Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Избирательное правосудие

Андрей СЕНЧЕНКО: «Долгом чести было для нынешней Верховной Рады завершить работу по расследованию Иловайской трагедии»
7 августа, 2015 - 13:37
ФОТО РУСЛАНА КАНЮКИ / «День»

Уходящая неделя ознаменована тремя обвинениями, которые выдвинула Украина Януковичу, Азарову и Российской Федерации в лице ее главы Генштаба. Так, Генеральная прокуратура Украины вызывает экс-президента страны Виктора Януковича для проведения следственных и процессуальных действий. Президента-беглеца приглашают в Киев 11 августа. Напомним, что 28 июля была начата процедура заочного осуждения шести бывших высокопоставленных украинских чиновников, среди которых числится и Янукович.  Генпрокуратура уже заявляла, что не имеет сведений о местонахождении экс-президента и обвиняет его в том, что он скрывается от следствия. В свою очередь не так давно Интерпол исключил фамилию беглого президента из списка разыскиваемых персон.

Бывшего премьер-министра Николая Азарова обвиняют в применении водометов для разгона протестующих на Майдане и улице Грушевского. Досудебным расследованием установлено, что Азаров, действуя умышленно и в интересах президента Виктора Януковича, 22 января 2014 года организовал незаконное принятие и выдачу постановлений Кабмина «Об утверждении порядка проведения дополнительных мер защиты безопасности граждан» и «Правила применения спецсредств усиленного действия и водометов при низкой температуре при охране общественного порядка». Следствие пришло к выводу, что на основании этих постановлений в январе-феврале 2014 года, во время столкновений на улице Грушевского в Киеве, при температуре ниже нуля градусов сотрудниками МВД против митингующих был применен водомет «Торнадо». В уголовном расследовании в отношении Николая Азарова говорится о превышении им служебных полномочий, совершении массовых убийств и покушений на умышленные убийства граждан в Киеве в период с 22 января 2014 по 20 февраля 2014 года.

Уточним, что Управление спецрасследований Генпрокуратуры начало расследование по подозрению бывших руководителей государства в преступлениях, связанных с событиями на Майдане еще 10 октября 2014 года.  Примечательным является факт, что Азарова обвиняют в упомянутом преступлении спустя полтора года после того, как он его совершил.

Дело против Януковича, а также Азарова, который недавно выступил с заявлением о создании альтернативного «правительства» Украины в Москве, имеет три общих момента — преступления против граждан на Майдане, запоздалость обвинений и тот факт, что и Янукович, и Азаров находятся вне зоны доступности. Закономерным остается вопрос обвинений лиц, которые были участниками данных преступлений, но пребывают на территории Украины. Случай с обвинениями в адрес Клюева в этом ключе показательный. Последний фактически сбежал от правосудия, чем дал повод подозревать обвинителей в том, что Клюеву дали уйти. Таким образом, следствия и обвинения направлены на тех, кто в действительности может быть осужден лишь заочно, в то время как остальные пособники, исполнители и даже организаторы выпадают из поля зрения. Вина Януковича, Азарова и прочих лиц команды бывшей власти не может упираться только в преступления на Майдане. В русле аннексии Крыма, которая произошла прежде всего благодаря вымыванию патриотических кадров, войны на Донбассе, почву для которой готовила Россия через своих агентов и резидентов, очевидна работа этой «команды» на Кремль. Поэтому вина упомянутых персон должна быть исследована комплексно, а правосудие должно наконец избавиться от избирательного подхода.

Ярким примером такой избирательности является ситуация вокруг расследования трагедии Иловайского котла августа 2014 года. В среду военный прокурор Украины Анатолий Матиос на брифинге заявил, что решение о разжигании конфликта в Украине было принято начальником Генштаба ВС РФ Валерием Герасимовым, которого украинский прокурор назвал «идеологом развязывания агрессивной войны и военного конфликта на востоке Украины». Матиос озвучил цифры, связанные как с потерями сил АТО, так и с количеством военной техники, вторгшейся на территорию Украины в августе прошлого года и решившей исход ситуации в Иловайске. Прокурор заявил: «В процессе следствия будут изучаться вопросы и собираться соответствующие доказательства команд или иерархий подчинения первого заместителя министра обороны РФ, министра обороны, Верховного главнокомандующего РФ. Фамилии вы все знаете».

По трагедии Иловайского котла год назад было проведено расследование комитета Верховной Рады во главе с Андреем Сенченко. В его докладе подробно излагались причины поражения украинской армии в том трагическом эпизоде войны. Но на брифинге Матиос фактически сконцентрировал обвинение на российской стороне, при этом акцентированно обвинил именно российского начальника Генштаба. В связи с этим возникает логичный вопрос — почему обвиняется только то лицо, которое является исполнителем воли Кремля и почему не поднимается тема просчетов, халатности и предательства с украинской стороны. В ситуации, которая произошла на востоке Украины, в истоках развязывания войны, начиная от преступлений на Майдане, просьбы Януковича о вводе российских войск в Украину, необходима комплексность, а не избирательность расследований и ясность обвинений.

«УДИВЛЯЕТ АКЦЕНТИРОВАНИЕ ВНИМАНИЯ НА НАЧАЛЬНИКЕ ГЕНШТАБА РФ»

Андрей СЕНЧЕНКО, экс-народный депутат:

— Безусловно, в войне на востоке Украины виноват Путин. Однако меня удивляет акцентирование внимания на начальнике Генштаба РФ. Да, эта фигура принимала непосредственное участие в планировании операций, он отдавал приказы, но при той концентрации власти в одних руках, которая есть в России, без Путина подобные вещи просто невозможны. Что касается вины украинской стороны в Иловайском котле, то нужно понимать, что на войне могут быть разного рода неожиданности. Не бывает только победы. Но совершенно очевиден факт того, что во время проведения операции украинской армией военным руководством допускались ошибки — длительное время не принимались решения или принимались заведомо неверные решения, при которых не учитывалась вся полнота информации. За это нужно отвечать, так как армия построена на приказах. Виновники в Иловайской трагедии умело уходят от ответственности и имеют серьезную политическую поддержку в этом вопросе. Почти год назад мы передали материалы расследования в следственную группу военной прокуратуры. На тот момент следователи сказали, что для них эти материалы очень важны. Тогда мы в этом расследовании продвинулись дальше, чем все остальные группы. Это было связано с тем, что мне в какой-то степени удалось принудить военных чиновников давать показания, а от показаний перед военной прокуратурой они активно уходили.

Меня сейчас больше всего возмущает позиция парламента нового созыва. Это был долг чести Верховной Рады — завершить работу по расследованию Иловайской трагедии. Они этого не сделали, что является пятном, которое парламент не отмоет никогда.

«НУЖНО ОБРАЩАТЬ ВНИМАНИЕ НЕ ТОЛЬКО НА РОССИЯН, НО И НА ТО КТО ДОПУСТИЛ ТРАГЕДИЮ С НАШЕЙ СТОРОНЫ»

Александр БАНЧУК, эксперт Центра политико-правовых реформ:

— В прошлом году был изменен Криминально-процессуальный кодекс, позволивший уголовное производство в отношении лиц, которые подозреваются и далее обвиняются при условии их отсутствия. Сейчас Януковичу и Азарову будет объявлено подозрение. В дальнейшем их будет представлять либо избранный ими защитник, либо защитник, предложенный государством. Про перспективы этих процессов говорить сложно. Но сейчас все осуществляется согласно процедуре, которая выписана законом, и юридически с этим не может быть проблем.

У нас не используется термин «трибунал», даже если речь идет о массовых убийствах. Поэтому может идти речь лишь о суде. Органы пошли путем использования наших внутренних процедур, так как все эти незаконные действия происходили на нашей территории. За преступления, которые вменяются бывшим руководителям государства, предусмотрены серьезные сроки лишения свободы с конфискацией имущества. Проблема может состоять в том, как это обвинительное решение исполнить. Учитывая то, что грядет вторая годовщина Майдана, общество само будет требовать результаты.

Нельзя забывать также, что обвинение может быть не одно. Например, Януковича могут обвинить в том, что он попросил Россию ввести войска в Украину. На днях состоялась пресс-конференция военного прокурора Анатолия Матиоса, где он озвучил обвинения в адрес российской стороны. Все это может быть связано в комплекс обвинений. Факт того, что Янукович призвал агрессора, может быть рассмотрено уже по другому производству. Есть такое понятие, как отбывание наказания за совокупностью приговоров. В отличие от англо-американского законодательства, у нас не могут плюсоваться приговоры до бесконечности, когда одного человека осуждают на сто и более лет. Максимальный термин, на который могут осудить Януковича — это 25 лет или пожизненное заключение. 

Что касается обвинений сообщников Януковича, соучастников преступлений, которые остались в Украине, то нужны обширные данные для Генпрокуратуры, чтобы не произошло затем умышленного затягивания процесса в суде, когда от расследования потребуется доработка. То, что люди были однопартийцами Януковича, еще не является предметом для обвинений. Не забываем, что многие лидеры националистического движения Германии не были Нюрнбергским процессом признаны как виновные, а некоторые получили лишь минимальные сроки наказания. Поэтому необходимо глубокое расследование в индивидуальном порядке для определения значимости преступления. Очень сложно доказать, принимали ли те или иные люди подобные решения. Например, одного голосования за неконституционный закон недостаточно для обвинения.

В ситуации с Иловайском и схожими случаями проблема может быть подобной делу Гонгадзе, где судят только исполнителей. Возникает вопрос, а где организаторы? В результате введения российских войск в Украину есть убитые. У этих убитых есть родственники, которые должны быть признаны потерпевшими. И вот эти потерпевшие имеют право ставить вопросы о том, кто допустил это преступление. Ведь мы знаем, что под Иловайском были и наши просчеты. Нужно обращать внимание не только на российскую сторону, но и на то, кто допустил эту трагедию с нашей стороны. Есть вопросы к руководству Вооруженных сил. Уверен, что этими вопросами будут озадачены потерпевшие и их представители. Пока же главным подозреваемым украинской стороной определен начальник Генштаба РФ.

Валентин ТОРБА, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ