой комиссии и что из этого следует ожидать? «День» спросил у экспертов.

«ГОСУДАРСТВО, ЖИВУЩЕЕ ВИРТУАЛЬНОЙ ИДЕЕЙ, ДОЛЖНО СОЗДАВАТЬ СЕБЕ ВИРТУАЛЬНОЕ ПРОШЛОЕ»

Виталий ПОРТНИКОВ, журналист, публицист:

— Российская государственность сегодня строится на некой виртуальной идее — практически во всех российских СМИ Россия преподносится как государство, постоянно побеждающее во всех сферах жизни. Поэтому является очевидным, что государство, живущее виртуальной идеей, должно создавать себе виртуальное прошлое. Это виртуальное прошлое во многом связано с тем, что люди, руководящие сегодня Россией, несмотря на свой относительно молодой возраст — советские люди, не готовые расстаться с пропагандистскими штампами, которые им были навязаны еще в школьное время, и не готовые критично посмотреть на жизнь собственной страны в недавнем прошлом. На самом деле, нынешнюю российскую элиту можно назвать «элитой троечников», потому что они не готовы к нестандартным решениям настоящего времени, они до сих пор живут прошлым. Для российского чиновника в период безумного растранжиривания нефтяных и газовых денег наступил период, когда не нужно было принимать решений, а можно было лишь тратить деньги на собственные нужды и частично на нужды пропагандисткой машины, объясняющая населению, что только так должно существовать современное государство.

Я считаю, что подписание господином Медведевым соответствующего распоряжения — это еще одно доказательство того, что Российская Федерация не готова принять ни то прошлое, которое было, ни то настоящее, в котором она сегодня живет, являясь одной из не очень влиятельных и не очень богатых держав со всеми теми угрозами и проблемами, с которыми сталкиваются обычно подобные страны. Все это было бы весьма грустно, если бы не было так смешно. К примеру, если даже взять то, как освещают СМИ, пройденный конкурс Евровидения, в России и на Западе. Я столкнулся с цивилизационным различием восприятия одного и того же информационного факта. Для западного обывателя Евровидение — это самая большая гей-тусовка среди европейских мероприятий, для которых Россия за большие деньги и устроила эту большую имперскую гей-тусовку, а для российского обывателя — это песенный конкурс, перед началом которого разгонялся гей-парад, что является, при провидении в других странах подобного конкурса, неотъемлемой частью. И когда победитель фестиваля Евровидения Александр Рыбак назвал этот фестиваль самым большим гей- парадом за последнее время, то, я думаю, что часть российских телезрителей, смотревших Евровидение, просто не поняли, о чем говорит норвежский победитель.

Таким образом, данный пример говорит о том, что европейцы живут в одном измерении гуманитарных ценностей, а россияне совершенно в другом. Временной разлом между Россией и западными странами составляет 70—80 лет, и создание президентом Медведевым названной комиссии является ярким тому подтверждением. Поэтому, я например, не вижу в этом никаких проблем, потому что, находясь на 70—80 лет позади Запада, Россия в этом направлении и эволюционирует. Кстати, Украина тоже не живет в 2009 году, а на десятилетия позади всей Европы. Мы должны понять элементарную вещь — большевистская революция, по сути, заморозила процесс общественного развития ровно на то время, на которое продолжался коммунистический режим в тех или иных странах. Сейчас мы живем в разморозке, и эта разморозка оживляет то общественное состояние, в котором территории жили до большевистского переворота. Поэтому не надо удивляться тем или иным решениям господина Медведева или Путина, потому что они датированы не 2009 годом, а началом прошлого века. Созданная комиссия — это обыкновенный чиновничий орган, в который будут назначены некие люди и вряд ли они будут серьезными, профессиональными историками, потому что такие люди в подобную комиссию работать не пойдут. Эта комиссия будет доказывать свою нужность подобно той комиссии по вопросам морали, которая работает в Украине и тоже доказывает свою нужность, принимая различные заурядные решения. Как мы должны реагировать на решения подобных комиссий? — Смеяться! Это единственная возможность побороть чиновничью глупость и ограниченность. Только смех и пренебрежение может позволить нам выйти на строительство современных модернизированных государств.


Иван КАПСАМУН, «День»

В УЩЕРБ ИНТЕРЕСАМ РОССИИ

Указ президента Медведева о создании комиссии «по противодействию попыткам фальсификации истории в ущерб интересам России» в первые же часы после своего появления вызвал очень бурную реакцию. Нетрудно было догадаться, что недовольство проявят люди самых разных взглядов. Кому-то показалась смешной и нелепой сама идея повелевать историей. Кто-то ахнул от абсурдного содержания указа. Но, пожалуй, самой адекватной была реакция Льва Пономарева: «Этот указ — один из актов, носящих откровенно тоталитарный характер». Лев Пономарев сопоставил его с предыдущими действиями Медведева. И в самом деле, все логично и последовательно, а главное — откровенно. Дальше просто некуда. Движение «За права человека» сообщает: «Кремль создает оруэлловское министерство правды». И «Молодая гвардия» «Единой России» информирует: «Историческое шулерство разоблачит министерство правды».

Однако с министерством правды, как мне кажется, все не совсем так. Мне представляется, что указ этот может стать этапным. После него уже нет смысла дискутировать о направлении развития страны. Можно лишь обсуждать подробности и детали формирования нового русского тоталитаризма. То есть заниматься не политологией, не текущей историей, а тем, что прежде называлось советологией. Это уже совсем другая научная дисциплина. И в ее рамках следует уделять внимание тому, что выглядит совершенно несущественным при политологическом или историческом подходе. Вот, например, этот указ вроде бы абсурд и маразм. Ан, нет. Это действительно новый этап. И я постараюсь это обосновать, обратившись к тому, как развивались отношения власти и научного сообщества.

В последние годы фаворитом власти, прежде всего Владислава Суркова, были вовсе не историки, а философы. Но фаворитизм был, прямо скажем, сдержанный и ограниченный. За условную точку отсчета можно взять, пожалуй, IV Российский философский конгресс в мае 2005 года. Тогда агитпроповский аппарат заговорил о необходимости создания национальной философии, о второсортности государства без нее. Важной была и тема конгресса — «Философия и будущее цивилизации». И вот почему: ключевым вопросом власти было обоснование ее легитимности. Если представить некую сумму метаний и исканий последнего десятилетия, приходится признать: они прямо противоположны тем, что мы наблюдали двадцать лет тому назад. Тогда важнейшее место занимали поиски исторической легитимности — в прошлом. Нынешний политический режим искал обоснование легитимности в будущем.

Это существенное, но не единственное отличие. Дискуссии двадцатилетней давности были действительно общественными — стимулировались и модерировались сверху, но вызывали живейший отклик. Нынешние же и дискуссиями не назовешь. Это пиаровские кампании с мощным аппаратным обеспечением и практически нулевой аудиторией. То есть, несмотря на демонстрацию благоволения к философскому сообществу, оно осталось без заметной поддержки и не было привлечено к обслуживанию власти. Да и было бы странно, если бы политический режим, отказавшийся от экспертизы своих решений, не прибегающий к помощи прикладных научных дисциплин, вдруг приблизил бы философов. Они оказались не нужны даже в качестве аудитории, воспринимающей поучения власти, как это было в советские времена. Власти оказалось достаточно совсем небольшого количества людей.

В принципе в покровительстве власти для философии, равно как и для других научных дисциплин, а также для многих искусств, нет ничего заведомо плохого. Но в том-то и дело, что в нынешней ситуации философия в России, как и другие гуманитарные дисциплины, худо-бедно существует сама по себе, параллельно власти. Власть может заказывать музыку, но платить не собирается. Пугать и соблазнять исполнителей ей нечем и незачем.

Если в России власть сама себе судья, то она и сама себе философ. Несколько человек вполне справятся с задачей, которая окончательно свелась к легитимации нынешней власти с помощью модели будущего. Не было пряника, не было и кнута. Как я уже много раз говорил, министерство правды не взаимодействовало с министерством любви. Вчерашний указ изменил ситуацию. Причем во всех отношениях. Создаваемая комиссия — это вовсе не министерство правды. Судя по кадровому составу и поставленным задачам, — это министерство любви. Со вчерашнего дня агитпроп в России существует в новых условиях. Причем первой задачей новой карательной структуры, совсем по-оруэлловски, становится историческая легитимация политического режима, а не его самоутверждение через очередную Стратегию-2020 или программу построения коммунизма к московской олимпиаде.

Пересмотр прошлого воспринимается — и, кстати, вполне справедливо — как задача более важная и масштабная, нежели определение путей развития. При этом, в отличие от недавнего и все еще вяло продолжающегося флирта с философами, власть не выказывает ни малейшего интереса к историкам. Создается орган надзора над исторической наукой, но не более того. При этом главный по агитпропу, Владислав Сурков, к новой комиссии вроде бы отношения не имеет.

Впрочем, это интересно в первую очередь для тех, кто имеет отношение к внутренней партии. Нам же, их разборки важны лишь настолько, насколько они могут затронуть простой народ. Итак, политический режим определил свой приоритет. Историческая легитимация оказалась важнее легитимации через будущее. Однако ж затеявшие все это люди, я полагаю, не имеют ясных представлений о том, каких усилий потребует от них контроль за прошлым. Особенно если учитывать, что прежний опыт подобного контроля касается общества с весьма примитивной информационной инфраструктурой. Измыслить грандиозный план всеобщего счастья на ближайшие десять лет куда проще, чем провести ревизию всего того, что было сделано историками со времен перестройки.

Так что скорее всего кампанию по борьбе с фальсификациями они провалят столь же успешно, как нацпроекты. Но гадить и мешать людям жить, конечно, будут.


Дмитрий ШУШАРИН, grani.ru

Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ