Регламентный комитет Верховной Рады рассмотрит постановления об инаугурации новоизбранного президента Владимира Зеленского лишь в среду. «К этому времени, я надеюсь, нам поступят последние два постановления, которые зарегистрированы. Надеюсь, они будут последними. И мы сможем рассмотреть их все и дать вывод», — заявил и.о. председателя комитета Павел Пинзеник журналистам во вторник. При этом он уточнил, что комитет не может рекомендовать парламент поддержать какой-либо из проектов постановлений, он лишь рассматривает их соответствие требованиям регламента.
По состоянию на вторник в Верховной Раде было зарегистрировано уже семь проектов постановлений с разными вариантами даты проведение инаугурации. 14 мая группа депутатов (Андрей Тетерук, Юрий Береза, Михаил Хмиль, Остап Еднак и Алексей Мушак) зарегистрировала постановление, в котором речь идет о назначении инаугурации на 28 мая. Депутат Владимир Куринный вообще предлагает провести официальную церемонию 17 мая, что абсолютно нереально, учитывая отсутствие времени на организацию. В соответствии с постановлением нардепа Виталия Куприя, привести к присяге новоизбранного президента необходимо 26 мая. Хотя раньше тот же Куприй зарегистрировал постановление с датой 20 мая. Депутаты Сергей Мищенко, Сергей Каплин и Виктор Балога в трех отдельных постановлениях предлагают назначить инаугурацию на 19 мая, как того хочет сам Зеленский. Была еще одна дата — 1 июня, которую предложил Александр Сугоняко, однако позже он отозвал свой проект постановления.
Не исключительно, что появятся еще какие-то даты, ведь заседание регламентного комитета назначено на вторую половину дня 15 мая, а следовательно, Верховная Рада сможет рассмотреть проекты постановлений не раньше чем в четверг, 16 мая. Возникает логический вопрос — в чем проблема? Почему парламент затягивает дату инаугурации?
С юридической точки зрения, народные депутаты ничего не нарушают и действуют в рамках закона, ведь имеют право определить дату инаугурации в течение 30 дней после официального объявления результатов выборов (состоялись 30 апреля), то есть к началу июня. Но с точки зрения скорости принятия решений, вся эта ситуация выглядит как преднамеренное затягивание времени. Тем более, в условиях войны. Опять же, согласно регламенту депутаты ничего не нарушили (последнее пленарное заседание состоялось 26 апреля, следующее аж 14 мая), однако, как видим, возвращаться с майских праздников парламентарии явно не спешили. Хотя при желании они могли собраться досрочно и как можно скорее назначить дату инаугурации, чтобы дать возможность новому президенту официально приступить к выполнению своих обязанностей.
14 МАЯ 2019 ГОДА. АКЦИЯ, ПОСВЯЩЕННАЯ БЫСТРЕЙШЕМУ НАЗНАЧЕНИЮ ДАТЫ ИНАУГУРАЦИИ НОВОИЗБРАННОГО ПРЕЗИДЕНТА ВЛАДИМИРА ЗЕЛЕНСКОГО, ПРОШЛА БЕЗ ОСОБОГО ЭНТУЗИАЗМА. ПОД ЗДАНИЕМ ВЕРХОВНОЙ РАДЫ СОБРАЛОСЬ ОКОЛО ПОЛУСОТНИ ЛЮДЕЙ / ФОТО РУСЛАНА КАНЮКИ / «День»
Для сравнения, приводим часовые рамки, когда проходили инаугурации новых президентов после их избрания на выборах.
1991 год: Леонид Кравчук — избран 1 декабря, принял присягу — 5 декабря (4 дня).
1994 год: Леонид Кучма — избран 10 июля, принял присягу — 19 июля (9 дней).
1999 год: Леонид Кучма — избран 14 ноября, принял присягу — 30 ноября (16 дней).
2004 год: Виктор Ющенко — избран 26 декабря, принял присягу — 23 января 2005-го (28 дней).
2010 год: Виктор Янукович — избран 7 февраля, принял присягу — 25 февраля (18 дней).
2014 год: Петр Порошенко — избран 25 мая, принял присягу — 7 июня (13 дней).
Таким образом, инаугурация Зеленского имеет все шансы побить рекорд по затягиванию времени ее назначения. Даже если народные депутаты утвердят дату присяги на 19 мая, то после 21 апреля, когда состоялся второй тур выборов, уже пройдет 28 дней. Но судя по настроениям большинства парламентариев, на эту дату они не настроены, а следовательно, время затянется и точно составит больше месяца. Почему так происходят? Казалось бы, в парламентско-президентской республике законодательный орган должен проявлять позицию и демонстрировать силу институции, а не бояться за свою судьбу и продолжать играть по старым правилам.
«ВНЕШНЕ ОСНОВНАЯ ПРИЧИНА ВЫГЛЯДИТ КАК СТРАХ ПЕРЕД РОСПУСКОМ ПАРЛАМЕНТА»
Петр ОЛЕЩУК, политолог:
— Главной причиной затягивания инаугурации новоизбранного Президента является опасение роспуска Верховной Рады. Безусловно, могут быть и другие факторы, как, например, торги в условиях новой конъюнктуры власти, но все же внешне основная причина выглядит как страх перед роспуском парламента. Некоторые фракции, которые больше всего побаиваются не попасть в следующую Раду или потерять много голосов, решительно выступают за то, чтобы дата инаугурации была максимально отсрочена. Те же политические силы, которые сейчас рассчитывают, что следующие парламентские выборы для них могут быть выгодны, выступают за скорейшую инаугурацию.
Кроме того, до инаугурации Президент Порошенко имеет возможность срочно решать какие-то вопросы, в частности, мы видим этот «дождь наград и званий». Можно даже сказать, что таким образом еще действующий президент уже осуществляет свою парламентскую кампанию, причем бесплатно. Конечно, существует мнение, что Порошенко самому стоило бы как можно быстрее вступить в новую предвыборную кампанию в парламент, ведь пока за ним сохраняются почти 25% избирателей, которые проголосовали за него. Но до осени эта цифра может измениться не в его пользу.
Мы точно еще не знаем, какой будет конфигурация на следующих парламентских выборах, но уже видим, что достаточно самостоятельно ведет себя Гройсман, имеет планы пойти на парламентские выборы Вакарчук. Все эти персоны так или иначе работают на электоральном поле Порошенко, а следовательно, до осени могут оттянуть голоса у него. Также есть вероятность того, что до осени могут возобновить свои позиции националисты.
Если говорить о Зеленском, то досрочные выборы ему ничего не гарантируют. В парламенте он может быть «первым среди равных», ведь одно дело — это президентские выборы, когда электорат в конечном итоге фокусируется на персоне, а другое — парламентские, когда в Раду идет команда. В новой Верховной Раде серьезные позиции могут получить как Порошенко, Тимошенко, так и «Оппозиционная платформа «За життя» Бойко-Медведчука и другие. Все эти силы имеют сильные амбиции, а следовательно, будет довольно сложно выстраивать коалицию.
Тем не менее, все, что происходит сегодня, — это своеобразная форма самоубийства парламента, ведь общество наблюдает за его действиями. Такое поведение депутатов народу достаточно поднадоело. Подобные игры вызывают большое недовольство у граждан, когда они не понимают, чего ждать и что будет дальше, тем более в таких сверхсложных условиях, в которых находится страна. Общаясь с гражданами, я все больше замечаю, что поведение парламента они считают проявлением неуважения к ним.
«РЕШЕНИЕ ОТНОСИТЕЛЬНО РОСПУСКА ПАРЛАМЕНТА БУДЕТ ПРИНЯТО ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ГОЛОСОВАНИЯ ЗА ОТСТАВКУ ГЕНПРОКУРОРА»
Виктор ШЛИНЧАК, глава правления Института мировой политики (facebook.com):
— Настроения, которые господствуют в парламенте сегодня, — голосовать за всех возможные даты инаугурации нового президента — от 19 мая до 1 июня. Что это значит на практике? Что ни одно из постановлений, зарегистрированных сегодня, может быть не поддержано.
Масла в огонь добавило видеообращение Зеленского. Ведь Украина все же парламентско-президентская республика, а не наоборот. И многие восприняли слова избранного президента как ультиматум и давление на Раду. (Говорят, что такой жесткий стиль видеообращения был реакцией на зарегистрированное постановление об инаугурации 1 июня, которую внес Александр Сугоняко, депутат, близкий к Юрию Луценко). Поэтому есть нюансы...
Что же касается роспуска парламента, то ожидается, что решение будет принято по результатам голосования за отставку Генпрокурора и назначение нового. Это первое, что планирует внести в зал ВР Зеленский. И если Рада провалит эту инициативу, по версии Зе-команды, это станет политической мотивацией для ее роспуска.
Самое интересное, что к роспуску парламента оппоненты Зе (в первую очередь БПП) морально готовы. И даже считают, что такой сценарий более выгоден, чем срочные выборы осенью.
«ИЗ СУЩЕСТВУЮЩЕЙ РАДЫ НУЖНО ВЫТРУСИТЬ ХОТЯ БЫ ЧАСТЬ ЕЕ ДОЛГОВ ПЕРЕД СТРАНОЙ»
Александр СОЛОНТАЙ, политик:
— Мое мнение, что затягивание с инаугурацией президента связано исключительно со страхом перед внеочередными выборами. При этом я считаю, что действующий Президент Петр Порошенко в действительности не против внеочередных выборов в Верховную Раду по той причине, что он не хочет потерять до осени свой электорат. У него сейчас очень хорошие шансы для того, чтобы как можно скорее двигаться на внеочередные выборы, ведь завтра начнут действовать новые политические силы, развернутся мощные кампании как старых, так и новых партий. На выборы пойдут как те, кто принимал участие в президентских выборах, так и те, кто не принимал. Если выборы состоятся осенью, то Зеленский, с одной стороны, может наделать ошибок, а с другой — может «валить» все проблемы на старую Верховную Раду.
В целом же народные депутаты так и не сделали главные выводы за эти годы. Вместо того, чтобы работать, гуляют на каникулах в самые критические для страны моменты, играются в интриги и тому подобное. И все это вместо того, чтобы гасить свою депутатскую задолженность. Это наибольший минус ситуации.
Считаю, что внеочередной роспуск парламента не нужен, ведь прежде всего нужно изменить правила избрания Верховной Рады, а тогда уже выбирать новый парламент. Взять и распустить его будет означать поменять «шило на мыло». Из существующей Рады нужно вытрусить хотя бы часть ее долгов перед страной. По действующим избирательным правилам лучшую Раду мы избрать не сможем. Необходимо ликвидировать «мажоритарку», неприкосновенность, нужны открытые списки, новый статус народного депутата, который должен ходить на работу, а не так как, это происходит в настоящий момент. Если посмотреть график работы Верховной Рады за эти пять лет, то выходит, что они больше отдыхали, чем работали.
«ДЕЙСТВУЮЩИЕ ПОЛИТИКИ ТАК И НЕ СДЕЛАЛИ КОРЕННЫЕ ВЫВОДЫ ИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ПОСЛЕДНИХ ВЫБОРОВ»
Виктория ПОДГОРНАЯ, политолог:
— Главная причина того, что инаугурация до сих пор не состоялась, прежде всего — психологическая. Нынешний парламент считает, что избранный 73 процентами голосов президент не является президентом в их понимании. Конечно, они не могут этого озвучить, потому что по факту его легитимность с упомянутым процентом тех, кто за него проголосовал, выше, чем у самих парламентариев. Но при этом большинство депутатов делают все, чтобы продемонстрировать пренебрежение к Зеленскому. Парламентарии хотят показать, что они являются опытными профессиональными политиками, а Зеленский всего лишь шоумен, актер, который получил свои голоса по стечению обстоятельств.
Вторая причина рациональна — это вопрос роспуска парламента. Поэтому депутаты искусственно затягивают ситуацию для того, чтобы устроить закрытые торги. Они стремятся дотянуть ситуацию до того момента, когда президент не будет иметь времени на роспуск парламента. Как известно, за полгода до выборов нельзя распускать парламент, ведь нет смысла. Других факторов такого затягивания я не вижу. Вся дело в том, что действующий парламент ориентировался на два варианта выбора народа — или Порошенко, или Тимошенко. На Зеленского они просто не ставили, а следовательно — и не планировали соответствующие конфигурации политического поля. Зеленский как президент, тем более с таким результатом на выборах, для них оказался неожиданностью, потому сейчас они ищут новые формы упомянутой конфигурации. А для этого нужно время. Кроме того, будут появляться новые проекты, которые могут изменить общую картину, которая серьезно повлияет на шансы действующих депутатов попасть в следующий парламент.
Важно отметить то, что действующие политики так и не сделали коренные выводы из результатов последних выборов. Голосование за Зеленского — это в известной степени вердикт существующей политической системе и политикам, которые очень глубоко погрузились в свои кабинеты и автомобили. Стекло этих автомобилей оказалось слишком тонированным для того, чтобы ясно видеть реалии за окном. Измениться они не могут, а следовательно — заблаговременно обречены на ошибки. Сегодня депутаты своими действиями презирают не столько самого Зеленского, сколько само общество. Они исходят исключительно из собственных интересов, собственной политической логики и игнорируют народ, который на последних президентских выборах сказал им «нет». Это проявление запроса на перезапуск политических элит.